Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза: Мы можем предположить, что детям старшего дошкольного возраста присущи: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
Задачи:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Подходы к определению понятия «общение».
3. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1 Понятие межличностного общения…………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....8
1.3 Особенности общения детей старшего дошкольного возраста…..14
Глава 2. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26
2.1 Подбор методик к исследованию…………………………………26
2.2 Проведение исследования…….......................................................29
2.3 Анализ результатов исследования………………………………...33
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованных источников……………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая характеристика межличностных отношений.docx

— 77.14 Кб (Скачать файл)

  Исследование проводилось  нами на базе МБДОУ «Детский  сад № 10 «Аистенок» г.Рязани в  старшей группе.

Итак, диагностика развития общения со сверстниками проводилась вначале. За детьми мы наблюдали в естественных условиях, с применением следующих ситуаций общения: «Непосредственное общение»; «Общение с участием взрослого»; «Совместная деятельность с предметами»; «Один предмет на двоих». В протоколе регистрации параметров общения (см. Приложение 2), используя шкалу оценки параметров развития общения со сверстниками, фиксировали развитие того или иного параметра в зависимости от ситуации общения – обводили соответствующий балл (см. там же). Примером может послужить регистрация параметров общения Даши Г. (6 лет) со сверстниками. В процессе наблюдения за девочкой в различных ситуациях общения, отметила следующее: Даша Г. не проявляет особого интереса к деятельности сверстника; действует неуверенно по отношению к своим ровесникам, инициативные обращения к ним не отличаются настойчивостью (иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест), лишь изредка смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика девочки преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я так не буду!», «Отдай! Моя кукла!». Данная характеристика дает возможность определить уровень развития общения Даши со сверстниками. Что касается обнаруженных параметров общения со сверстниками у Даши Г., то мы оценили их в следующей последовательности, в общем, для всех наблюдаемых ситуаций общения:

-интерес = 1 баллу;

-инициативность = 2 баллам;

-чувствительность = 2 баллам;

-просоциальные действия =1 баллу;

-средства общения: экспрессивно-мимические = 1 баллу;

-активная речь = 4 баллам.

Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что у Даши средний уровень развития общения со сверстниками.

Таким же образом были зарегистрированы и оценены параметры общения со сверстниками всех диагностируемых детей. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица №1

№п/п

Имя,фамилия ребенка

Уровень развития общениясо сверстниками

1

Таня А.

2

2

Никита Б.

2

3

Лиза Б.

2

4

Руслан В.

2

5

Максим Г.

1

6

Даша Г.

2

7

Даниил И.

3

8

Соня К.

2

9

Андрей К.

2

10

Вика К.

2

11

Маша Л.

2

12

Паша Л.

2

13

Ксюша П.

2

14

Игорь П.

2

15

Паша П.

2

16

Люба Ю.

3

17

Олеся Р.

2

18

Катя С.

3

19

Кирилл С.

2

20

Егор Т.

1

21

Андрей Ф.

2

22

Андрей Ф.

1

23

Ваня Ф.

1


 

 

В целом можно сказать, что в группе преобладает средний уровень развития общения со сверстниками.

Следующим этапом в исследовании стала методика исследования межличностных отношений дошкольников « Игра в секрет» (для определения статуса ребенка в группе сверстников), предложенная Т. А. Репиной.

Экспериментатор находится в комнате со шкафчиками для одежды и предлагает ребенку поиграть в «Секрет»: « Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые сегодня не пришли, если ты хочешь. Затем ребенку говорят: « Теперь подумай как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их в шкафчики, а другие положат тебе.

В протоколе фиксируется: как ребенок относится к мысли подарить картинки другим; имена детей, которым испытуемый отдает свои 1,2, 3-й выборы, и время реакции выборов; обоснование первого выбора; ожидаемые выборы.

Для фиксации результатов эксперимента составляется специальная таблица в виде матрицы.( См. Приложение №3) В клетках граф матрицы напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса.

первый выбор обозначается буквой А и оценивается в 5 баллов,

второй выбор Б – в 4 балла,

третий В – в 3 балла.

при взаимности цена выборов удваивается,

если ребенок получил взаимный выбор А, то он получает 10 баллов, если взаимный Б – 8 баллов, а если В, то 6 баллов.

