Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Целью нашего реферата является рассмотрение определения понятия школьной дезадаптации (ШД), выявление причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблем профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 26.46 Кб (Скачать файл)

Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения

Введение

Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.

К причинам школьной дезадаптации можно отнести:

- характерное для современной  России социальное расслоение (часто  внутри одного класса дети  из столь различных семей с  трудом находят общий язык, плохо  понимают друг друга и не  умеют общаться);

- увеличение количества  детей с задержкой психического  развития (ЗПР);

- увеличение количества  детей, имеющих невротические  и серьезные соматические расстройства.

Психологи отмечают, что  трудности общения с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками) - весьма существенный компонент дезадаптации школьников.

Но, какие же факторы приводят к дезадаптации? В группе учащихся младших классов психологами  были выявлены некоторые предпосылки  школьной дезадаптации:

- низкий социальный статус  ребенка; проблемы взаимоотношений  в семье;

- низкая готовность прийти  на помощь другу;

- плохие отношения со  сверстниками;

- низкие познавательные  способности;

- неадекватная самооценка.

Целью нашего реферата является рассмотрение определения понятия  школьной дезадаптации (ШД), выявление  причин и проявлений школьной дезадаптации, изучение проблем профилактики и  коррекции школьной дезадаптации учащихся с легкими патологиями ЦНС.

1. Определение  понятия школьной дезадаптации (ШД).

Для большей части детей  начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа  предъявляет новый, усложненный  круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать  внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять  их школьным дисциплинарным требованиям.

Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях  к качественно иной атмосфере  школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных  и физических нагрузок, предъявляет  новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.

Дети, испытывающие трудности  в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы.

Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом  здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда  ребенок приходит в школу, но и  в дошкольном возрасте.

Очень сложно разделить генетические и социальные факторы риска, но изначально в основе возникновения дезадаптации в любых ее проявлениях лежит  биологическая предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического развития ребенка. Но это практически не учитывается  ни в программах дошкольного образования, ни в программах школьного обучения.

Поэтому медики, физиологи  и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей ухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу).

2. Причины и  проявления школьной дезадаптации.

Наиболее распространенной причиной дезадаптации являются минимальные  мозговые дисфункции (ММД). В настоящее  время ММД рассматриваются как  особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся  возрастной незрелостью отдельных  высших психических функций и  их дисгармоничным развитием.

При этом необходимо иметь  в виду то, что высшие психические  функции, как сложные системы, не могут быть локализованы в узких  зонах мозговой коры или в изолированных  клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных  психических процессов и которые  могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих  друг от друга участках мозга.

При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные  функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с  ММД находятся на уровне нормы  или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении.

Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений  формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются  в изолированном, "чистом" виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями  развития устной речи.

Среди детей с ММД выделяются учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром  характеризуется несвойственными  для нормальных возрастных показателей  избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими  и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые  часто обозначаются как минимальная  статико-локомоторная недостаточность.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических  страхов, различных форм навязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками.

Важным предрасполагающим  фактором к формированию неврозов и  невротических реакций могут  служить личностные особенности  детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию школьников - "дезадаптантов" попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом  развитии, которое характеризуется  следующими признаками:

1.Отмечаются отклонения  в соматическом здоровье детей.

2.Фиксируется недостаточный  уровень социальной и психолого-педагогической  готовности учащихся к учебному  процессу в школе.

3.Наблюдается несформированность  психологических и психофизиологических  предпосылок к направленной учебной  деятельности учащихся.

Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации (ШД):

1) неуспешность в обучении  по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

2) постоянные нарушения  эмоционально-личностного отношения  к отдельным предметам, обучению  в целом, педагогам, а также  к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный  компонент ШД);

3) систематически повторяющиеся  нарушения поведения в процессе  обучения и в школьной среде  (поведенческий компонент ШД).

У большинства детей, имеющих  ШД, довольно часто могут быть прослежены все 3 приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с  одной стороны, от возраста и этапа  личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования ШД.

3. Проблема профилактики  и коррекции школьной дезадаптации  учащихся с легкими патологиями  ЦНС.

Школьная дезадаптация это  некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо - и психофизиологического  статуса ребенка требованиям  ситуации школьного обучения, овладение  которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайних  случаях невозможным и др. Фактически, школьная дезадаптация это термин, определяющий любые затруднения, возникающие  в процессе обучения.

К числу первичных, внешних  признаков школьной дезадаптации относят  затруднения в учебе и нарушения  поведения. Одной из причин, вызывающих названные проявления, является наличие легких форм патологий ЦНС. К таким патологиям относятся патология шейного отдела позвоночника и минимальные мозговые дисфункции.

Актуальность изучения особенностей школьной адаптации учащихся с ПШОП и ММД определяется возрастающим количеством таких детей. По ряду исследований оно составляет до 70- среди  учащихся. По данным исследований, проведенных в московских общеобразовательных школах, среди учащихся со школьной дезадаптацией ММД были выявлены более чем у половины учащихся (52,2%). При этом частота ММД среди мальчиков оказалась в 2,3 раза выше, а синдром двигательной гиперактивности в 4,5 раза выше, чем у девочек.

К особенностям детей с  такими патологиями относятся быстрая  утомляемость, сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, замедленная скорость переключения внимания), двигательная гиперактивность, сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах  деятельности, снижение объема оперативных  памяти, внимания, мышления. Обычно эти  особенности проявляются еще  в дошкольном возрасте, но в силу ряда причин, не становятся предметом  внимания педагогов и психологов. Как правило, родители и педагоги обращают внимание на проблемы ребенка  только с началом школьного обучения.

Школа, с ежедневной, интенсивной  интеллектуальной нагрузкой, требует  от ребенка реализации всех тех функций, которые у него нарушены. Первой большой проблемой для ребенка  с ПШОП, ММД является продолжительность  урока. Максимальная продолжительность  работоспособности у такого ребенка - 1 5 минут. Затем ребенок не в состоянии  контролировать свою умственную активность. Мозг ребенка нуждается в отдыхе, поэтому ребенок непроизвольно  отключается от интеллектуальной деятельности. Пропуски учебной информации, суммируясь за все периоды во время урока, приводят к тому, что ребенок усваивает  материал не полностью или со значительными  искажениями, иногда вовсе теряет суть, а в отдельных случаях усвоенная  ребенком информация приобретает неузнаваемый вид.

В дальнейшем ребенок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребенка образуются существенные пробелы в знаниях. Поскольку внимание детей с ПШОП, ММД крайне неустойчиво, а отвлекаемость  высока, работа в классе, где находятся  еще 20, а то и 30 детей уже сама по себе представляет для ребенка большую  сложность. Их отвлекают любые движения, звуки.

Такие дети выполняют проверочные  или контрольные работы лучше, если учитель проводит их один на один с  ребенком. Родители отмечают, что дома ребенок справляется с такими заданиями, которые не смог выполнить  в классе. Объясняется это тем, что дома ребенку создают более  комфортные условия: тишина, не ограничено время на выполнение заданий, в привычной обстановке ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее. Родители оказывают ребенку помощь, направляют работу ребенка.

Успешность учебной деятельности ребенка во многом зависит и от умения строить бесконфликтные отношения  со сверстниками, контролировать свое поведение. Многие современные педагогические технологии предполагают работу детей  на уроках в парах, четверках, требующую умения организовывать взаимодействие со сверстниками. Здесь ребенок с ММД может встретиться с трудностями, так как он легко отвлекается от поставленной учебной задачи, поддается влиянию других детей.

Поскольку учебная мотивация  у детей с ПШОП, ММД слабо  выражена, они чаще всего подстраиваются под тех детей, которые настроены  на игру. Дети с ПШОП, ММД охотно включаются в игры, которые могут предложить им соседи по парте на уроке. Кроме  того сложности в самоуправлении часто проявляются в несдержанности, резкости по отношению к одноклассникам.

Свойственная, многим детям с ПШОП, ММД двигательная гиперактивность является серьезной помехой в учебе только для самого ребенка, но и для других детей и приводит к отказу от совместной работы с таким ребенком. Повышенная эмоциональная возбудимость, двигательная гиперактивность, свойственные многим из детей данной группы делают непригодными привычные способы организации внеклассных мероприятий. Особенно насущным становится поиск новых методов организации внеурочной деятельности детей в тех классах, где количество учащихся с ПШОП, ММД составляет более 40%.

Следует отметить, что, несмотря на то, что перечисленные выше проблемы ребенка в значительной степени  затрудняют его познавательную деятельность, далеко не всегда психологи и педагоги понимают взаимосвязь между состоянием здоровья ребенка и его проблемами в учебной деятельности.

Анкетирование, проведенное  среди психологов образовательных  учреждений, показало, что большинство  из них не имеет четких представлений  о сути таких нарушений, как ПШОП и ММД. Чаще всего, осведомленность  психологов и педагогов проявляется  в информированности о распространенности таких патологий.

Информация о работе Школьная дезадаптация. Причины и методы предупреждения