Экстренная психологическая помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:19, доклад

Краткое описание

Бригада специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь в сложной ситуации, должна представлять относительно устойчивый коллектив взаимодополняющих друг друга единомышленников, прошедших соответствующую профессиональную подготовку. В состав бригады должны входить психологи и врачи. Она должна быть представлена мужчинами и женщинами. Число бригад и количество специалистов должно определяться с учетом ситуации и возможных реакций, требующих неотложного одновременного психологического вмешательства. Число бригад должно быть достаточным для обеспечения сменного графика работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Экстренная помощь.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в  результате кризисной ситуации или  психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической  деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы целеполагания и контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния.

Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации.

Основными целями кризисного вмешательства  являются стабилизация состояния пострадавших, снятие или уменьшение острых симптомов  дистресса и восстановление независимого функционирования.

Бригада специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь в сложной  ситуации, должна представлять относительно устойчивый коллектив взаимодополняющих  друг друга единомышленников, прошедших  соответствующую профессиональную подготовку. В состав бригады должны входить психологи и врачи. Она  должна быть представлена мужчинами  и женщинами. Число бригад и количество специалистов должно определяться с  учетом ситуации и возможных реакций, требующих неотложного одновременного психологического вмешательства. Число  бригад должно быть достаточным для  обеспечения сменного графика работы.

В ситуации ЧС экстренная психологическая помощь оказывается:

  • лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе раненым и больным;
  • родным и близким пострадавших и населению, находящемуся непосредственно в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее;
  • очевидцам события, которые также могут получить психологическую травму;
  • сотрудникам служб, осуществляющим в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций спасательные и иные работы; медицинским работникам, оказывающим помощь пострадавшим как в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, так и в лечебных учреждениях; сотрудникам социальных и психологических служб, участвующим в устранении последствий чрезвычайных ситуаций;
  • лицам, не находившимся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не занятым в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные отклонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействием стрессовых факторов, обусловленных информацией о ситуации (получена так называемая «вторичная травматизация»), или обострились ранее существовавшие психические расстройства, актуализировались травмы, полученные ранее.

 

 

 

Методы психологической  помощи лицам, пережившим психотравмирующие  события (по фактору времени, прошедшего с момента трагического события)

во время события и в ближайшее  время после него

на отдаленных этапах (работа с травмой)

  • Экстренная «допсихологическая» помощь;
  • Психологическое сопровождение; эмоциональная поддержка;
  • Направление (ведение), управление;
  • Информирование;
  • Психологическое вмешательство (интервенция);
  • Выявление негативных социально-психологических механизмов (психическое заражение,  паника, слухи) и управление ими (нейтрализация);
  • Психологический дебрифинг;
  • Психическая регуляция и саморегуляция (ПСР) - может использоваться также до и после деятельности в экстремальных  условиях.

Классические методы и на основе синтеза классических:

  • Когнитивно-бихевиоральная терапия;
  • Психодинамическая терапия;
  • Игровая психотерапия;
  • Арттерапия;
  • Использование метафор, историй, сказок;
  • Телесно-ориентрованная терапия;
  • Гештальттерапия;
  • Психодрама;
  • Кататимно-имагинативный подходили кататимное переживание образов, символдрама;
  • Терапия внушением (гипноз и его варианты,- используется врачами);
  • Гуманистически-экзистенциальная психотерапия;
  • Нейро-лингвистический подход;
  • и другие

 

Этапы оказания ЭПП

I. Подготовительный этап. На этом этапе необходимо собрать необходимую для психологов информацию о ситуации, сложившейся в результате чрезвычайной и других форм экстремальной, кризисной ситуации (о пострадавших и их месте расположения, о наличии специалистов и их графике работы, дальнейших действиях социальной и других служб, которые организовывают комплексную помощь пострадавшим); установить необходимые связи с организациями и ведомствами, оказывающими комплексную помощь населению. Большое значение на этом этапе уделяется анализу положения дел, прогнозу (по возможности) и планированию действий, распределению функций между членами бригады, определению графика работы.

II. Установление контакта с представителями  других ведомств. Выявление людей,  которым необходима психологическая  помощь (группы риска) и установление  контакта с ними.

Человек, находящийся  в кризисной ситуации, может нуждаться  в медицинской, социальной и других видах помощи. Прежде чем оказывать  ЭПП, необходимо установить взаимодействие со специалистами других ведомств.

III. Непосредственное оказание экстренной  психологической помощи пострадавшим. Экстренная психологическая помощь оказывается в период, максимально приближенный к травматическому событию. В связи с этим, специалисты, оказывающие психологическую и психотерапевтическую помощь, имеют дело с первыми этапами реакции на него (шок, который может выражаться либо в гиперкинетической форме, – «двигательной буре», либо в ступоре; дезорганизация поведения, истерика и др.). Когнитивная переработка информации (внимание, память, мышление) вследствие нарушения состояний у пострадавших чаще затруднена, поведение дезадаптивно. В это время такой человек нуждается в информации, социальной помощи. Получение помощи такого характера, наряду с эмоциональной поддержкой, дает им возможность начать действовать, пусть даже пока на автоматическом уровне. Если эти действия являются адекватными ситуации, то постепенно приходит осознание возможности контроля ситуации, регуляции эмоционального состояния.

IV. Завершение работы. О возможности завершения работы по оказанию экстренной психологической помощи свидетельствует восстановление функционального состояния личности, обретение чувства контроля ситуации, своего поведения, появление ресурсов для совладания с проблемой. На фоне постепенного восстановления возможны появление агрессии, раздражительности. Если эти реакции позволяют человеку начать самостоятельно решать свои проблемы, то данное поведение уже можно назвать совладающим.

Следует понимать, что на восстановление после тяжелых  травматических событий требуется  время и в последующем самостоятельная  работа человека с травмой в форме  переживания представляет естественный динамический процесс.

Если пострадавший нуждается в срочной медицинской (психиатрической) помощи, его необходимо передать «из рук в руки» соответствующим  специалистам.

В случае взаимодействия со специалистами других ведомств окончание  работы согласовывается с ними.

V. Анализ процесса и результатов  деятельности. Составление отчета. Непосредственно после завершения работы необходимо вести записи (если возможно, то в процессе работы). Анализ деятельности осуществляется как в процессе оказания помощи, так и после ее окончания. Данные обобщаются, сопоставляются, выявляется и описывается специфика отдельных случаев, выявляются закономерности. Анализируются допущенные ошибки и меры, дающие позитивный результат. Составляется отчет о выполненной работе, в котором указываются: время, событие, место, ситуация, межведомственное взаимодействие, состояние и другие характеристики людей, переживших событие, характер, результат оказанной психологической помощи.

VI. Восстановительный этап. Заключается в необходимости полноценного отдыха после работы, в обсуждении и подведении итогов работы, супервизии сложных случаев.


Информация о работе Экстренная психологическая помощь