В результате обработки полученных данных собирается информация о том, какой статус имеет ребенок среди сверстников и насколько он его осознает. Обычно выделяют три статуса: высокий, средний и низкий. Высокий статус имеют дошкольники, получившие наибольшее количество выборов, средний – дети, получившие 3-5 выборов, низкий – дети, оставшиеся без картинок или получившие лишь одну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ результатов  исследования

По результатам проведенного исследования нами были получены данные по следующим диагностическим методикам:  

 «Диагностика развития  общения со сверстниками» Орлова  И.А., Холмогорова В.М.

 «Два домика» Т.А. Репиной

Для обработки полученных данных применялся метод анализа и обработки материалов.

«Диагностика развития общения со сверстниками». На основе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 4 человек из 23 имеют высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 16 из 23  – средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 3 ребенка из 23 - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.

«Методика 2 домика». На основе этой методики было получено: какой статус имеет ребенок среди сверстников и насколько он его осознает. Итак, 4 человека из 23 – высокий, 16 из 23- средний, 3 из 23 – низкий, при обработке результатов учитывались взаимные выборы.

 

Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, можно сделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.

 

Выводы ко второй главе

 Общение со сверстниками  играет важную роль в развитии  личности ребенка, в процессах  его социализации. Для ребенка  его общение с другими людьми  не только источник разнообразных  переживаний, но и главное условие  формирования его личности, его  человеческого развития. Воспитание  ребенка в коллективе сверстников - важнейшее условие всестороннего  развития его личности и раскрытие  ею внутренних богатств.

 Что касается особенностей  развития общения со сверстниками, то диагностика выявления уровня  развития общения со сверстниками  по основным параметрам общения  дала хорошие результаты. Большинство  детей, хотя и не во всех  ситуациях, проявляют инициативу; и  пока их инициативные обращения  к сверстнику еще не отличаются  настойчивостью, но все же они, пусть изредка соглашаются играть  друг с другом, откликаются на  предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое  эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и  знакомые слова, фразы в ответ  на обращения ровесника - все это  в свою очередь говорит о  том, что у детей развивается  потребность в общении друг  с другом, складываются предпосылки  для дальнейшего взаимодействия.

Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных.

 Системный подход по  применению условий, обеспечивающих  успешное развитие у детей  дошкольного возраста общения  со сверстниками, сможет оказать  позитивное влияние на дальнейшее  становление различных форм взаимодействия  детей друг с другом.

 

 

 

 

 

                                        

Заключение

Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К.Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо.

Рассмотрев понятие общения можно выделить основные характеристики: целенаправленность, взаимодействие с целью достижения общего результата.

На динамику содержания общения обращают особое внимание отечественные исследователи в частности А.Г. Рузская и Н.И. Ганощенко. Изменяется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Потребность общения дошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общения в конкретном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах.

Общим же во взглядах исследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той или иной мере утверждение: дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Нами была организована экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, заданная целью изучить особенности развития общения со сверстниками у детей дошкольного возраста. В результате проведения диагностических методик были получены данные, обнаруживающие, что общение со сверстником оказывает специфическое воздействие на развитие ребенка. На практике мы убедились в том, что контакты детей со сверстниками более ярко эмоционально насыщены. В них нет места жестким нормам и правилам, которые необходимо соблюдать, общаясь со взрослыми. Современные дети в общении со сверстниками более раскованны, чаще проявляют инициативу и творчество, взаимодействуют в различных объединениях и видах деятельности. Получая от сверстника поддержку в самых непредсказуемых играх и затеях, ребенок наиболее полно реализует свою самобытность, детскую непосредственность, что приводит подчас к неожиданным открытиям в себе и окружающем мире и доставляет детям огромное удовольствие. На развитие контактов с другими детьми в дошкольном возрасте влияют характер деятельности и наличие умений для ее выполнения. В общении с ровесниками дети получают новые яркие впечатления, в совместных играх наиболее полно удовлетворяется их потребность в активности, развивается эмоциональная и речевая сферы.

Необходимо также отметить, что именно сверстник открывает для детей новые возможности самопознания через сравнение себя с равным партнером по взаимодействию, общению. Еще одной существенной чертой общения с ровесниками является формирование у детей такого личностного качества, как инициативность (активность). Здесь от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения, доказывать свою правоту, планировать совместную деятельность, что тем самым требует от него развития, соответствующего возрастной норме.

Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, можно сделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.

Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать для малышей и совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

             

Список использованных источников 

 

1.  Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672с.

2.  Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Высшее образование).

3.  Горянина, В.А. Психология общения. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416с.

4.   Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками,

Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 111-113; С. 118-120.

5.  Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.: ил.

6.  Детская практическая психология; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. – 295с.

7. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008

Информация о работе Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста