Экстремизм в зеркале социальной психиотрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 06:27, статья

Краткое описание

Несомненно, что актуальной особенностью нескольких последних десятилетий ушедшего века и, к сожалению, в наступившем XXI веке является озабоченность общества со-стоянием психического здоровья подрастающего поколения; имеющем, как мы видим, негативную тенденцию. Эта про-блема в настоящее время находится в поле научной деятель-ности специалистов области социальной психиатрии.
Экстремизм порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур; обнищание массовых групп населения; экономический и социальный кризис; ослабление государственной власти и дискредитация ее ин-ститутов; падение исполнительской дисциплины; рост анти-социальных проявлений; распад прежней системы ценнос-тей; нарастание чувства ущемленности национального достоинства и т. д. [2, с. 60].

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКСТРЕМИЗМ В 3ЕРКАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИАТРИИ.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

ЭКСТРЕМИЗМ В 3ЕРКАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИАТРИИ

по материалам "ЭКСТРЕМИЗМ в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики", 2003 г.

Несомненно, что актуальной особенностью нескольких последних десятилетий ушедшего века и, к сожалению, в наступившем XXI веке является озабоченность общества со-стоянием психического здоровья подрастающего поколения; имеющем, как мы видим, негативную тенденцию. Эта про-блема в настоящее время находится в поле научной деятель-ности специалистов области социальной психиатрии.

Экстремизм порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур; обнищание массовых групп населения; экономический и социальный кризис; ослабление государственной власти и дискредитация ее ин-ститутов; падение исполнительской дисциплины; рост анти-социальных проявлений; распад прежней системы ценнос-тей; нарастание чувства ущемленности национального достоинства и т. д. [2, с. 60].

В установившееся понятие экстремизма как одного из элементов политической деятельности современные социально-общественные отношения вносят существенную коррек-цию [19]. С точки зрения современных психиатрических подходов к анализу поведения личности, начиная с детских лет формирования ее основы или ядра, с учетом индивидуальных, наследственных, психологических базисов, семейных, общественных, микроколлективных, в том числе и тоталитарных взаимоотношений, во главу угла ставится фор-мирующаяся внутренняя, а в последующем внешне проявляющаяся агрессивность как один из видов экстремизма [3] с явным нарушением психической адаптации [11].

Вследствие вырастания современных психиатрических знаний из жестких рамок философии материализма, где человек, по сути, рассматривался как сумма социальных отно-шений и на которую, в силу исторически сложившихся условий, опиралась наша психиатрия 14 психология в построении психогигиенических концепций и теорий, в настоящее время назрела необходимость пересмотра подходов к пони-манию психического здоровья и благополучия человека и путей их сохранения и развития [15].

Психиатрия в последнее время все более пристально рас-сматривается в аспекте эпистемологии (науковедения), что позволяет лучше понять ее место среди других наук, прежде всего таких, как философия, социология, этика, психология, лингвистика, а также определить наиболее значимые функциональные связи. Эпистемологический подход наиболее правомерен при изучении вопроса о том, как современная психиатрия соотносится с концепциями различных направлений, в том числе усиливающихся тенденций экстремизма с современных его позиций [16].

Проблема психического здоровья привлекла и привлекает внимание многих исследователей - врачёй, психологов, педагогов, философов, социологов и других специалистов. Сам термин "психическое здоровье" неоднозначен. Прежде всего, он связывает две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. Психическое здоровье рассматривается как отсутствие болезненных психических явлений, обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Известно влияние макросоциальных факторов, определяемых общественно-политической и социально-экономической ситуацией в стране, на психическое здоровье населения, в том числе с учетом национальных особенностей [42]. Здесь имеются в виду такие факторы социального стресса, как реальная и ожидаемая безработица, материальное неблагополучие, чувство социальной незащищенности, отсутствие четких перспектив на будущее, тревога за жизнь и благополучие своих близких, утрата прежних идеалов, криминогенная ситуация в стране. Особое место в этом ряду занимают стрессовые факторы сверхсильного характера, связанные с такими социальными явлениями, как война в Чечне, акты терроризма, экстремизма, крупные производственные и экологические катастрофы. Перечисленные причины вызывают развитие психических расстройств, обусловленных социальным стрессом, в частности посттравматических стрессовых расстройств и расстройств адаптации [26]. Следует отметить, что медикодемографические процессы достигли в настоящее время такого размаха, что оказались за пределами компетенции здравоохранения как отрасли народного хозяйства, приобрели геополитическую значимость и напрямую затронули вопросы национальной безопасности страны (предэкстремизм) [24]. За очень короткое время, что не свойственно популяционным процессам, обладающим высокой степенью инертности, в состоянии психического здоровья населения произошли резкие негативные изменения.

Одной из наиболее существенных и психологически осознанных характеристик человека является его личностное отношение к миру, людям, самому себе. Самое главное, молодой человек с еще не во всем устоявшейся психической сферой, на которую давит, как мы говорим, юношеский максимализм, не всегда находит себя социально в нужном месте и в нужное время, что вызывает психологическое внутреннее рассогласование. Через призму этих отношений проявляется социальная основа человека, а от их характера и уровня зависит его жизненная перспектива [22].

В последние годы вырос интерес к механизмам личностного совладания как стратегии действий, прёдпринимаемых индивидуумом при психологической угрозе и проявляющих ся в эмоциональной и поведенческой сферах, характеризующих успешную или неуспешную адаптацию при стрессовых ситуациях. Отличие механизмов совладания от механизмов психологической защиты в том, что первые используются индивидуумом сознательно и направлены на активное изме-нение ситуации, а вторые - неосознаваемы, пассивны и направлены на смягчение психического дискомфорта.

Очень важно изучение этнокультуральных особенностей психического здоровья и психических расстройств. Значение данной задачи обусловлено многонациональным составом населения России, и многое зависит от врачей-психиатров, принимающих участие в разрешении данного круга проблем [25].

Создание в обществе экстремальных условий предопреде-ляет развитие естественных социальных процессов. И на-оборот, такие крайне неблагополучные, характеризующие современное общество факторы, как низкий уровень благосостояния людей, проявление жестокости, насилия, экстре-мизма, проблемы в сфере занятости и многие другие, не могут способствовать стабильному и естественному жизне-обеспечению людей, интересам и потребностям молодых россиян. Псикоэпидемически формирующееся заострение инстинкта самосохранения вызывает межличностную агрес-сию в обществе, приобретающую массовый характер, в осо-бенности у молодежи, задумывающейся о своем дальнейшем благополучии; в том числе семейном и далее - общественном, социальном и политическом [29].

Достаточно существенным свойством личности, наклады-вающим отпечаток на процессы ее социального функциони-рования, является агрессивность как вариант склонности к агрессивному поведению. При описании подобного феномена агрессии используется различная терминология; различают агрессию, агрессивность, агрессивное поведение. Наряду с "агрессивностью" используется термин "враждебность". По-нятие "агрессия" в отдельных случаях практически отожде-ствляется с понятием "жестокость". В современной литера-туре намечается явная тенденция к разграничению "агрес-сии" и "агрессивности", "агрессивности" и "враждебности", "агрессивности" и "жестокости".

Тревоry можно рассматривать как мать агрессивности. Овеществленный человек агрессивен. Термин "реификация" - марксистского происхождения, это "философско социологическое понятие, обозначающее исторически пре-ходящую форму социальных отношений, при которой отно-шения между людьми принимают видимость отношений между вещами. Одно из проявлений овеществления - фети-шизм предметных форм, символов, языка и т. д." [30].

Тревога - термин, происходящий от греческого или латинского "ango", этот термин в современной психопатологии отличается от понятия "страх" как предоснова экстремизма [31]. Страх как понятие до 1850 г. едва ли употреблялся систематически. В 1844 г датский философ-экзистенциалист С. Кьеркегор опубликовал работу "Понятия тревоги", в которой дал определение и тревоги, и страха [34]. П. Пижо, специально анализировавший проблему "тревоги и стра-ха", в аспекте эпистемологии, все время ссылается именно наС. Кьеркегора. С. Кьеркегор в указанной работе впервые однозначно установил различие между тревогой и страхом: "в психологии понятие страха едва обсуждалось, а тревога кр-ренным образом отличается от страха и других подобных состояний, при которых всегда есть твердо устанавливаемая причина" [62].

Различие между тревогой и страхом, впервые сформули-рованное С. Кьеркегором в философской категорий экзистенциализма, было закреплено и в психиатрии, что впервые обозначил К Ясперс в своем известном труде "Общая психо-патология", вышедшем в 1913 г.: "Страх направлен на нечто, тревога беспредметна" [36].

Индивидуум овеществленного мира находится перед воз-можной всеобщностью, где продукты его собственной актив-ности ему,представляются в аспекте вражеских (чуждых) сил, которые его подавляют. Отсюда вытекает также ложное обозначение этого овеществлённого мира с подсознательным формированием экстремистских взглядов. Овеществление - это вселенная тревоги: человеческое существо становится анонимным объектом среди анонимных объектов, стремясь найти. себя через брутальную внутреннюю агрессию [39].

При исследовании поведения подростков установлено, что наиболее значимыми средовыми факторами являются: а) крайне низкий культурно-нравственный уровень родителей; б) несостоятельность семейного и школьного воспитания; в) выход детей и подростков из сферы влияния школьно-вне-школьных общественных организаций "на свободу"; г) "отчуждение", изоляция таких подростков от школы, потеря общественных, семейных, социальных связей; д) слабость общественно-административного (наказывающего, сдержи-ваюцдего) воздействия; е) активная пропаганда средствами массовой информации жестокости, садизма, физического и сексуального насилия, алкоголизации, курения; ж) бытующая подростковая проституция и др. [40,44].

Неустойчивость эмоциональных уровней нарушает целенаправленную деятельность психической сферы, что вызывает те или иные душевные расстройства. Проявление названного синдромального комплекса приводит к психопатизации личности, т. е. возникает как бы эпидемически, что омрачает взгляд психиатра на психическую устойчивость бУдущих поколений в связи с растущими хроническими социально-стрессовыми расстройствами [6].

К основным социальным причинам социально-стрессовых расстройств можно отнести, во-первых, последствия длительного господства тоталитарного режима в стране, воспитавшего несколько поколений людей на псевдодемократических идеологических и экономических принципах развития современного общества и приведшего к разрушению общепринятых в развитых странах духовной, средовой, экологической основы организации жизни людей. Во-вторых, порожденные перестройкой экономический и политический хаос, обострение межнациональных конфликтов, приведшие к локальным гражданским войнам, появлению сотен тысяч беженцев, расслоению общества, росту гражданского непо-виновения и преступности [2]. Почти постоянные экономическая депрессия, политичес-кий и психологический кризис нашли отражение в росте су-ицидальной активности в стране как одном из проявлений экстремизма. В последние годы возросло количество психогенных состояний, при которых происходит индукция бредовых идей и сверхценных интерпретаций от доминантных лиц (индукторы) одному или болеё реципиентам. Охваченность общими по содержанию психопатологическими пере-живаниями приводит коделирантов к взаимообусловленным, часто тяжким противоправным действиям, направленным против личности [1 ].

Речь идет об основе экстремизма - личностной агрессив-ности, формирующейся в связи с социальными трудностями, как виде борьбы за выживание [4].

Статистические данные свидетельствуют, что социально-экономические трансформации и время от времени имеющие место спорадические и весьма болезненные для людей по пытки реформ в течение нескольких лет привели практически к двукратному подъему уровня преждевременной смертности среди лиц трудоспособного возраста, а точнее, преждевременной сверхсмертности в этой группе населения, что вызывает отрицательный эмоциональный фон в обществе. А это устойчивая тенденция к накапливанию агрессивного потенциала личности и прямая дорога к проявлениям аг-рессивности в ее поведении [5]. При этом определение агрессии во многом зависит от личностной и предметно-профессиональной позиции фор-мулирующего его исследователя. С точки зрения крими нолога агрессия - противоправные действия, связанные с причинением ущерба. С позиции теории гомеостаза агрес-сивное поведение - своеобразный способ психической само-регуляции, периодически доходящий до явлений экстремиз-ма. Исходя из теории коммуникации, можно определить аг-рессию как патологическую форму общения, связанную с недостаточностью стимуляции при обычных социальных контактах.

Следует помнить, что агрессивность является биологически детерминированным свойством любой личности. Однако ее количественные и качественные характеристики мо гут варьировать у различных индивидуумов уже с раннего возраста, что зависит как от внутреннвгх факторов (наследственность), так и от внешних (влияние экзогенно-органических вредностей; неблагоприятные психологические воз-действия в раннем детстве, которым придается особое значе-ние в психоаналитических теориях). Эти нарушения поведения различной тяжести варьируют от лёгких форм антиобщественного поведения до одержимо-сти, навязчивых состояний и явных антиобщественных по ступков, в том числе таких, как агрессивность, клептомания (навязчивое воровство), пиромания (навязчивые поджоги) и патологическая наклонность к более серьезным преступлениям. Обычно зачатки такого поведения наблюда-ются в позднем подростковом периоде, после чего оно устанавливается на всю жизнь и редко осозна-ется субъектам как отклонение от нормы, nepexo-дя из формирования ядра личности в плоскость экстремизма.

Можно выделить крайние варианты выраженности агрессивности у детей - низкая и высокая. Последняя проявляется в играх, фантазиях с представлением массовых убийств людей (чаще на военную тему, а в последнее время и на тему криминальную), так называемых "сверхценных" увлечениях ("видеобоевиками", криминально-приключенской литературой, стрельбой, боевыми единоборствами и т. д.), но также и в жестоких драках и мучениях животных, которые имеютсвои особенности, позволяющие отдифференцировать их от обычных "детских шалостей" [21].

Информация о работе Экстремизм в зеркале социальной психиотрии