Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанные с попыткой удовлетворить отдельные потребности. Совокупность мотивов, их иерархическая структура, своеобразие характеризуют мотивационную сферу личности. В целом эта система динамична и меняется в зависимости от многих обстоятельств.
Основа личности заключается в функции выбора

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии …………………………………………

6
Концептуальные основы мотивационной сферы человека ……
6
Психологические аспекты и барьеры профессионального самоопределения ……………………………………………………………...

9
Сущностные характеристики профессионального мировоззрения как неотъемлемой составляющей профессионализации будущего специалиста ………………………………………………………


12
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов …………………………

19
2.1. Методики и программа констатирующего эксперимента ……...
19
2.2. Параметры и взаимосвязь личностной и этической модели педагога ………………………………………………………………………..

22
Заключение …………………………………………………………….
28
Литература ……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

влияние профессии на мировоззрение личности.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии …………………………………………

 

6

    1. Концептуальные основы мотивационной сферы человека ……

6

    1. Психологические аспекты и барьеры профессионального самоопределения ……………………………………………………………...

 

9

    1. Сущностные характеристики профессионального мировоззрения как неотъемлемой составляющей профессионализации будущего специалиста ………………………………………………………

 

 

12

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов …………………………

 

19

2.1. Методики и программа констатирующего эксперимента ……...

19

2.2. Параметры и взаимосвязь  личностной и этической модели педагога ………………………………………………………………………..

 

22

Заключение …………………………………………………………….

28

Литература ……………………………………………………………...

31

Приложение 1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

 

Приложение 2. Определение уровня притязаний личности

 

Приложение 3. Структура ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)

 

Приложение 4. Шкала оценки потребности в достижениях

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация занимает ведущее место в структуре  поведения личности и является одним  из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанные с попыткой удовлетворить отдельные потребности. Совокупность мотивов, их иерархическая структура, своеобразие характеризуют мотивационную сферу личности. В целом эта система динамична и меняется в зависимости от многих обстоятельств.

Основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива над всеми остальными. Но для этого должны быть основания, и такой основой является ценность, а как указывает Ф.Василюк - это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии - изучение высших структур жизнедеятельности. Кроме того, по словам Ф.Василюка, ценность имеет способность превращать эмоции, например, когда тот или иной выбор противоречит ей, а это значит, что ценность должна быть подведена под категорию мотива (4, с.122).

Интересы современного человека чрезвычайно разнообразны. Они генерируются вокруг биологических  потребностей и индивидуальных интеллектуально - психологических особенностей. И первых, и вторых очень много, поэтому каждый человек, приобретая самостоятельность на определенном этапе своего развития, находится в состоянии неопределенности, неуверенности, которые являются родными сестрами страха перед будущим. Особенно остро такое мироощущение переживает молодежь, заканчивает среднее общеобразовательное учреждение, достигает трудоспособного возраста и приобретает полноценные права самостоятельно принимать и претворять в жизнь судьбоносные решения. В этом кроется опасность неправильно определить ориентиры в направлении своих действий. Такое состояние у молодых людей типичное во всем мире. Основным элементом механизма выхода из него является возможность осуществлять акт выбора.

Основная цель работы - выявление доминирующих мотивов выбора профессии и иерархии ценностных структурных компонентов.

Гипотеза исследования: анализируя теоретический материал, мы предположили, что мировоззрение  и самооценка, будут существенно  влиять на выбор профессии. Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулирован ряд конкретных задач:

- Аналитическое исследование теоретических основ мотивационной направленности личности (потребности, мотивы, основные теории мотивации).

- Анализ возрастных особенностей становления профессионального выбора.

- Определение роли системы ценностных ориентаций в выборе профессии.

- Изучение методологического инструментария, который используется для исследования мотивации выбора профессии.

- Проведение эмпирического исследования мотивов и ценностей выбора профессии.

Предмет исследования - потребности и мотивы личности как составляющая мотивации.

Объект исследования - мотивационная сфера педагогов.

Теоретико-методологической основой исследования является большое количество концепций и теорий. Среди наиболее известных: содержательные (А.Маслоу, Ф. Герцберг) и процессуальные (В.Врум, П.Лаулер др.). Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теорий мотивации достигли Л.С.Выготский, А.М.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.А.Ядов. Эти работы стали основой для разработки методологического инструментария исследования мотивации выбора профессии.

 

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ и систематизация научных литературных и официальных документальных источников учреждений образования с целью определения актуальности и состояния разработки указанной проблемы;
  2. Эмпирические: пилотажные исследования, наблюдение, анкетирование, беседа. Констатирующий эксперимент, тестирование для определения психологических особенностей социальных педагогов;
  3. обработки и интерпретации: методы статистической обработки данных, которые были использованы с целью качественной интерпретации и обобщения результатов для подтверждения гипотезы научного исследования.

Методики исследования:

1. «Шкала оценки потребности в достижении»

2. Методика «Ценностные  ориентации» М. Рокича

3. Диагностика  реальной структуры ценностных  ориентаций личности С.С.Бубнова

4. Определение уровня притязаний личности В. К. Гербачевского.

База исследования: общеобразовательные школы города Москвы.

Выборка испытуемых составила 20 человек педагогов школ города Москвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ 

ЛИЧНОСТНЫХ  ХАРАКТЕРИСТИК НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

 

    1. Концептуальные основы мотивационной сферы человека

 

Мотивация является более широким понятием, чем мотив. Понятие "мотивация" в психологии используют в двух значениях:

    1. как систему факторов, обусловливающих поведение (цели, интересы, потребности, мотивы, намерения);
    2. как характеристику процесса, поддерживающую поведенческую активность (18, c.211).

Поэтому мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его начало, обоснование.

Еще работы мыслителей древности положили начало теориям мотивации, которые в дальнейшем были развиты и которые продолжают развиваться и настоящем и которых насчитывается уже не один десяток. Можно выделить две глобальные теории мотивации: содержательную и процессуальную. В содержательных теориях акцент делается на выявлении и изучении внутренних побуждений (потребностей, мотивов), которые лежат в основе поведения людей, их профессиональной деятельности. В процессуальных теориях раскрываются закономерности организации целостности мотивированного поведения с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами - восприятием, познанием, коммуникацией.

Согласно первому  подходу, потребности человека являются основным мотивом поведения, а таким  образом, и деятельности личности. К  сторонникам такого подхода можно  отнести американских психологов А.Маслоу, Ф.Герцберга. Наиболее известна концепция "иерархии мотивов" А. Маслоу. Она предполагает, что основой мотивов являются потребности, которые образуют пирамиду. Согласно данной концепции все потребности личности подразделяются на пять основных групп: физиологические потребности; потребности самосохранения, социальные потребности; потребности в почитании; потребности самоактуализации.

Пять групп  потребностей одновременно является и  пятью основными уровнями потребностей, расположенных в виде строгой  иерархической структуры соподчиненности. Низшие потребности обозначаются как "потребности дефицита", а более высокие уровни, как "потребности роста": первые обеспечивают выживание, а вторые - развитие личности.

В последние  годы усилился интерес к поведенческим  теориям мотивации, которые связаны с представлением о мотивах поведения.

А.Б. Орлов отмечает, что бихевиоризм, фрейдизм, а за ними и гештальтпсихология стали первыми психологическими доктринами поведения людей. В их состав вошли ведущие схемы мотивации поведения, которые при следующем развитии психологии только модернизировались и конкретизировались, оставаясь при этом неизменными в сущностных чертах (19, c.28). Для всех вариантов этой схемы характерна трактовка поведения как реакции (функции). Реактивная схема мотивации поведения получила разное воплощение в трех главных направлениях развития зарубежной психологии. В бихевиоризме за причину (мотив) поведенческих реакций взяты внешние стимулы. Разнообразные психоаналитические концепции локализуют детерминанты поведения в сфере внутренних потребностей человека. Гештальтпсихология, как известно, была своеобразным теоретическим синтезом односторонних подходов к причинению поведения. Вариант этого синтеза получил дальнейшее развитие в формате когнитивной психологии (3, с.54).

В середине 20-х  годов ХХв. предметом психологии стало поведение как совокупность реакций индивида в ответ на внешние и внутренние стимулы, оно впервые было осмыслено как предметная деятельность. Индивид по данным подходам утверждается через внутренние потребности и различные социокультурные переменные, опосредующие внешние воздействия на поведение и одновременно играет роль внешнего двигателя поведения (8, c.46).

Среди российских психологов начала ХХ века, которые  поднимали вопрос о мотивации  человеческого поведения, определяют А.Ф. Мазурского, Н.Н. Ланге, Л.С. Выготского, Д.М. Узнадзе и других, которые долгие годы проводили исследования, направленные в основном на изучение познавательных процессов. Из созданных в 60-е годы ХХ в. концепций мотивации, более или менее продуманной и доведенной до определенного уровня законченности считается только созданная А.Н. Леонтьевым теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (8, с.47).

По концепции  А.Н. Леонтьева, все психологические  особенности человека, в том числе и его мотивационная сфера, имеют свои источники в практической деятельности, где и формируются свойства личности. Причем, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма (взаимного соответствия) (8, с.49).

Поведение в целом соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно состоит, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - набор целей. Таким образом, в основе изменений, которые происходят с мотивационной сферой индивида, лежит система деятельностей, динамика развития которых обусловливает изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей (13, с. 19).

Сказанное приводит к выводу, что изучение мотивации может осуществляться как по логике реактивной схемы поведения - (внешние стимулы - сфера внутренних потребностей - причина поведенческих реакций), так и по логике деятельностной схемы - (внешние стимулы - этапы развития), при этом промежуточной теоретической схемой является анализ поведения как взаимодействия (личность - окружение) (3, с.55).

 

 

    1. Психологические аспекты и барьеры профессионального самоопределения

 

Ряд психологов (М.Р.Гинзбург, И.В.Дубровина, И.С.Кон, Б.С.Круглов, Г.П.Ников и др.), изучавшие вопросы формирования личности в юношеском возрасте, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, когда устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора дальнейшего жизненного пути находится в центре интересов и планов старшеклассников. Перед ними встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, как стать настоящими людьми, в чем смысл жизни и многие другие. Юноши и девушки стремятся занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя членами общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Известный специалист в области психологии профориентации Е.О.Климов, утверждает, что профессиональное самоопределение является системообразующим  центром для всей системы возможных "самоопределений" подрастающего  человека как субъекта деятельности и гражданина (10, с.190).

П.Герстман указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач. Таким образом, Герстман прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

Информация о работе Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов