Шпаргалка по "Физиология ВИД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопролсы по "Физиология ВИД"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к экзамену по ВНД .doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

11. Нервные центры  и их свойства

Нервный центр, совокупность нервных клеток (нейронов), более или менее строго локализованная в нервной системе и непременно участвующая в осуществлении рефлекса, в регуляции той или иной функции организма или одной из сторон этой функции. В простейших случаях Н. ц. состоит из нескольких нейронов, образующих обособленный узел (ганглий). Так, у некоторых раков биениями сердца руководит сердечный ганглий, состоящий из 9 нейронов. У высокоорганизованных животных Н. ц. входят в состав центральной нервной системы и могут состоять из многих тысяч и даже миллионов нейронов. 

 В каждый  Н. ц. по входным каналам  — соответствующим нервным волокнам  — поступает в виде импульсов нервных информация от органов чувств или от др. Н. ц. Эта информация перерабатывается нейронами Н. ц., отростки (аксоны) которых не выходят за его пределы. Конечным звеном служат нейроны, отростки которых покидают Н. ц. и доставляют его командные импульсы к периферическим органам или др. Н. ц. (выходные каналы). Нейроны, составляющие Н. ц., связаны между собой посредством возбуждающих и тормозных синапсов и образуют сложные комплексы, так называемые нейронные сети. Наряду с нейронами, которые возбуждаются только в ответ на приходящие нервные сигналы или действие разнообразных химических раздражителей, содержащихся в крови, в состав Н. ц. могут входить нейроны-ритмоводители, обладающие собственным автоматизмом; им присуща способность периодически генерировать нервные импульсы. 

 Из представления  о Н. ц. следует, что разные  функции организма регулируются  различными частями нервной системы.  Локализацию Н. ц. определяют  на основании опытов с раздражением, ограниченным разрушением, удалением или перерезкой тех или иных участков головного или спинного мозга. Если при раздражении данного участка центральной нервной системы возникает та или иная физиологическая реакция, а при его удалении или разрушении она исчезает, то принято считать, что здесь расположен Н. ц., влияющий на данную функцию или участвующий в определённом рефлексе. Современная нейрофизиология пользуется представлением о функциональной иерархии Н. ц., согласно которому отдельные стороны одной и той же функции организма управляются Н. ц., расположенными на разных «этажах» (уровнях) нервной системы. Координированная деятельность Н. ц., составляющих иерархическую систему, обеспечивает осуществление определённой сложной функции в целом, её приспособительный характер.

12. Сенсорные и модулирующие  системы мозга

С позиций  системной организации функций  в деятельности мозга выделяют различные  функциональные системы и подсистемы (П.К. Анохин, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов  и др.). Классический вариант интегративной деятельности мозга (Интегративность - объединение, координирование отдельных частей, аспектов в целое.) может быть представлен в виде взаимодействия трехосновных функциональных блоков:

1) блок приема и переработки сенсорной информации — сенсорные системы (анализаторы);

Первый  функциональный блок составляют анализаторы, или сенсорные системы. Анализаторы выполняют функцию приема и переработки сигналов внешней и внутренней среды организма. Каждый анализатор настроен на определенную модальность сигнала и обеспечивает описание всей совокупности признаков воспринимаемых раздражителей. Модальная специфичность анализатора в первую очередь определяется особенностями функционирования его периферических образований и специфичностью рецепторных элементов. Однако в значительной степени она связана с особенностями структурной организации центральных отделов анализатора, упорядоченностью межнейронных связей всех морфологических образований от рецепторного уровня до коркового конца (проекционных зон).

2) блок лсо-дуляции, активации нервной системы — модулирующие системы (лимбико-ретикулярные системы) мозга; Модулирующая система мозга - специфические активирующие и инактивирующие структуры, локализованные на разных уровнях ЦНС и регулирующие функциональные состояния организма, в частности процессы активации в деятельности и поведении.

Аппаратом, выполняющим  роль регулятора уровня бодрствования, а также осуществляющим избирательную  модуляцию и актуализацию приоритета той или иной функции, является модулирующая система мозга. Ее часто называют лимбико-ретикулярный комплекс или восходящая активирующая система. К нервным образованиям этого аппарата относятся лимбическая и неспецифическая система мозга с ее активирующими и инактивирующими структурами. Среди активирующих образований прежде всего выделяют ретикулярную формацию среднего мозга, задний гипоталамус, синее пятно в нижних отделах ствола мозга. К инактивирующим структурам относят преоптическую область гипоталамуса, ядра шва в стволе мозга, фронтальную кору.

Важнейшей частью модулирующего  блока мозга является активирующая ретикулярная формация. Филогенетически  ретикулярная формация мозга представляет наиболее древнее морфологическое  образование.

3) блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов — моторные системы (двигательный анализатор). 

13. Безусловные рефлексы. Классификация по  их биологической  роли

Безусловные рефлексы – это врожденная видоспецифическая реакция организма, которая возникает в ответ на специфическое воздействие раздражителя, биологически значимый стимул (боль, сон, пища, размножение). Биологические стимулы адекватные для данного вида раздражения. У каждого вида животного свои безусловные рефлексы.

По биологической  роли существуют сохранительные и защитные безусловные рефлексы.

1. К сохраниельным относятся рефлексы направленные на регуляцию постоянства внутренней среды (уровень давления, глюкозы, сон).

2. Защитные  рефлексы – это реакции связанные  с устранением вредных агентов,  которые попадают на поверхность  и внутрь организма.(чесательные – чихательные рефлексы, рефлекс активного уничтожения, рефлекс отдергивания - отдергивание).

3. В особую  группу вынесены – рефлексы  новизны, реакции нацеливания  на стимул, ориентировочная реакция. 

14. Простые, сложные  и сложнейшие безусловные рефлексы

И.П. Павлов в свое время разделил безусловные рефлексы на три группы: простые, сложные и сложнейшие безусловные рефлексы.

1) простые - обеспечивающие  элементарную работу отдельных  органов и систем: сужение зрачков  под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела, и пр.;

2) более сложные  - лежащие в основе инстинктов.

3) сложнейшие –  индивидуальные рефлексы – пищевой,  оборонительный, агрессивный, рефлекс  свободы, исследовательский рефлекс,  рефлекс игры. К видовым сложнейшим относятся половой и родительский рефлексы.

15. Инстинкт. Организация  инстинктивного поведения

Инстинкт ( побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. — сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. Раздражителями, пускающими в ход инстинктивные реакции, являются простые физические и химические признаки значимых для организма животных, растений, объектов неживой природы — их форма, величина, цвет, запах, вкус, окраска и т.д.

Безусловные рефлексы складываются и инстинкты. Инстинкт – это комплекс двигательных актов или последовательность действий свойственных организмам данного вида.

Реализация  инстинкта зависит от функционального  состояния и от сложившейся ситуации (Анохин – обстановочной афферентацией).

Функциональное  состояние определяется доминирующей потребностью, перерастает в мотивацию. Инстинктивные реакции врожденные, такие же специфические, как и морфологические качества.

С точки  зрения этологического исследования (биологич.закон  поведения) инстинктивное поведение  можно представить схемой:

/Эндогенное побуждение (потребность) -> ключевой стимул -> комплекс стереотипных действий / поисковая фаза -> /завершающий акт/завершающая фаза

Поисковая фаза допускает научение (облигатное или индивидуальное) 

16. Концепция драйва и драйв-рефлексы

В основе возникновения  побуждения и мотивации лежит  актуализированная потребность, те формы нервной деятельности, которые связаны с побуждением и мотивацией, она называется драйв-рефлексами. Эти рефлексы возникают в центрах соответствующего драйва (голод -> голод и страх). После удовлетворения соответствующей потребности наступает состояние – антидрайв.

Субъективные переживания  и эмоции – результат взаимоотношений  и взаимосвязи драйва и антидрайва. Существуют двигательные компоненты драйва, познавательные компоненты (обозначаются через специфические ядра таламуса и кору БП).

Эмоциональный компонент обозначаются через ретикулярную формацию, неспецифические ядра таламуса и лимбическую систему. Между подготовительной и исполнительной фазой есть врожденные связи. 

17. Ориентировочный  рефлекс. Его нейронные  механизмы и биологическая  роль

РЕФЛЕКС ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ - комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя - сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Его биологический смысл - создание условий для лучшего восприятия раздражителя. Это достигается за счет появления комплекса соматических, вегетативных реакций и изменения уровня активации системы нервной центральной при общем торможении или нарушении текущей деятельности организма.

Выделяются  три основные группы компонент рефлекса ориентировочного:

1) двигательные - сюда относятся: а) реакции,  обеспечивающие поворот глаз  и головы в направлении зрительного  раздражителя, настораживание ушей, принюхивание и пр.; b) реакции,  обеспечивающие поддержание позы  и приближение к стимулу;

2) вегетативные - сюда относятся: а) сосудистые реакции - в виде сужения периферических сосудов и расширения сосудов головы, что увеличивает кровоснабжение мозга головного; b) реакция кожно-гальваническая; с) изменение частоты сердцебиения и дыхания; d) возрастание тонуса мышц;

3) изменение  уровня активации системы нервной  центральной, в том числе: а)  повышение физиологической активности  коры больших полушарий мозга  головного (уменьшения амплитуды  альфа-ритма); b) повышение чувствительности  анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений.

При действии нового раздражителя появляются все  компоненты рефлекса ориентировочного, образуя так называемый генерализованный рефлекс ориентировочный, который  постепенно - после 15-20 предъявлений нового раздражителя - угасает, обретая форму локального рефлекса ориентировочного.

На основании  сходства угасания рефлекса ориентировочного с угасанием рефлекса условного  И. П. Павлов трактовал оба процесса как результат развития внутреннего  торможения. 

18. Условный рефлекс. Условный рефлекс и обучение

Условный  рефлекс – это индивидуально приобретенные реакции организма на ранее нейтральный раздражитель, подкрепленный безусловным рефлексом. Образование УР связано с формированием временных связей. УР зависят от видовой программы (выживание + индивидуальный опыт).

Павловский  условный рефлекс является более  частным проявлением способности  к ассоциированию. Безусловный раздражитель S1 (еда) всегда сопровождается условным раздражителем S2 (свисток), в результате они ассоциируются в одно представление U, которое вследствие наличия в нем S1 вызывает реакцию R (отделение слюны). Тогда раздражитель S2 даже при отсутствии S1 вызывает U и, следовательно, R. Свисток вызывает отделение слюны. Факты таковы: во-первых, состояние S1 через посредство каких-то промежуточных состояний приводит к состоянию R, во-вторых, состояние S2 также, в конечном счете, приводит к R. Следовательно, в какой-то момент эти два процесса соединяются. Процесс обучения, если он не сводится к выработке нескольких условных рефлексов (т. е. затрагивает только распознавательную иерархию), включает в себя еще элемент научения — выработки умения, навыка. 

Информация о работе Шпаргалка по "Физиология ВИД"