Эксперимент как метод исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 19:44, реферат

Краткое описание

Задача всех методов научной психологии как раз и заключается, прежде всего, в том, чтобы создавать условия, при которых связь между наблюдаемым поведением и обуславливающими его психическими причинами становилась бы по возможности наиболее однозначной.
Рассмотрим один из методов научной психологии – эксперимент.

Содержание

Введение 3
Общее понятие 3
Структура психологического эксперимента 4
Эксперимент как метод психологических исследований 5
Виды экспериментов 6
О 7
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОМ И ИСПЫТУЕМЫМ 11
Ошибки возникающее в процессе эксперимента 12
Специфика организации экспериментального общения 14
Несколько примеров прикладных экспериментальных психолого-педагогических исследований 16
Заключение 16
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Эксперимент в психологии.docx

— 55.99 Кб (Скачать файл)

Каждый экспериментатор, обследовав ряд лиц, в процессе накопления опыта должен научиться подбирать необходимые методы, анализировать и сопоставлять как наблюдения в ходе эксперимента, так и количественные показатели каждого метода, и главное -- устанавливать их взаимосвязи друг с другом и с данными других наблюдений

Проведение экспериментальных психологических исследований по выявлению особенностей возрастной динамики требует от психолога хорошего знания особенностей и закономерностей развития психики испытуемых данного возраста.

Экспериментальные психологические исследования (эксперименты, психодиагностические обследования) необходимо проводить в благоприятных условиях. Испытуемые должны быть в бодром состоянии, выспавшимися, отдохнувшими. Наиболее благоприятное время исследования -- утро, часа через два после подъема, но до каких-либо тяжелых нагрузок; если выяснится, что испытуемый плохо спал, то эксперимент лучше отложить.

Внимание испытуемого должно быть полностью поглощено выполнением задания; если, например, оказалось, что он в момент исследования интенсивно переживает из-за своих учебных, личных неудач или неприятностей, то эксперимент также следует перенести на другое время.

Очень важно создать у испытуемого серьезное, но достаточно спокойное отношение к эксперименту. Надо избегать всего того, что могло бы волновать испытуемого, вызвать у него излишнее эмоциональное возбуждение, отрицательно влияющее на ход эксперимента. Конечно, это условие может быть планомерно нарушено, если предметом изучения являются степень эмоциональной возбудимости, умение владеть собой и другие особенности эмоционально-волевой сферы.

У испытуемого (даже с целью профориентации или отбора) не должно создаваться мнение, что от результатов эксперимента «зависит его судьба». В то же время необходимо, чтобы он понимал, что должен работать с полным вниманием, что проводимые эксперименты помогают оценить особенности его способностей.

Чем больше различаются условия проведения эксперимента (обследования), тем труднее судить, в какой мере результаты испытуемого зависят от его изучаемых особенностей, а в какой -- от влияния условий и побочных факторов.

 

Список литературы

 

1. Возрастная и педагогическая  психология./ Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение. - 1984. С. 232

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. - С. - 40, 56, 59.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 33, 34, 45, 56.

4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982. - С.16-34

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология. -- СПб., 2000.

6. Измайлов И.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Общая психометрика. *-- М., 1983.

7. Константинов В.В. Экспериментальная  психология. - СПб., 2006.

8. Корнилова Т.Е. Введение в психологический  эксперимент. - Я.: МГУ, 1997. - С.30-35

9. Куликов Л.В. Психологическое  исследование. -- СПб, 1994

10. Рубинштейн С.А. Основы общей  психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.

11. Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Лига Пресс, 1996. - 457 с.

12. Современная психология / Под  редакцией В.И. Дружинина. - М.: «Педагогика  Пресс», 1999. - 398 с.

13. Титченер Э. Методы психологических исследований // Хрестоматия по вниманию. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 26-46 с


Информация о работе Эксперимент как метод исследования в психологии