Эмоции и потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

При исследовании этого феномена были вы выделены цели работы:
Определение связи эмоций с потребностями
Определение степени влияния окружающего мира на эмоции и потребности человека.
Определение факторов, влияющих на изменения эмоций и потребностей.
Цели достигались путем выполнения основной задачи, которая заключалась в сборе и анализе теоретического материала по заданной теме.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология эмоции и потребности.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Происхождение  потребностей

Часть потребностей человек получает генетически, сюда в основном относят группу органических потребностей. Все остальные потребности формируются и развиваются в ходе развития и жизнедеятельности человека. Приобретаемые в процессе жизни потребности начинают формироваться у человека в возрасте около 1 года. Когда он получает возможность общаться с окружающими посредством речи. Очень большое влияние на формирование потребностей у маленьких детей оказывают родители, которые сознательно приучают детей пользоваться теми или иными средствами, способствующими удовлетворению своих потребностей. Так у трехлетнего ребенка уже сформирован ряд человеческих и материальных потребностей.

В подростковом возрасте возникают потребности, связанные с желанием саморазвиваться. Многие в этом возрасте начинают заниматься физическим совершенствованием, интеллектуальным или нравственным.

У взрослых потребности продолжают свое развитие и формирование. Их характер зависит от приобретенного жизненного опыта и образа жизни человека. В течение всей жизни человеческие потребности постоянно трансформируются и развиваются. При смене рода деятельности, меняются и потребности.

 

3.3 Классификация  потребностей

Существует множество классификаций потребностей. Они классифицируются по различным признакам. Рассмотрим основные из них. Сюда можно выделить три больших группы: биологические, социальные и духовные.

К биологическим потребностям можно отнести утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др. Т.е. все факторы, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность.

К социальным потребностям относятся социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др. Эта группа потребностей связана с социальной жизнью человека. Они определяют принадлежность человека к обществу.

В качестве духовных потребностей обычно рассматривают самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др. Эта группа потребностей связана с познанием окружающего мира, себя и смысла существования, т.е. в эту группу относят все потребности, необходимые для духовного развития личности.

Существует также классификация потребностей по отношению к нравственным нормам общества. Здесь выделяют подлинные и мнимые потребности. Подлинные потребности, это те, что помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям. А к мнимым относят потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

 

4. Связь эмоций и потребностей

Связь эмоций и потребностей человека очевидна. Так как эмоции отражают отношение человека к тому, что происходит вокруг него или непосредственно с ним, можно сделать вывод о том, какие потребности являются для него актуальными на данный момент времени. Положительный или отрицательный характер эмоции носят в зависимости от того, является ли действие, совершаемое человеком, или воздействующее на него, положительным или отрицательным по отношению к его потребностям.

Отношение потребностей и эмоций далеко не однозначное, потому что удовлетворение. Благодаря многообразию человеческих потребностей, одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное – как положительное, так и отрицательное – эмоциональное значение.

В соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей заключенное в потребности двойственное активно-пассивное отношение человека к миру, двойственной или, точнее, двусторонней, как увидим, оказывается и роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение.

В настоящее время такие понятия как человеческие эмоции и потребности еще недостаточно изучены. Но на основе имеющихся исследований и литературы уже можно сделать вывод о том, что человеческие эмоции и потребности не существуют изолированно друг от друга, а также подвергаются огромному влиянию различных внешних и внутренних факторов. Это влияние внутренних и внешних факторов является основополагающим в формировании и эмоций и потребностей. А эмоции и потребности влияют, в свою очередь, на характер и успех той или иной деятельности индивида. Чем выше цель, которую ставит перед собой человек, тем эмоционально насыщенней его жизнь и тем шире ряд потребностей, которые он испытывает.

Совершенно очевидным становится взаимное влияние потребностей и эмоций друг на друга. С одной стороны, потребности являются условием возникновения эмоций и чувств, а с другой стороны, сами эмоции и чувства могут выступать в роли потребностей и мотивов, определяющих поведение человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список литературы

1. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции/ А.Н. Леонтьев – Москва: Московский Государственный Университет, 1971. – 40 с

2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. . — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

3. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд./ Р.С. Немов — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн — Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999. — 720с.: (Серия «Мастера психологии»)

 

 


Информация о работе Эмоции и потребности