Элементы человеческой психики и сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Престижные – показывают, что человеку свойственно выделяться чем-либо, обгонять других, быть неравным им, обращать на себя особое внимание и искать преимущества. Стремление выделиться движет карьерой, желанием получить более высокий статус, престиж, признание, оценку.

Вложенные файлы: 1 файл

Потребности. Элементы человеческой психики и сознания.ppt

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Потребности  человека

 

Элементы человеческой  психики и сознания

 

Выполнила: Волкова  Екатерина, ЗЭ-12/22

Потребности человека

 

  • Потребности – малоуправляемые побудители действий; состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Потребности человека

 

Иерархическая теория  потребностей А.Маслоу

 

Духовные потребности

 

Престижные потребности

 

Социальные потребности

 

Экзистенциональные  потребности

 

Физиологические потребности

 

первичные (врождённые)

 

вторичные (приобретённые)

 

индивид

 

индивидуальность

 

личность

Потребности человека

 

  • Физиологические – потребности в пище, сне, дыхании, воспроизводстве людей, жилище, отдыхе, предохранение себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.)

Потребности человека

 

  • Экзистенциональные – стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и своё жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта.

Потребности человека

 

  • Социальные – свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности, любви, общения, помощи близких, заботы, принадлежности к сообществу, участия в организациях.

Потребности человека

 

  • Престижные – показывают, что человеку свойственно выделяться чем-либо, обгонять других, быть неравным им, обращать на себя особое внимание и искать преимущества. Стремление выделиться движет карьерой, желанием получить более высокий статус, престиж, признание, оценку.

Потребности человека

 

  • Духовные – стремление выразить через творческую активность всё, на что способен человек, т.е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека.

Элементы человеческой  психики и сознания

 

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) – один из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека. В структуре личности З.Фрейд выделил 3 главных компонента:

    • «Оно» (подсознание)
    • «Я» (сознание)
    • «Сверх-Я» (сверхсознание)

 

«Сверх-Я»

 

«Оно»

 

«Я»

 

подсознание

 

сознание

 

сверхсознание

Элементы человеческой  психики и сознания

 

Духовные потребности

 

Престижные потребности

 

Социальные потребности

 

Экзистенциональные  потребности

 

Физиологические потребности

 

первичные (врождённые)

 

вторичные (приобретённые)

 

подсознание

«оно»

 

сознание

«Я» (Ego)

 

сверхсознание

«сверх-Я»

Элементы человеческой  психики и сознания

 

  • Подсознание («Оно») включает:
    • Биологические потребности: потребность в пище, сексуальные желания, удовлетворение естественных потребностей, защита от холода и т.д.;
    • Вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, не реализовавшиеся мечты, затаённая обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.

 

Элементы человеческой  психики и сознания

 

  • Сознание («Я» - Ego) – высшая форма психики, компонент личности, управляющий нашими контактами с внешним миром, фундамент социальной жизни людей.
    • Рассудок, разум, логика.

 

Элементы человеческой  психики и сознания

 

  • Сверхсознание – область нравственных чувств; культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы.

Элементы человеческой  психики и сознания

 

  • Психика – (от греч. psychicos – душевный) особая форма отражения действительности, появляющаяся на определённой ступени биологической эволюции, результат взаимодействия живых систем с окружающей средой.

Элементы человеческой  психики и сознания

 

Дух

 

Разум

 

Рассудок

 

Чувства

 

Мотивы

 

Привычки

 

Потребности

 

Инстинкт

Элементы человеческой  психики и сознания

 

  • Инстинкты и рефлексы – то, что совершенно нами, не контролируется и полностью задано природой.
  • Потребности – ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.
  • Привычки – установленная схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях, приобретённые нами способы удовлетворения потребности и способность реагировать на инстинкты;  результат обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже – стихийного.

Привычки бывают: временные и постоянные, индивидуальные и коллективные.

Элементы человеческой  психики и сознания

 

  • Мотивы – осмысленные побудители действия; разумно объяснённая причина поведения.
  • Чувства – чувственное составляющее нашего сознания.

Комбинацию чувств  называют темпераментом.

  • Темперамент – тип психического склада индивида.
  • Рассудок – способность к дедукции и индукции.
  • Разум – умение находить оригинальное решение в неожиданной ситуации.
  • Дух – внутреннее развитие человека.

 

Элементы человеческой  психики и сознания

 

Все перечисленные  выше элементы внутреннего мира  человека образуют сложные конфигурации. Одной из таких конфигурацией  выступает деятельность.

  • Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.

Элементы человеческой  психики и сознания

 

Структура деятельности

субъекты (человек, группа  лиц, организации, институты)

  • их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности
  • цели, как идеальные прообразы потребных предметов
  • средства
  • объект (на что направлены усилия субъекта)
  • сама деятельность (деятельность + поведение)
  • результат

 

Элементы человеческой  психики и сознания

 

Виды деятельности

 

практическая

 

духовная

 

материально-

-производственная

(сельское хозяйство,

строительство,

производство

товаров и т.п.)

 

социально-

-преобразовательная

(социальный

контроль,

организационная

культура

предприятия,

реформа, революция)

 

познавательная

(научные

исследования,

изучение объекта,

чтение книг)

 

ценностно-

-ориентировочная

(формирование

и изменение

мировоззрения,

религиозные

приоритеты)

 

прогностическая

(планирование

финансовой

деятельности,

координация

групповых

действий)

 

Спасибо за  внимание!


Информация о работе Элементы человеческой психики и сознания