Школы современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Психологическая школа-группа ученых, разделяющих определенную теоретическую ориентацию и работающими над общими различиями. Ученые связаны идеями, территориально.
Парадигма- модель, образец по которой определяется исследовательская практика ученых в определенный исторический период.
Допарагматическая стадия науки: когда разделена на отдельные школы, на след день не одна их существующих теоретических систем не смогла объединить другие научные теоретические течения.

Вложенные файлы: 1 файл

школы современной психологии (3).docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

Закон 3. Творчество сенситивно образно-схематическому плану мышления. Логическое мышление задает определенную схему. Слово несет схему чтобы придать новый ход. Схема не несет ответа, несет переструктурированное задание. Вербальный план несет шаблон понятия.

Главное, что исследуют  в Г.П – восприятие. Отражение  образов, от точности образов зависит  мышление.

Законы восприятия – целостности, структурности, константности.

    Не подтвердилась идея врожденности гештальта. Нет врожденных фигур, есть способность восприятия. Все зависит от эталона к которому мы отнесем гештальт, связан с культурой. Г.П. обратилась к социальному поведению – изучала процесс развития потребности (личности). Левин – гештальт не только образ предмета, но и образ потребности. Доказал, что потребность это знание о предмете положительное отношение к предмету. Существуют внутренние потребности, которые выстраиваются в иерархию – это основа, структура личности.

Закон развития личности –  фрустрация на пути разрядки гештальта потребности ведет к болезни (невроз).

Встать над полем может  только адекватныйи креативный человек.

Ведущей детерминантой личностного роста является самоактуализация.

Изучала мотивацию – влияние  мотива на структуру личности.

Принцип изоморфизма –  взаимооднозначное двух составляющих.

Законы хорошей фигуры – близость составляющих, сходство составляющих, симметрия, замкнутость, общая судьба.

Инсайт – внезапное визуальное выделение фигуры.

Этапы творческого мышления – принятие задачи, инкубация, инсайт, проверка.

Теория  утверждает объективный подход в  психологии

ΙΙΙ

50-6- г 20 века  направления:гуманистич, когнитивная, экзистенциальная, трансперсональная психология

Когнитивная псих против: исключен сознания из поведения, игнориров познав проц, познав развития, упрощ подхода к человеку. 
Основывается: на необихивиористов, включ когнит и мотивац компонент в поведен. 
Представители: Брунер, Саймон,Линдсей, Норман,ведущ:Найсер, Бродбент. 
Возникла: под влиянием информац подхода и под метаф компьютера, система для перераб информации. 
Область исследования:восприятие-распозн образов, вниман, память, псих аспекты языка и речи, мышление, когнит развит и воображ. Распростр на мотив и эмоц сферы личности на соц психологию. 
Основной метод: анализ микросистем того или иного псих процесса. Формы познания по технологии ЭВМ. 
Свойства положительные  познават активности: 1. определ опытом познающего субъекта.2. определ средой-влияение физич мира, соц опыта, культ на предмет познания. 3. неполнота познават схем и их постоянная корректировка при столкновен с действит. 
Найсер-  взаимод эколог  психологии, безразл к вопрос культ. 
Критика редукционизма-игнориров проблем субъекта. 
20-21 век- символические системы( языка в решен мыслит задач)-2 когнит революция 
Настоящ время-когнитивная псих в координ с компьютер  моделиров познав процессов, нейронауками. 
Когнит наука определила лингвистику, компьют науки, нейронауки, антропологию. 
Гуманистическая психология" третья сила психологии" начало 60 г 20 века. 1962 г"Гуманист псих", ассоциация за гуман псих Бюллер. 
Лидеры направлений:Олпорт, Генри, Мюррей, Бюллер, Роджерс, Маслоу, Мей. Они против: 1. бихевириаст предпос, что повед определ внешними силами 2.против психоаналитической предпосылки, челов повед определено силами бессознательного. 3против методологии эксперим  исслед, статистич процедур. 4 первычные данные- опыт и смысл.Неадекватн метод познания:игнориров мышления и чувст.Источник данных о внутр мире:произв искуства, творчества, географии. Гуманистич псих- проблемноцентрированная, критикует: традиц псих, что та теряет конкретного человека в массиве статистич данных, перенос на уникальн каждой личности. Цель гуманист псих: исправ перекосы бихевиоризма и психоанализав тракт человека и выбрать более верную жизненн псих, полезн для человека. 
Предмет: здоровая творческая личность. Цель личности:самосуществование,самоисполнение.(бюлер),самоактуализац ( Маслоу) 
Мюррей: предмет изуч- люди, а не животные,человек рассматрив во всех контекстах и целостно  человек в контексте всей жизни. 2 внутрин сокров человек как дополнение внешн до целостности. 3 человек в естеств, а не лаборат условиях 4 полож характер, состовл счастье и радость жизни 5 волевая активность.6 философ жизни включ систему ценнос рассматрив во времени. 3 ветвь психологии, спец человеч особенности:1. любовь,творч,самость,рост,всш ценности, спонтан,становл,игра,юмор,аффективность, смысл,честность,псих здоровье. Олпорт- псих личности, сомнение в использ метода естест наук. Значение роста личности ее становл на достиж целей что игнор трад псих. Непра значение группов норм и стат показат, упускает индивид опыт-идиографическое. 
Маслоу-теория мотивации, иерархия челов потребностей: 1 физиолог потр 2потр в безоп 3 потр в любви, прин в группе 4 потребн в призн, самоуваж, 5 потр в самоактуализ. Различие 2 типов мотив: 1. преодоление дефицита( с 1 по 4 ур) 2. стремл к развит и направл на самоактуализ(эти люди здоровы, и изучен их ценностей приведет научно-обоснов этической системы: истина,добро,справедл,радость.) Анализир работу Спинозы, энштейна, рузвельта, линкольн. Описал общие черты этнопсихолог самоактуал личности. Роджерс- теория полноценнофункциониров творч личности, недерективная личностно-ориентированная психотерапия(клиентоцентрированная) Цель каждого-достижение аутоитентичности.  Аутоитентичность-истинное я или внутрин сущ-ть человека, следов собств пути, а не чужим указ и предписаниям. Достиж самоактуализ: актуазиз своей личности, живя в согласии с личностью, раскрытие своего истинного я, чем его создание. КЛИЕНТЦЕНТРИРОВ ТЕРАПИЯ-позв целовеку самому опред путь к своему выздоровл и полному выздоровлению себя. Дост-во: расширение предм сферы псих, включив отношен лич-ти и поним контекста поним поступ.2 влияние на теорию личности, сист консульт и психотерапии, возник формы:логотерап(Франкл),психодрамма(Морено), гештальттерап, клиентцентриров терап. Недостатки:гуман псих критик за нечеткое представлен о методе. У Маслоу-клинич обследов. Бюллер( библиограф метод, наблюд) искуство интерпритац внутр мира чел-ка. Эти методы против эксперим м и статистич процед принят в научн псих. 
Экзистенциальная психология-первичн бытие человека с котор связ базовые экзестенц проблемы, стресс  и тревога. Представители:Бинсвангер,Медард Босс, Ролло Мей, Франкл.  Центр внимания-собственная индивидуальность. Традиционно предмет экзист псих- человек в экстрем ситуации. Войны, разрушен, осн принцип: жизни и смерти, свободы ответственности, смысла и бессмыслен существован, общен и одиноч. Франкл-создат логотерапии, венская школа, психотерапия. психоанализ Фрейд,индивид псих Адлера.Отличие логотерапии: трактате базисной мотивации человеч жизни. Основная движ сила:борьба за смысл жизни" стремление к смыслу". ПОИСК СМЫСЛА- подлинное человеч бытие. Экзестенциальн вакум-потеря смысла. Источник экзестенц вакума-современн экзестенц мир.Смысл может быть достигнут:1. путем совершенствов деятельности(творческая жизнь)2 человек наход силы в заботе о др людях и любви к ним, чем больше забывает себя, тем больше он станов человеком и самим собой.. 3 смысл путем выраб четкой позиции в различн жизненн ситуациях. Логотерапия-задача-помощь клиенту в поиске его смысла жизни, аналитеским процесс. Рассход с психоанализ: в точ, что человек существо, цель его: реализация смысла и актуализац ценностей. 
Трансперсональная психология  
представители: Грофа, Ассаджали, Дюркгейм.Основные проблемы: измененное сознание, сверхсенсорное восприятие, метид. практики, наркотивный субъектиный опыт. Общее у трансперсон и гуманист  псих: ориентированы на достиж целостн человека. Ср-ва и методы: Эхолотропное дыхание( Гроф). Антропологическая модель( области: сенсорные пережив, биографич, пренатальные, трансперсональный опыт.) Ассоджами: теория субличности, представлена индивид в качестве голосов противоречий. Псих жизнь надстраивающ уровни: глуб бессознат, среднее бессозн( надсознат)-вершина самость.Механизм развития-перемещение локуса сознания от нисших уровней  к высшим. Дюркгейм-трансперсон опыт и телесный не антогонисты. Синтез психотехнич техник , глуб и гуманист псих, психодр, гештальт и бихевиоризм, биоэнергетика анализа и различн телесных вещей.

 Развитие отечественной психологии.

В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных  дисциплин,выдающиеся теоретики и организаторы отечественной науки — В.М.Бехтерев,П.Ф.Лесгафт,И.П.Павлов и другие. Сформировалось сообщество русских психологов,разрабатывавших вопросы изучения детского развития и построения научных основ воспитания иобучения:П.П.Блонский,П.Ф.Каптерев,А.Ф.Лазурский,Н.Н.Ланге,А.П.Нечаев,М.М.Рубинштейн,Н.Е.Румянцев,И.А.Сикорский,Г.И.Челпанов и другие. Детальному анализу в психологических исследованиях были подвергнуты вопросы сущности личности, факторов ее становления,о возможностях и пределах воспитания,о всестороннем и гармоничном ее развитии. Видный русский психолог Г.И.Челпанов отстаивал идею независимости психологии от какой бы то ни было идеологии и философии. В борьбу с Г.И.Челпановым вступил его ученик К.Н.Корнилов.Он исходил из противоположных убеждений и активно внедрял в психологию марксизм. Одной из первых версий марксистской психологии выступило разработанное К.Н.Корниловым реактологическое учение. Ключевое понятие этого учения — реакция— обозначало поведение,сходное по механизму с рефлексом.Психологическая реальность человека сводилась к связке реакций;основным в реактологии стало изучение скорости и силы реакций человека.В категориях поведения определяли предмет марксистской психологии П.П.Блонский и М.Я.Басов. Не избежал увлечения поведенческой психологией на начальном этапе своей научной деятельности и Л.С.Выготский. Уже к середине20-х гг. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии:материализм(психика — продукт деятельности материальных структур и процессов) и детерминизм(внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на исследование качественных преобразований психики в ходе эволюции, истории,онтогенеза. Особенности развития псих в 20 в: 1. Марксизм основ метода псих, 2Влияние мировой псих на псих науку в России. 3 Рост соц заказа на псих знание в разл сферах 4многомерн развит психологии. 5 развит псих образов в России

Поведенческое направление  в отечественной психологии. Вклад  Сеченова и Павлова

В своей работе«Рефлексы  головного мозга» (1863) он заложил  основы учения о рефлекторной природе  психики.Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным,а только указывал на сходство в их строении. Согласно же Сеченову,начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель,а раздражитель- сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности,по Сеченову,является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М.Сеченов показал,что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. учении Ивана Петровича Павлова (1859—1963) и Владимира Михайловича Бехтерева(1857—1927). Трудами И. П. Павлова и В. М. Бехтерева  оригинальная психологическая школа — рефлексология.В качестве исходного понятия психологической науки выступал рефлекс. Рефлексология,стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психических явлений физиологические принципы. И. П. Павлов развил учение о рефлексе.Если прежде под рефлексом имелась в виду жестко фиксированная стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие«принцип условности».Он ввел понятие«условного рефлекса». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий —внешних и внутренних. Внешние раздражители становятся для него сигналом,ориентирующимся в среде, а реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует внутренний фактор — потребность организма.Учение Сеченова о сигнальной функции стимула Павлов дополнил учением о двух сигнальных системах. Второй сигнальной системой, по учению Павлова, выступает речь.

Культурно-историческая школа Л.С. Выготского и её развитие

Лев Семенович Выготский(1896—1934) создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека,разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования. Из этого фундаментального положения марксистской философии, с точки зрения Л. С. Выготского,вытекают для психологии важные следствия.Одно из них —способность к овладению их природой— не прошло бесследно для человека в одном очень важном отношении:он научился также овладевать собственной психикой, появились произвольные формы деятельности как высшие психические функции. Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная,моторная,пневмоническая(непроизвольное запоминание)функции. Высшие психические функции носят социальный характер. Это произвольное внимание, логическое запоминание,мышление, творческое воображение и т. п. Важнейшей характеристикой этих функций наряду с произвольностью является их опосредованность,т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются. Теория Выготского исходила из мысли, что основная структура общественной жизни должна определять и структуру человеческой психики. Так как жизнь общества основана на труде, а человеческий труд характеризуется применением орудий труда,то характерное отличие человеческой психики от психики животного тоже заключается в применении своеобразных«орудий» психической деятельности.Таким орудием,посредством которого строится сознание человека,по мысли Выготского,является знак.Ученый объясняет это положение на примере произвольной памяти. Человек,по Выготскому,запоминает иначе, чем животное.Животное запоминает непосредственно и непроизвольно,у человека же запоминание оказывается специально организованным действием,например завязывание узелка на память,зарубки на дереве разных форм и т. д. Подобные средства —знаки — фактом своего появления порождают новую структуру запоминания как психического процесса. Превращение интерпсихологического отношения в интрапсихологическое Выготский назвал процессом интериоризации(от лат. — «извне внутрь»). Учение об интериоризации является одним из ключевых в культурно-исторической теории Выготского.С помощью этого учения он показал,как происходят филогенез и онтогенез человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение символической деятельности,овладение словом, знаком.В ходе процесса интериоризации происходит превращение внешнего средства(«зарубка»,произнесенное слово) во внутреннюю психику человека,сознание (образ,элемент внутренней речи). На основе идей Л. С. Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии,представителями которой были А. Н. Леонтьев,П. Я. Гальперин,А. Р. Лурия.

Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии

С.Л. Рубинштейн является видным теоретиком российской психологии.Проблемы природы психического,бытия и сознания,деятельности,субъектности человека и его взаимоотношений с миром были для него определяющими и главными в течение всей его жизни; в изучение этих проблем он внес решающий вклад.С.Л.Рубинштейну принадлежит заслуга анализа,систематизации и обобщения современных ему достижений психологической науки, результаты которых были изложены в фундаментальном труде «Основы общей психологии. В своих работах С.Л.Рубинштейн затрагивал проблемы психического развития человека.Сформулированный им принцип единства сознания и деятельности составил основу деятелъностного подхода в психологии.

Основные  положения теории Рубинштейна.

Исходное является дей-е проникающ в объективную действит-ть. 2 гл момент явление дей-ть 3 принц псих детерминизма. 4 деят не тождеств поведению. Повед особая форма деятельн. Главное отношен к моральн нормам.5 единица анализа деят-ти действие, поведен поступок 6 в структ цели мотивы действия операц 7 изучен псих как живой непрерывн процесс учавств в регуляц чел –ка с миром . А.Н.Леонтъев- развитие памяти, детского сознания, личности. Основные положения: псих-конкретная наука о порожден и функционир и строении псих отраж реальности, опосредов жизни индивидов. 2 внутр психич деятельность возникает в проц интериориз внешней практич деят-ти и имеет тоже строение 3 возникнов сознания обусловл особой деятельн коллект труда. 4 сознание образ смыслами. 5 проблема личности дошкольн возраст и подростковый. Узнадзе-теория установки- установка как целостный неосозн состояние обусловлен готовности чел-ка к опред поведению. Установка при наличии 2 услов: потребность объетивна ситуация удовлетв потребн. 2. Установка-первичное целостное недеференциров состояние котор предшеств созн псих деят-ти и лежит в основе поведения. Мясищев- гл принц принц изучения явления принц изуч ее объект в проц взаимоотношения с окруж миром. Теплов-изучение восприятия исслед общие спец способностей. Изучен психофизическ основы индивид различий. Дифференцированная психофизиология.

Комплексный и  системный подходы в отечественной  психологии

Системный подход в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве системных объектов рассматриваются объекты природы(неорганической или органической),человек, общество,материальные и идеальные явления. Методолог Э.Г.Юдин отмечал,что специфика системного исследования определяется выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентацией всего исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Системный подход характеризуется следующими особенностями:1. Описание элементов целостной системы не имеет самостоятельного значения; каждый элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в структуре целого.2.Один и тот же объект выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками,параметрами,функциями и даже разными принципами строения. 3.Исследование системного объекта неотделимо от изучения условий его существования.4.Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и,наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.5.В системном исследовании недостаточны лишь причинные объяснения функционирования объекта; для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения.6.Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе;она является самоорганизующейся системой. Возможности реализации системного подхода в психологии обсуждал Б.Ф.Ломов.Он сформулировал общие требования к системному анализу психических явлений: 1.Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения. 2.Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая,строиться иерархически.3При описании психических свойств человека необходимо иметь в виду множественность тех отношений,в которых он существует,т.е. представлять разнопорядковость его свойств.4Многомерность и многуровневость психических явлений с необходимостью предполагают систему их детерминант.5. Психические явления должны изучаться в развитии; в ходе развития происходит изменение его детерминант,смена системных оснований 
Теория планомерного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий – П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Талызина и др. В ее основе лежат следующие положения. Знания, умения и навыки не могут быть усвоены без деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане,средствах выполняемых или предстоящих действий. Причем,чтобы безошибочно эти действия осуществить ему необходимо сосредоточить свое внимание на наиболее важном в деятельности,чтобы желаемое не выпустить из-под контроля. Следовательно,обучение должно строиться в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения должен состоять из следующих этапов: 1.На первом этапе складывается отношение обучаемых к целям и задача предстоящего действия, к содержаний)материала, а также выделяются системы ориентиров и указаний,учет которых необходим, для выполнения действий. 2.На втором этапе обучаемые производят требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действий,в частности— на схему ориентировочной основы действия.3.На следующем этапе в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость использовать ориентировочную схему. Ее обобщенное и сокращенное содержание выражается в речи (проговаривание осуществляемых действий вслух).4. На пятом этапе постепенно исчезает звуковая сторона речи— действия формируются во внешней речи«про себя».  Далее действия выполняются в скрытом умственном плане, не требуют внешней опоры.Обучаемые автоматически выполняют отработанные действия. Данная теория позволяет сокращать время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действий; достигать высокой автоматизации выполняемых действий; обеспечить контроль качества как всего действия и его отдельных операций. Однако создание конкретных образцов действий(подробные схемы ориентировочных основ их выполнения)представляется не всегда простым,а формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий иногда происходит в ущерб их творческому развитию.

Развитие психологической  теории в трудах Б. Г. Ананьева

Ананьев-комплексное дисциплин наукознание.. Науки о человеке в 4 раздела:1.человек как биологич вид 2онтогенез и жизненный путь как индивида. 3 изучение человека как личности 4 проблема человека как личности 5 проблема человечества. Факторы: наследств среда воспит собственная деятельн человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Школы современной психологии