Шпаргалка по "Клиническая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

1. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни)
Клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессио¬нальной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможно¬стей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.

Вложенные файлы: 1 файл

кп экз.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, клинические психологи работают: 1) в системе наркологической помощи; 2) в психотерапевтических кабинетах; 3) в системе психологического консультирования.

6.Различные подходы к содержанию и определению медицинской психологии. Предмет медицинской психологии.

Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.

В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии.

В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену.

   ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

          Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

          1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

          2. Психосоматические и соматопсихические  взаимовлияния.

          3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее  постнатального онтогенеза (включая  детство, отрочество, юность, зрелость  и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.

          4. Медицинскую деонтологию, включающую  вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

          5. Психогигиену (психологию медицинских  советов и консультаций, психологию  семьи, психогигиену лиц в кризисные  периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

          6. Общую психотерапию.

          Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

          1) особенности психических процессов  у психических больных;

          2) психику больных на этапах  подготовки, выполнения хирургических  вмешательств и в послеоперационный  период;

          3) особенности психики больных, страдающих  различными заболевани-ями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

          4) психику больных с дефектами  органов и систем (слепота, глухота  и т.п.);

          5) особенности психики больных  при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

          6) психику больных алкоголизмом  и наркоманией;

          7) частную психотерапию.

          Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение  знания соответствующих разделов  медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

          Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

          Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

          Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

          Из всего объема медицинской  психологии в данном пособии  основное внимание будет уделено  патопсихологии. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.

7. Психогигиена и психопрофилактика как части медицинской психологии

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций (психогений).

Психогигиена и психопрофилактика тесно связаны между собой. Психогигиена главной своей целью имеет сохранение и укрепление психического здоровья путем организации надлежащей природной и социальной среды, соответствующего режима и образа жизни, т. е. рассматривает вопросы гигиены психической жизни здоровых людей. Психопрофилактика имеет объектом исследования субклинические и клинические психические нарушения и направлена на предупреждение расстройств психической деятельности. Она разрабатывает мероприятия как по предупреждению нервно-психического заболевания (первичная психопрофилактика), так и по предупреждению неблагоприятной его динамики, если оно уже имеется (вторичная и третичная психопрофилактика). Ряд задач у психопрофилактики и психогигиены общие. Например, задача нейтрализации или ослабления патогенного воздействия окружающей среды, вызывающего те или иные нарушения психики.

Психогигиена и психопрофилактика в настоящее время представляют собой заметно разветвленные области знаний, где рассматриваются не только общие закономерности, но и их преломление в различных сферах жизни  и деятельности людей. Например, существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену. В системе психогигиенических знаний чаще выделяют отдельно психогигиену детства, юношества, зрелого возраста, психогигиену пожилых людей. Кроме того, выделяют психогигиену умственного и физического труда, психогигиену быта и семейных отношений. Существует также много и специфических разделов психогигиены труда — психогигиена инженерная, спортивная, военная и т.д.

Предмет и задачи психогигиены

Психогигиена - область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека.  
Психогигиена ориентирует медицину на учет наличных и потенциальных резервов личности, участвующих в борьбе за здоровье против болезней, на усиление творческих сторон личности. Наибольшее значение для психогигиены имеют вопросы взаимоотношений отдельных людей и взаимодействия индивидуума с коллективом. 
Основные задачи психогигиены определены тремя главными проблемами фундаментальной психогигиены:

1) изучение природы психического  здоровья и саногенного потенциала  личности;

2) определение важнейших  направлений и правил психогигиенической  практики;

3) разработка основ профилактики  состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения). 
Предмет и задачи психопрофилактики.

Психопрофилактика—это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.

Психопрофилактика разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное активное лечение. Она состоит в контроле за не утяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии.

8. Психосоматические корреляции

В ответ на неблагоприятные психические состояния (подавленность, ревность, скука, тоска, стыд, тревога, чувство вины и др.) у человека могут возникать разные физиологические изменения. Среди них различают психогенные реакции и психосоматические заболевания.

Психогенные реакции

Изменения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными. Психогенные факторы могут вызывать следующие физиологические реакции:

а) в сердечно-сосудистой системе — учащение сердцебиения, изменение кровяного давления;

б) в системе дыхания - его задержку, замедление или учащение;

в) в пищеварительном тракте — рвоту, поносы, запоры, повышенное слюноотделение, сухость во рту;

г) в сексуальной сфере - усиленную эрекцию, слабость эрекции, набухание клитора и секрецию генитальной области, аноргазм;

д) в мышцах - реакции непроизвольного характера: мышечное напряжение, дрожание, тики, судороги;

е) в вегетативной системе - потливость, гиперемию и т. д. 
Психогенные  реакции,   как  правило,   временны,   преходящи, адаптивны.

Психосоматические заболевания

Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.).

Ярким примером психосоматического заболевания является нервная анорексия - одно из самых тяжелых заболеваний в психиатрии, приводящее иногда к летальному исходу. Психогенный компонент играет большую роль в возникновении таких органических заболеваний, как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, инфаркт миокарда, мигрень, бронхиальная астма и др.

До сих пор отношение к психосоматическим заболеваниям, их проявлениям и лечению неоднозначно. Представители психоанализа игнорируют органную патологию, исходя из психотравм детского возраста, и предлагают соответствующую терапию. Другие исследователи настаивают на комплексном подходе к происхождению и лечению этих заболеваний: групповая и индивидуальная психотерапия, трудотерапия, а также фармакологическое лечение.

Как бы то ни было, связь функциональных соматических нарушений с чувством подавленности, тревоги, тоски, то есть депрессивными и субдепрессивными состояниями не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому нельзя говорить отдельно о психическом и соматическом в медицине.

9. Понятие объективной тяжести и внутренней картины болезни.

В центре внимания клинического психолога, работающего в соматической (непсихиатрической) клинике, находятся психические реакции человека, страдающего тем или иным расстройством.

Считается, что тип реагирования на соматическое заболевание связан в первую очередь с оценкой пациентом его тяжести. При этом можно говорить о существовании феномена «объективной тяжести болезни» и «субъективной тяжести болезни». Термины «объективная» и «субъективная» в некоторой мере условны, поскольку нет и не может быть единого для всех и на все времена реестра тяжести болезней. Оценка тяжести заболевания зависит от социокультурных особенностей, уровня развития медицины. Только при учете равенства этих условий допустимо говорить о том, что некоторые заболевания тяжелее других.

С точки зрения психолога, работающего в соматической клинике, более значимой является субъективная оценка пациентом степени тяжести своей болезни. Это и есть главная сфера приложения его усилий.

Субъективное отношение к заболеванию называют также «внутренней картиной болезни», «концепцией болезни», «нозогнозией».

Отношение к болезни, обладая всеми характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (или паттерны):

Когнитивный включает знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на судьбу больного.

Эмоциональный — это ощущение и переживание болезни и всей ситуации с ней связанной.

Поведенческий включает связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней и выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью.

На выработку субъективного отношения к той или иной болезни оказывают влияние многие факторы. В их числе:

  1. Вероятность летального исхода.
  2. Вероятность инвалидизации и хронификации.
  3. Болевая характеристика болезни.
  4. Необходимость радикального или палиативного лечения, его стоимость.
  5. Влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения,
  6. Социальная значимость болезни и традиционное отношение к больным в микросоциуме.
  7. Влияние болезни на семейную и сексуальную сферы.
  8. Влияние болезни на сферу развлечений и интересов.

Информация о работе Шпаргалка по "Клиническая психология"