Шпаргалка по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Одной из первых попыток  формализации результатов рисуночных методик является исследование Р. Шутейна (1904) в области поиска основ периодизации развития рисунка. Шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка фигуры человека разработала Ф. Гудинаф (1926). Затем Д. Харрис (1963) дополнил оценочную шкалу теста "Нарисуй человека", которая уже включала в себя 71 пункт. Принцип, лежащий в основе оценочной шкалы, — нарастание детальности рисунка.

Выделяется еще одна группа рисуночных методик, центральными сюжетами которых являются дерево, дом и т. д. в сочетании с человеческой фигурой и без нее.

Анализу подвергаются результаты так называемых автоматических рисуночных тестов, основное содержание которых  составляет срисовывание определенных геометрических фигур, предметов, либо дорисовывание начатых конкретных и абстрактных элементов. Некоторые из этих методик позволяют диагносцировать последствия травматических изменений центральной нервной системы, делать предположения о специфике развития субъекта, например, степени зрелости ЦНС.

В ряде исследований, выполненных с позиций проективного подхода, выделяется формальный аспект анализа изображений, связанный с клиническими проявлениями: зачернение фигур у неврастенических обследуемых, установление скошенных осей, характерных для эпилептических и психопатических индивидов.

Интерпретация большинства  методик исходит из психоаналитических трактовок человеческого поведения. В контексте существующих теорий развития интерпретация рисунков основывается на двух основных подходах, рассматривающих  Р. как проекцию личностных черт и как индикатор эмоциональных состояний. Структурный или формальный подход применительно к анализу графических изображений не исключает изучения феноменов, являющихся следствием влияния механизма проекции.

Индивидуальные особенности  самого "рисовальщика" не остаются без внимания. Роте (1939) выделяет два их основные типа: 1) конструкторов, экспрессионистов — рисующих аналитически, формирующих фигуру из частей, рисующих скорее то, что они знают, а не то, что видят; 2) наблюдателей, импрессионистов — воспринимающих очертания и точные пропорции фигур и изображающих их контурной линией, синтезирующих увиденное.

 

 

 

 

28 ПД индивидуального сознания. Сознание человека в психологии — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Состоит из сознательного и бессознательного.

   Самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

    Современная психология разработала широкий спектр методических приемов и процедур — от очень простых (графическая методика самооценки Дембо—Рубинштейн) до очень сложных (реконструкция субъективных семантических пространств на основе данных семантического дифференциала Ч. Осгуда илитеста личностных конструктов Дж. Келли). Детальная классификация различных структурных свойств сознания и самосознания — предмет специального изложения для специалистов-психологов.

  Психолого-педагогический смысл диагностики сферы сознания и самосознания состоит в выявлении доступного и освоенного человеком уровня сознательной, произвольной регуляции собственного поведения. Как правило, более дифференцированная, разветвленная категориальная система сознания приводит к более точной категоризации ситуации и сочетается с применением более богатого репертуара ситуационных тактик. В то же время грубая и бедная картина мира (узкое мировоззрение) приводит к тому, что поведение строится на основе плохо осознаваемых мотивационных импульсов низшего уровня, на основе стилевых диспозиций, обусловленных организмическими потребностями и темпераментом. 

Метод репертуарных решеток (method of repertory grid) — исследовательская методика, основанная на теории личностных конструктов Дж. Келли и предназначенная для анализа личности. Испытуемый оценивает набор объектов, в качестве которых фигурируют прежде всего значимые для него люди, с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты и наборы конструктов продуцируются им самим. Типичной инструкцией является задача два объекта из трех объединить по какому–то свойству, которое отличает их от третьего объекта, после этого надо прописать использованное для категоризации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида. В процессе диагностирования выстраивается матрица, заполняемая либо психодиагностом, либо самим испытуемым. Столбцам матрицы соответствуют так называемые элементы, представляющие собой группу объектов, в отношении которых выявляются оценки испытуемого. Элементы задаются психодиагностом и могут представлять собой самые разные предметы, отношения, понятия, ситуации, цвета, профессии, учебные дисциплины и прочее, т. е. все то, что психодиагносту представляется существенным для выявления тех или иных оценок человека. Строками матрицы являются конструкты — субъективные шкалы человека, те мерки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира. В процессе диагностирования каждый элемент оценивается по каждому конструкту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24 Проективные  методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

   Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

   В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

   Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных  техник:

- Ассоциативные ПТ. Заключаются  в предъявлении какого-либо неупорядоченного  материала, которому требуется  придать субъективный смысл (пятна  Роршаха. Здесь оценивается содержание  интерпретации, цвет, форма пятен, оригинальность ответов).

