Шпаргалка по "Психофизиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Вложенные файлы: 1 файл

психофизиология.docx

— 1.20 Мб (Скачать файл)

1. Определение и предмет психофизиологии.

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. 
          Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Психофизиология — естественно-научная  ветвь психологического знания, поэтому  необходимо определить ее положение  по отношению к другим дисциплинам  той же ориентации:

физиологической психологии;

физиологии высшей нервной  деятельности;

нейропсихологии.

2. Психофизиология и ее взаимосвязь  с другими дисциплинами.

Наиболее близка к  психофизиологии — физиологическая  психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной  психологии. Термин "физиологическая  психология" был введен В. Вундтом  для обозначения психологических  исследований, заимствующих методы и  результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Психофизиология тесно  связана с физиологической психологией. Это наука, которая изучает те же процессы и феномены, что и  психофизиология, но на животных. Это  различие было существенно до последних  десятилетий 20 столетия. Однако, когда  в 90-х годах прошлого века активно  в научную практику стали внедряться неинвазивные методы (например, томография), различия между этими науками  перестали существовать. Если ранее  на животных можно было выполнить  эксперименты, которые нельзя было осуществить на человеке, то томограф позволил визуализировать процессы, происходящие в мозге человека, не повреждая его. 
     Появление современных методов исследования стирает рамки не только между психофизиологией и физиологической психологией. Так, физиология высшей нервной деятельности (ВНД), созданная трудами И.П. Павлова и его учеников, также имеет своей задачей изучение физиологических основ психики. Термин ВНД введен И.П. Павловым, чтобы подчеркнуть особенность его подхода, основанного на эксперименте, от интроспективного подхода, который использовала современная ему психология.. Современная психология использует новейший инструментарий для получения объективной информации о мозге, а потому исчезла необходимость выделять ВНД в отдельную дисциплину. 
      Нейропсихология сформировалась на стыке нейрохирургии, психологии и физиологии. Она базировалась на подходе, предложенном А.Р. Лурией. Он состоял в анализе психологических реакций у больных, имеющих локальные повреждения мозга. 
    В настоящее время появилась новая дисциплина – нейронаука, задачей которой является объединение не только данных и подходов перечисленных наук, но и биохимии мозга, нейроиммунологии для создания единой концепции взаимосвязи происходящих в мозге процессов с психической жизнью человека. От успехов этой дисциплины будет зависеть то, насколько долго сохранится отдельная дисциплина психофизиология.

3. Психофизиологическая проблема  как предмет психофизиологии.

психофизическая проблема. Как подчеркивает известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский (1996), Декарт, Лейбниц и другие философы анализировали в основном психофизическую проблему. При решении психофизической проблемы речь шла о включении души (сознания, мышления) в общую механику мироздания, о ее связи с Богом. Иными словами, для философов, решающих эту проблему, важно было собственно место психического (сознания, мышления) в целостной картине мира. Таким образом, психофизическая проблема, связывая индивидуальное сознание с общим контекстом его существования, имеет, прежде всего, философский характер. 
          Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению  психофизиологической проблемы:

психофизиологическая идентичность, которая представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: "Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь".

психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

4. Функциональная система как  физиологическая основа поведения.

В русле системного подхода  поведение рассматривается как  целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию  организма к среде и на активное ее преобразование, во-вторых. Приспособительный  поведенческий акт, связанный с  изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее  время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина. 
          Эта теория была разработана при изучении механизмов компенсации нарушенных функций организма. Как было показано П.К. Анохиным, компенсация мобилизует значительное число различных физиологических компонентов — центральных и периферических образований, функционально объединенных между собой для получения полезного приспособительного эффекта, необходимого живому организму в данный конкретный момент времени. Такое широкое функциональное объединение различно локализованных структур и процессов для получения конечного приспособительного результата было названо "функциональной системой".

Принципиальная  схема центральной архитектуры  функциональной системы П.К. Анохина


Функциональная система (ФС) — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма. 
          Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с  помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия;

собственно действие;

сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической  принадлежностью. В ФС могут включаться как близко, так и отдаленно  расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные  части любых цельных в анатомическом  отношении систем и даже детали отдельных  целых органов. При этом отдельная  нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут  участвовать своей активностью  в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в  соответствующую функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность  этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат. 
          Поскольку для любого живого организма количество возможных поведенческих ситуаций в принципе неограниченно, то, следовательно, одна и та же нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа или сам орган могут входить в состав нескольких функциональных систем, в которых они будут выполнять разные функции. 
          Таким образом, при изучении взаимодействия организма со средой единицей анализа выступает целостная, динамически организованная функциональная система.

Типы и уровни сложности ФС. Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), например функциональная система сосания. Другие индивидуальны, т.е. формируются прижизненно в процессе овладения опытом и составляют основу обучения. 
          Функциональные системы различаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие ее компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабильных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти).

Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС, составляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т.е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, "что делать" и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие. 
          Важной чертой ФС являются ее индивидуальные и меняющиеся требования к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсаций характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы.

Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия — центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата. В процессе реального действия от "акцептора" идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешности реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно погиб, если бы подобного механизма не существовало. 
          Каждая ФС обладает способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов, так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Основные признаки ФС. В заключение приведем следующие признаки функциональной системы, как они были сформулированы П.К. Анохиным:

ФС, как правило, является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циркуляции информации от периферии к центрам и от центров к периферии.

Существование любой  ФС непременно связано с существованием какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение  возбуждения и активности по функциональной системе в целом.

Еще одним абсолютным признаком ФС является наличие рецептурных  аппаратов, оценивающих результаты ее действия. В ряде случаев они  могут быть врожденными, а в других — выработанными в процессе жизни.

Каждый приспособительный  эффект ФС, т.е. результат какого-либо действия, совершаемого организмом, формирует  поток обратных афферентаций, достаточно подробно представляющий все наглядные  признаки (параметры) полученных результатов. В том случае, когда при подборе  наиболее эффективного результата эта  обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие, она становится "санкционирующей" (определяющей) афферентацией.

Функциональные системы, на основе которых строится приспособительная  деятельность новорожденных животных к характерным для них экологическим  факторам, обладают всеми указанными выше чертами и архитектурно оказываются  созревшими к моменту рождения. Из этого следует, что объединение  частей ФС (принцип консолидации) должно стать функционально полноценным  на каком-то сроке развития плода  еще до момента рождения (см. Хрестомат. 1.3).

Значение теории ФС для психологии. Начиная с первых своих шагов, теория функциональных систем получила признание со стороны естественно-научно ориентированной психологии. В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978).

Он считал, что внедрение  теории функциональных систем позволяет  по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических  основ поведения и психики. Благодаря  теории ФС:

произошла замена упрощенного  понимания стимула как единственного  возбудителя поведения более  сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата;

было сформулировано представление о роли "обратной афферентации" и ее значении для  дальнейшей судьбы выполняемого действия, последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение  зависит от успехов выполненного действия;

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиология"