Экспериментальное исследование особенности восприятия цвета детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности восприятия цвета детьми
Задачи:
*Изучить теоретический материал по проблеме восприятия цвета детьми
*выявить знания ребёнком названий цвета и их оттенков
*обработать экспериментальные данные, разработать психолого-педагогические рекомендации
Объект исследования: старшие дошкольники

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы восприятия цвета у детей дошкольного возраста….7-26
1.1.Понятие о восприятии, его видах и свойствах …..7-14
1.2.Особенности восприятия в дошкольном возрасте….15-19
1.3.Восприятия цвета детьми 3-7 лет…..20-26
Вывод по 1 главе……...……………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование особенности восприятия цвета детей старшего дошкольного возраста…29-36
2.1.Цель, задачи, организация исследования…..29-32
2.2Анализ результатов эмпирического исследования……33-34
2.3Психолого-педагогические рекомендации…………………………….35
Заключение …………………………………………..…………………….36-37
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

*зимой наблюдайте  с детьми палитру светлых оттенков  голубого, синего, фиолетового цвета

* Осень предоставит  богатейшую палитру оттенков  тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного

* Весной природа  дарит нежнейшие цвета и оттенки мягких, пастельных тонов – кремовый, розовый, абрикосовый, светло-жёлтый

- смешивание  между собой основных цветов  – красного, жёлтого и синего  для получения дополнительных

- закрепить  устойчивые представления детей  о цвете, развить зрительное  восприятие помогут дидактические игры

 

Заключение

Восприятие  – процесс активный. Направляясь  первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность  восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют  об определенной независимости его  от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность  – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.

Особенностями восприятия  в  дошкольном  возрасте  являются:

- развитие восприятия  в ходе  освоения  системы   перцептивных  действий;

- исследование свойств окружающих предметов через  систему  эталонов

- от  младшего  дошкольного возраста к  старшему  – увеличение целостности,  произвольности  восприятия.

Иными  словами, дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к  целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений.

Знакомство  детей с цветом – это путь непосредственного  восприятия цвета в связи с  предметами и явлениями окружающего  мира . Хорошо развитое чувство цвета помогает точнее сориентироваться в окружающем мире, полнее почувствовать его красоту, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Используя цвет, дети передают своё отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Очень важно научить детей воспринимать цвет, его оттенки, пользоваться представлениями о цвете в своей познавательной, практической, художественной деятельности.

По результатам  исследования видно, что большинство  детей правильно называют только цвет , затруднения возникают при  назывании оттенков . Гипотеза поставленная в начале исследования подтвердилась. 
Список литературы

1.Аксарина Н.  М. Воспитание детей раннего возраста. М., 2000. 
2.Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение. 1988. - 144 с. 
3.Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детствеМ.,1999. 
4.ВенгерЛ.А. Восприятие и обучение. М., 1996.  
5.Ветер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). — М., 2000.—365с. 
6.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5 
7.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под редакцией Л.А.Венгера. - М., «Просвещение», 1978г. 
8.ЗапорожецА.В."Психология",М.,2002. 
9.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие идействие.—М.,2000.—323с. 
10.Истомина 3. М. Восприятие и называние цвета. М., 2003. 
11.Наумова Е.Н. «Методы обучения детей 3-4 лет выделению признаков объекта (цвет, форма, размер)». Ульяновск, 1999 г. 
12.Новоселова С.А. «Развивающая предметная среда». - М., «Центр инноваций в педагогике». 2005г. 
13.Прокопович О.Цвет как средство выразительности детского рисунка//Дошкольное воспитание .- 2001.- № 6.- С.22. 
14.Пилюгина Э.Г. "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 2003 г. 
15.Пилюгина Э.Р. «Сенсорные способности малыша». - М. «Просвещение».2000г. 
16.Сенсорное воспитание в детском саду/Под редакцией Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой. М.: «Просвещение», 2003г. 
17.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э.Г.Пилюгина, Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО « Учебная литература», 2000, С. 4, 76. 
18.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2002, с. 7. 
19.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ.-М.:"Академия",1999.-336с. 
20.Цеханская Л. И. Об особенностях наглядно-образного мышления в детском рисунке. — Дошкольное воспитание, 1976, № 6, с. 44—51. 
21.Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания.— В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 2004.

1 Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1996

2 Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М., 2000.— 323 с.

3 Запорожец А.В. "Психология", М., 2002.

4 Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1996.

5 Пилюгина Э.Р. «Сенсорные способности малыша». - М. «Просвещение». 2000 г.

6 Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника

7 Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение. 1988. - 144 с

8 Наумова Е.Н. «Методы обучения детей 3-4 лет выделению признаков объекта (цвет, форма, размер)». Ульяновск, 1999 г.

9 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, М., 1999. - 336с

10 Истомина 3. М. Восприятие и называние цвета. М., 2003

11 Прокопович О.Цвет как средство выразительности детского рисунка//Дошкольное воспитание .- 2001.- № 6.- С.22.

12 Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве М., 1999

 


Информация о работе Экспериментальное исследование особенности восприятия цвета детей старшего дошкольного возраста