Эмоции и их влияние на эффективность познавательных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:20, реферат

Краткое описание

Чем бы ни занимался человек – всё вызывает у него определенное отношение, выражающееся в переживаниях. Поэтому что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти объект или дело, полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, так как человеческая жизнь невозможна без переживаний.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе психология и педагогика.docx

— 52.91 Кб (Скачать файл)

Факультет Экономики и финансов

Кафедра Экономики и управления

Специальность Экономика и управления на предприятии (в городском хозяйстве 
 

РЕФЕРАТ

 
 
 
по дисциплине Психология  и педагогика

                                                                                    (название дисциплины)

Тема: Эмоции  и их влияние на эффективность познавательных процессов
  (тема работы)
 

                                                      

Выполнил  студент Зотова  Елена Александровна  ЭСс8.1/0-10  1(3) курс СПО
  (курс, группа, фамилия,  имя, отчество)
 
 
 
Преподаватель Болотина  Л.А
  (ученая степень,  звание, фамилия и инициалы)

                                 

         
 

   
   

Москва 2011г.

 
 
 
 

ВСТУПЛЕНИЕ 

     Чем бы ни занимался человек – всё  вызывает у него определенное отношение, выражающееся в переживаниях. Поэтому  что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти объект или дело, полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, так как  человеческая жизнь невозможна без  переживаний. 

РОЛЬ  И ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 

     Реальные  жизненные условия, в которых  осуществляются достижение целей и  удовлетворение потребностей, обуславливают  многообразие эмоциональных переживаний, которые тяготеют к двум разным полюсам:

     1. Условия, предметы и явления,  которые способствуют удовлетворению  потребностей и достижению целей,  вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и др.;

      2. Ситуации, которые воспринимаются  человеком как препятствующие  удовлетворению потребностей, вызывают  отрицательные эмоции: гнев, печаль, страх и др.

     Таким образом, присутствует двойная обусловленность  эмоций: с одной стороны, это потребности  и мотивы, а с другой – особенности  ситуации. Являясь связующим звеном между потребностями и мотивами и особенностями ситуации, эмоции сигнализируют человеку о возможности  или невозможности удовлетворения потребности в данных условиях. Следовательно, эмоции регулируют деятельность «изнутри», а также являются регулятором эффективности адаптации человека в сложившихся условиях.

     Эмоции  выступают как регуляторы общения, влияют на выбор партнеров по общению и определяют способы и средства общения. Эмоции оказывают влияние на восприятие. Горюющий и радующийся человек будет по-разному воспринимать окружающий мир. Эмоции оказывают влияние на память, внимание, воображение; они регулируют познавательную деятельность человека. Так, например, эмоциональный материал, в зависимости от его знака, лучше запоминается или забывается.

     Эмоция  возникает как реакция на значимое воздействие (актуальное или возможное) и вызывает разнообразные изменения в телесных функциях, протекании других психических процессов и деятельности в целом. Но эмоции – это не только реакции на то, что полезно или вредно, но и побуждения к соответствующим действиям.

     Эмоции сопровождают любое проявление активности субъекта и служат одним из главных механизмов регуляции его деятельности. Они отражают оценочное отношение человека ко всему, что его окружает: другим людям, предметам или событиям.

     Эмоции  – необходимый и важный компонент  регуляции деятельности человека. Положительная эмоция содействует поддержанию или повторению действий, которые привели к её возникновению. Отрицательная эмоция дезорганизует те действия, которые приводят к ее появлению, но организует действия по ее устранению или уменьшению.

     Эмоция  может проявляться сразу в  форме реакции разной силы, вплоть до аффекта. А может внешне быть скрытой (латентной), создавая только повышенную готовность к эмоциональной реакции (эмоциональный тонус). Это не осознается, но эмоциональное состояние постепенно захватывает различные сферы поведения, и оно изменяется, возможно, неожиданно для самого человека. В норме у человека положительных эмоций больше, чем отрицательных. Если мы испытываем отрицательные эмоции, то у нас возникает желание сделать что-нибудь хорошее.

     Все познавательные процессы изменяются под  влиянием эмоций, приобретают избирательность  и направленность. Положительные эмоции облегчают заучивание связанного с ними материала. Отрицательный опыт запоминается лучше, чем нейтральный. Но при этом лучше всего запоминается та информация, которая связана с возможностью прекратить отрицательное воздействие или избежать его.

     Весьма  сложны взаимодействия эмоций с мышлением  и речью. Для начала мыслительного  процесса необходима мотивация, т.е. пристрастное, умеренно-эмоциональное отношение к объекту мышления. В процессе решения задачи неудачные попытки вызывают отрицательные эмоции, а удачные – положительные, причем положительная эмоция средней силы возникает раньше, чем формулировка правильного решения, т.е. эмоция «помечает правильный путь» мысли. Особенно сильны положительные эмоции при успешном решении творческих задач. Однако сильные эмоции блокируют процесс мышления. Действие сильных эмоций на познавательные процессы не зависит от знака эмоции: люди, «опьяненные от счастья», «обезумевшие от горя» или «не помнящие себя от ярости» одинаково отключены от реальности. Аффект кратковременен и искаженное восприятие и мышление быстро возвращается в норму.

     С другой стороны, процесс размышления  и проговаривания препятствует развитию сильных эмоций по поводу объекта  мыслительного анализа. Вообще, чем  больше структурирован познавательный процесс, т.е. чем он лучше выделен  из других и произволен, чем лучше  человек представляет себе явления  и связи, например, выделяет фигуру из фона, тем меньше подвержен он влиянию эмоций.

     Чем меньше опыт, тем слабее структурированность познавательных процессов и сильнее влияние на них эмоций. Это относится не только к восприятию реальности, но и к фантазиям и ассоциациям, которые менее структурированы и потому более подвержены влиянию эмоций. Отрицательные эмоции могут вызывать фантазии, частично замещающие действия, которые невозможно реально выполнить.

     Аналогичным образом влияют эмоции на идеи, запоминание, планы и намерения. Иначе говоря, чем более опытен человек в  выполнении какого-либо дела, чем более  уверенно его делает, тем менее  он подвержен влиянию эмоций, но только в рамках своего опыта. При выполнении другого, менее знакомого дела, тот же человек может оказаться подвержен влиянию эмоций в гораздо большей степени.

     Получая любую информацию, человек непроизвольно  сопоставляет ее с собственными представлениями  о средствах и условиях, необходимых  ему для достижения актуальных в  данное время целей. Если в результате поступления новой информации субъективная вероятность достижения цели увеличивается, эта информация оценивается положительно и человек испытывает положительную  эмоцию (удовлетворение, радость). Если же информация указывает на уменьшение вероятности достижения цели, она  оценивается отрицательно и человек испытывает отрицательную эмоцию (неудовольствие, раздражение, гнев). Чем более неожиданной является информация и чем больше она отличается от ожидаемого прогноза, тем сильнее эмоциональная реакция. 

Заключение 

      Каждый  человек в процессе своей деятельности оказывался в ситуации, когда он испытывал эмоции. Типичная ситуация, с которой сталкивается школьник или студент – контрольная  работа. Эмоции проявляются, если при  ее выполнении возникают трудности, либо для решения поставленных задач  не хватает времени. Сила эмоциональных  переживаний зависит от личностной значимости выполняемой деятельности. Этим же фактором определяется и качественная специфика переживаний. Таким образом, развитие эмоций в деятельности происходит, прежде всего, за счет обогащения эмоционального опыта, качественных характеристик  переживаемых эмоций и чувств.  
 
 

Список  используемой литературы

 

1. Общая  психология / под общ. ред. Е.И. Рогова. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010г.

2. Общая  психология и психологический  практикум / Д.М. Рамендик. – М. : ФОРУМ, 2009 г.

3. Психология  и педагогика: учебник для вузов  / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010г.

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов  / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001г.

5. В.Д.  Шадриков. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002г.

6. С.Д.  Максименко. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2004г.

Информация о работе Эмоции и их влияние на эффективность познавательных процессов