- Интерпретационные ПТ. Задача испытуемого – истолковать  какие-либо события, изображенные  на картинках (предполагается, что  каждый толкует их в связи  со своим отношением к ним) (например, ТАТ (тематической апперцепции  тест). Испытуемый идентифицирует себя с героем. Обнаруживаются его характеристики. Выявляется давление среды. Сравниваются силы героя и среды (сочетание героя и среды образует «тему» как структуру их взаимодействия) ).- ПТ, основанные на дополнении. Задача испытуемого – завершить какой-либо рассказ, предложение (например, тест реакции на фрустрацию Розенцвейга. Определяется тип реакции на препятствие: экстрапунитивная реакция – осуждается внешняя причина фрустрации и разрешение ситуации требуется от другого лица; интрапунитивная реакция – направлена на себя с принятием на себя вины и ответственности за решение ситуации).

- ПТ конструирования.  Предъявляются отдельные детали, из которых испытуемый составляет  различного рода целостные картинки (в связи со своим собственным вкусом, опытом, интересами), а также придумывает рассказ по отдельным фрагментам или после прослушивания звуков, шумов.

- ПТ, основанные на  выборе из предъявленного материала  таких решений, которые косвенно  связаны со скрываемыми влечениями, симпатиями, намерениями (например, тест Сонди, восьмицветный тест Люшера, «Психогеометрия» (определяет тип личности по контуру фигуры)).

Отличительные особенности  проективных техник:

- Относительная свобода  испытуемого в выборе ответа  и тактики поведения.

- Отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора.

- Комплексная диагностика  личностных свойств и взаимоотношений  личности со средой.

    Наиболее распространена такая форма ПТ, как рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом-дерево-человек», «Моя семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 Аппаратурные методы ПД Другим критерием классификации психодиагностических методик является мера "объективности-субъективности". В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя. Проведение обследований с использованием психодиагностических методик требует от психодиагноста выполнения различных технологических операций, что является еще одним основанием для классификации методик. Так, выделяют:

· аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей,

· аппаратурные поведенческие  методики,

· тесты способностей,

· методики диагностики креативности,

· личностные тесты-опросники,

· методики субъективного  шкалирования,

· проективные методики,

· техника репертуарных решеток,

· структурированное  интервью,

· клиническую беседу,

· ситуационное тестирование,

· различные интерактивные методики (тренинги, "ролевые игры", организационно-деятельностные игры).

Аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей используют:

· частоту сердечных  сокращений,

· электрокардиограмму,

· электроэнцефалограмму,

· функции дыхания,

· кожно-гальваническую реакцию,

· критическую частоту  слияния мельканий,

· различные виды миограммы,

· плетизмограммы, вызванных  потенциалов коры головного мозга  и др.

Такого типа методики часто применяют для диагностики  функционального состояния наряду с субъективными отчетами испытуемого о своем состоянии.

Определение времени  простых и сложных сенсомоторных  реакций на различные стимулы, диагностика  чувства равновесия и психомоторной  координации, тремор, точность движений и др. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры профессиональных умений: имитаторы полета на самолете, управления движением воздушным транспортом, езды на автомобиле и др.

Аппаратурные поведенческие  методики. Классический пример таких  методик – это хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры считываются с приборной шкалы соответствующего прибора. В некоторых случаях компьютерные игровые тесты также подпадают под данную категорию методик. С помощью аппаратурных методик диагностируют элементарные психические функции (чувство равновесия или психомоторную координацию) и свойства нервной системы. Кроме того, с помощью аппаратной методики проводят диагностику психологической совместимости и срабатываемости («гомеостат Горбова»). Определенную разновидность аппаратурных методик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. В них создается имитация реальных условий профессиональной деятельности (пульт водителя или пилота).

Аппаратурные  тесты – это тип методик, требующий  применения специальных технических  средств или специального оборудования для проведения исследования или  регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы в аппаратурных тестах широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 технология создания, конструирования и адаптации методик

Трудно назвать такой  случай, когда бы конструирование  совершенно нового теста начиналось с нуля, «на пустом месте». всю комбинаторику независимых параметров психологи-практики, как правило, пытаются свести к двум-трем типовым ситуациям.

1.  Ситуация применения. Тест кем-то разработан (возможно, В: других социокультурных условиях), известны тестовые нормы, полученные на представителях данной языковой культуры (несоответствие выборки стандартизации и выборки применения по половозрастной структуре и профессионально-культурным признакам признается несущественным).

2. Ситуация адаптации. Тест кем-то разработан – проверены  надежность и валидность, но отсутствуют тестовые нормы (как правило, отсутствуют вообще для любых представителей данной языковой культуры). Задача адаптации сводится, таким образом, к построению тестовых норм.                      

Информация о работе Шпаргалка по "Психодиагностике"