Школьная тревожность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основная задача состоит в своевременном распознавании тревожности, установлении её причин и разработке комплекса мер по борьбе с тревожностью.
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – наличие тревожности у детей среднего школьного возраста.
Задача исследования – установления уровня тревожности у детей среднего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Психолого-педагогическая характеристика тревожности. 4
Определение понятия «тревожность» 4
Классификация основных видов тревожности. 4
Причины появления и развития тревожности. 5
Особенности поведения тревожных детей. 6
Методы диагностики тревожности. 8
Экспериментальное исследование тревожности. 9
Определение вида исследуемой тревожности. 9
Методы диагностики школьной тревожности. 11
Выбор метода диагностики школьной тревожности. 15
Ход проведения диагностики школьной
тревожности по методике Б.Филлипса. 17
Результаты диагностики школьной тревожности. 20
Факторы, способствующие появлению и
развитию школьной тревожности. 29
Рекомендации по работе с тревожными детьми. 29
Заключение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по психодиагностике.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

Методика предназначена для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12 рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А для девочек, набор Б – для мальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.

На картинках изображаются дети и взрослые в различных жизненных ситуациях. Особенность состоит в том, что у персонажей отсутствуют лица.

Перед предъявлением каждой картинки задаются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?»

Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 - тренировочная, 12 выполняет буферную функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно. Общий уровень тревожности вычисляется по “неблагополучным” ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на картинке 6 выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

 

3.3. ВЫБОР МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ  ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.

 

Чтобы определиться с выбором необходимой методики диагностики тревожности был произведен краткий сравнительный анализ существующих методик с целью выявления их основных отличий.

Данные по сравнительному анализу представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1. Сравнительный анализ методов диагностики школьной тревожности.

Наименование методики

Возраст испытуемых

Количество тестового материала, варианты ответов

Вид получаемых результатов

Итог диагностики

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

1

Методика Филлипса

8 – 15 лет

58 вопросов

 

Варианты ответа: да или нет

Количество ответов, не совпадаю-щих с ключом

Уровень общей тревожности Уровень тревожности по 8 факторам

 

2

Шкала явной тревожности для детей CMAS

8 – 12 лет

53 вопроса

 

Варианты ответа: да или нет

Баллы, переводи-мые в стены

Уровень тревожности в целом

 

3

Шкала тревожности Рогова.Е.И

13 – 17 лет

30 вопросов

 

Варианты ответа: 0,1,2,3,4,5 в зависимости от того, насколько сильно данная ситуация беспокоит респондента

Количество ответов, совпадаю-щих с ключом

Уровень общей тревожности.

Уровень тревожности по 3 шкалам

Тестовые нормы не применимы для учеников сельских школ

4

Проективная методика А.Н.Прихожан.

6 – 9 лет

12 картинок

 

Вариантов ответа нет, респондент сам формулирует свой ответ

Описание картинки

Уровень тревожности в целом

Большая доля качествен-ного, а не количествен-ного анализа


 

В соответствии с тем, что исследование будет проводиться в сельской школе в группе учеников 7 классов, была выбрана методика Филлипса, позволяющая получить достаточно точный количественный анализ  как общей школьной тревожности, так и различных отдельных её компонентов.

 

3.4. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПО МЕТОДИКЕ Б.ФИЛЛИПСА

 

Группе школьников 7 класса (таблица 3.2.), состоящей из 10 случайно выбранных человек, был предложен опросник, выполненный в письменном виде (Приложение 1).

 

Таблица 3.2. Список учеников, участвовавших в проведении тестирования на выявление школьной тревожности.

 

Фамилия, имя, отчество ученика

Возраст, лет.

1

Алексеева Наталья Дмитриевна

13

2

Федоров Иван Сергеевич

12

3

Карпычева Елена Николаевна

12

4

Колесов Константин Евгеньевич

13

5

Шарова Екатерина Алексеевна

13

6

Работалова Мария Александровна

12

7

Одинцов Михаил Викторович

12

8

Леснов Сергей Анатольевич

12

9

Карамышева Юлия Викторовна

13

10

Лапшова Дарья Сергеевна

13


 

Перед выполнением исследования была дана следующая инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, в графе 3 напротив номера вопроса ставьте «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны. Графу 4 заполнять не нужно».

После окончания тестирования, заполненные опросники (Приложение 2) были собраны и обработаны.

При обработке результатов были выделены вопросы, ответы на которые не совпали с ключом теста (таблица 3.3.). Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет».

 

Таблица 3.3. Ключ к ответам методики школьной тревожности Филлипса.

 

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

9

17

25

+

33

41

+

49

57

2

10

18

26

34

42

50

58

3

11

+

19

27

35

+

43

+

51

   

4

12

20

+

28

36

+

44

+

52

   

5

13

21

29

37

45

53

   

6

14

22

+

30

+

38

+

46

54

   

7

15

23

31

39

+

47

55

   

8

16

24

+

32

40

48

56

   

 

 При обработке подсчитывалось:

1. Общее число несовпадений  по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов  теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по  каждому из 8 факторов тревожности (таблица 3.4.), выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализировалось общее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 

Таблица 3.4. Факторы тревожности.

 

Факторы

№ вопросов

Сумма

1. Общая тревожность в  школе

2, 3, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

23

2. Переживание социального  стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44

11

3. Фрустрация потребности  в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;

6

5. Страх ситуации проверки  знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

6

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22;

5

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28;

5

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47;

8


Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ  ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.

 

Полученные результаты диагностики школьной тревожности приведены в таблицах 3.5. и 3.6. Наглядное представление уровня тревожности школьников представлены на соответствующих диаграммах.

 

Таблица 3.5.Сводная таблица ответов учеников.

 

вопроса

Ключ

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

+•

+•

2

+•

+•

+•

+•

+ •

3

+•

+•

+ •

4

5

+ •

6

+•

+•

+•

+ •

+ •

+ •

7

+•

+•

+•

+•

+ •

8

+•

+•

+•

+ •

9

10

+•

+•

+ •

11

+

+

—•

+

+

+

+

+

— •

+

+

12

13

+•

+•

+•

+•

+ •

+ •

14

+•

+ •

+ •

15

+•

+•

+ •

+ •

16

+•

+•

+•

+ •

+ •

17

18

19

+•

+•

+•

+ •

+ •

20

+

+

+

—•

—•

+

—•

+

+

+

— •

21

+•

+•

+•

+ •

+ •

22

+

+

—•

—•

+

—•

+

—•

— •

+

— •

23

+•

+•

+•

+•

+ •

+ •

24

+

+

+

—•

+

+

—•

+

+

+

— •

25

+

—•

—•

—•

+

+

+

+

+

+

— •

26

+•

+•

+•

+ •

+ •

27

+•

+ •

28

+•

+•

+•

+•

29

+•

+•

+ •

30

+

+

+

—•

—•

+

—•

—•

+

+

— •

31

+•

+•

+•

+•

+•

+•

+•

+ •

+ •

+ •

32

+•

+•

+•

+•

+•

+•

+•

+ •

+ •

+ •

33

+•

+•

+•

+ •

34

+•

+•

+ •

35

+

+

—•

—•

+

+

+

+

+

+

— •

Информация о работе Школьная тревожность