Эмоциональное отношение в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

Содержание

Введение.
Понятие «любовь». Виды и модели любви.
Любовь как высшее проявление эмоций человека.
Развитие любви как чувства
Теории любви.
Любовь как признак неадекватности.
Теория любви А. Афанасьева.
Теория любви В.И. Мустейна.
Любовь и брак.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология эмоц-х отн-й как основа сем-й жизни.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

К.Э. Изард подразделяет активаторы эмоций на несколько достаточно широких классов. Первый из них — перемены.

Иногда повседневная жизнь начинает утомлять своей монотонностью и однообразием, и тогда возникает желание внести в нее какие-то изменения, сменить обстановку. Смена обстановки порождает два других фактора — одушевленность и новизну объекта. Итак, второй активатор одушевленность.

Еще одним обязательным фактором интереса является новизна объекта. Это очень надежный активатор интереса, и он обладает мощной силой притягательной силой для органов чувств.

2. Любовь и ее характеристики как эмоции радости — удовольствия.

Чтобы понять, что такое эмоция радости, нужно, полагает К.Э. Изард, определить ее отличия от чувства удовольствия. Чувственное удовольствие, которое человек получает от поглощения хорошо приготовленной пищи, отлично от того чувства радости, которое мы испытываем, когда собеседник сообщает нам хорошую новость или когда мы слышим признание в любви. Секс — еще одна сфера человеческой жизни, напрямую связанная с чувственным удовольствием. Сексуальное удовольствие основано на тактильных ощущениях, оно может возникать независимо от эмоции радости. Сексуальная близость часто связана с эмоцией интереса — возбуждения, и она может так же сопровождаться переживанием радости, но это переживание лишь дополняет сексуальное наслаждение. Различия между чувственным наслаждением и переживанием чрезвычайно важны для понимания эмоции радости, ее причин и последствий.

Любовь — фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным эмоциям, таким как радость или печаль, т.е. понятие любви нельзя рассматривать только с точки зрения эмоционального процесса. Любовь слишком сложное и многогранное понятие, которое включает в себя помимо эмоционального компонента социальные отношения, личностный фактор и многое другое. Любовь можно характеризовать интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций. Есть различные типы любви, и в каждом любовь проявляется по-своему. Так романтическая любовь подразумевает сексуальное влечение, а остальные виды любви (братская, родительская) нет.

По мнению Ю.М. Орловой, в наиболее общем смысле любовные отношения представляют собой действия, обращенные на другого человека, когда влюбленный испытывает радость и удовлетворение, доставив радость объекту своей любви или уменьшив его страдания. Цель любви и любовных отношений — не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого.

Вытекающая из всего этого формула любви достаточно проста: «Если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше, и делаю это — я тебя люблю. Если другой человек в отношениях ко мне руководствуется этой формулой, то он меня любит».

 

Развитие любви как чувства.

 

Этапы развития любви по Стендалю:

Первый этап — восхищение предметом любви. Что-то в другом человеке привлекает наше внимание, поражает нас, заставляет остановиться, почувствовать восхищение. Выделение будущего предмета любви из окружения и превосходной эмоционально-позитивной его оценкой. Переживание восхищения наделяет партнера в ваших глазах исключительностью и ставит его в центр вашего внимания.

Второй этап — изучение предмета любви. Всестороннее исследование партнера, повышенная чувствительность ко всем его поведенческим проявлениям, внешнему виду, суждениям. Здесь еще нет любви, присутствует только доброжелательный интерес к личности партнера и неосознанная симпатия, обусловленная восхищением.

Третий этап — зарождение любви и первая кристаллизация чувств. Зарождение любви связано с переживанием наслаждения от вида ее предмета и общения с ним. Решающее значение для развития любви имеет первая кристаллизация чувств. Личность партнера подвергается систематической положительной оценке. Информация о партнере селектируется и проходит особую обработку — преувеличение достоинств, игнорирование или искажение недостатков (оборачивание их в достоинства), что приводит к «сгущению достоинств и добродетелей» партнера и идеализации его образа.

Четвертый этап — рождение сомнения. Идеализация образа партнера вопределенный момент поворачивает носителя чувства любви к самому себе и рождает сомнение в том, насколько же он сам достоин любви своего избранника, столь уважаемого, совершенного и «богоподобного» существа. Начало поиска ответа на вопрос: «Почему и за что я любим?»

Пятый этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтверждения наличия ответной любви направляет процесс самоисследования и саморазвития личности в сторону выделения и культивирования в себе лучших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. Происходит интенсивный личностный рост носителя чувства любви в контексте построения отношений со значимым Другим.

Шестой этап — развитие отношений любви в сторону достижения полной близости и единства с ее объектом. Ключевое значение для понимания психологических механизмов влияния отношений любви на развитие личности имеют этапы первой и второй кристаллизации, по сути представляющие собой процесс идеализации образа партнера (предмета любви) и собственного образа.

B.C. Соловьев рассматривал  идеализацию в ее позитивном  значении как способность видеть в партнере не только те свойства и качества, которыми он уже обладает, но и те, которые могли бы быть. Умение увидеть в партнере потенциальные, пока еще скрытые от других достоинства и совершенства и отнестись к нему так, будто они уже реальность, строить свое общение и поведение, уже учитывая эти потенциальные достоинства, составляет великую мудрость любви.

 

Теории любви.

 

Любовь как признак неадекватности.

Некоторые авторы (Л. Каслер, 3. Фрейд, В. Райх) пытались обрисовать потребность в любви, как признак неадекватности. Однако, понятие неадекватности по-разному используется разными авторами.

3. Фрейд видел в любви  в основном сексуальные феномены, или выражение полового инстинкта. Эросом родоначальник психоанализа  считал любое объединение, например разговор, еду, чтение книги и т. п.

Такой любви он противопоставлял стремление к распаду, разрушению, так называемый Танатос. Для Фрейда любовь — патологический феномен. Ибо любовь — это всегда удовлетворение неизбежного желания самоутвердиться. Человек любит не другого человека, а себя в своем отражении в газах любимого.

Так же, как и Фрейд, В. Райх рассматривал любовь в качестве отраженного восприятия собственных не достигнутых идеалов в партнере.

В психоанализе проводят параллель между использованием наркотиков и любовью (зависимость от чувства удовлетворения способствует занижению своей самооценки).

Согласно Л. Каслеру, любовь также является признаком невротической личности. Любовь у Л. Каслера связана с удовлетворением потребности в признании и сексуальной потребности, а также с конформистской реакцией (так принято), и является сплавом совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Отсюда зависимость влюбленного человека, которая мешает личностному развитию.

 

Теория любви А. Афанасьева.

«Любовь» — это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, которых ощущается недостаток.

А. Афанасьев обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»). Этот набор функций присущ всем людям, однако, он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни, соответственно иерархиям своих функций. Автор, математически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта взаимодействия двоих людей во имя «любви». Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):

Эрос — любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь-зависть — ненависть.

Филия — любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука.

Агапе — любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих

Существуют чистые и множество переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития. Как правило, эйфория длится три года, далее происходит разрыв (если иллюзия оказывается необоснованной) или продолжение отношений на ином уровне. Так, по­знание себя и другого определяет возможности отношений между людьми.

 

Теория любви В.И. Мустейна.

По мнению В.И. Мустейна, в понятие «любовь» входят множество характеристик: альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения:

а) чувство, б) установка, в) поведение, г) здравый смысл.

Однако ни один из них не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается однако осознанным решением».

Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»:

а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь.

Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров.

Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности.

Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо, если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности, на «постоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию».

Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь.

 

 

Любовь и брак.

 

Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любовных переживаний.

С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.

С.В. Ковалев пишет:

Во-первых, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем — вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».

Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

Функционирование и развитие отношений симпатии зависят от ряда моментов. Это, с одной стороны, личностные особенности членов семьи. Способность испытывать симпатию имеется не у каждого человека, и уровень развития ее у разных людей также различен. С другой стороны, немаловажную роль играет и то, как сложились семейные отношения, в какой степени они пробуждают (или, наоборот, подавляют) взаимную симпатию членов семьи.

Таким образом, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустрационные состояния; снижают взаимную агрессивность членов семьи; создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов.

Информация о работе Эмоциональное отношение в семье