Цели и задачи психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:59, контрольная работа

Краткое описание

Консультирование — это процесс, в котором человек достигает более высокой стадии личной (личностной) компетентности.

Содержание

1.Цели и задачи психологического консультирования
2.Гештальт-консультирование
3.Консультирование истерических личностей

Вложенные файлы: 1 файл

Цели псих консультирования.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

      Содержание 

      1.Цели  и задачи психологического  консультирования 

      2.Гештальт-консультирование 

      3.Консультирование  истерических личностей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Цели  и задачи психологического  консультирования. 
 

      Форма обращения к специалисту называется «консультация» (от лат. слова «consultare», что означает «совещаться», «советоваться», «заботится»). И. М. Никольская определяет консультационный процесс как совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятия решений относительно профессиональной карьеры, брака, личностного развития, воспитания, управления, межличностных отношений, смыслов существования, трудностей в повседневной жизни на работе, в школе, семье, в общении, в собственном характере.  
Выделяют целую отрасль психологической науки – консультативная психология. В системе ее знаний предполагается, что с помощью специально организованного психологом процесса общения у нуждающегося в помощи человека актуализируются дополнительные силы, индивидуальные и личностные ресурсы, которые позволят ему найти новые варианты решения проблемных ситуаций.  
            Консультативная психология сложилась на стыке психотерапии, дифференциальной психологии, психодиагностики и прикладной психологии. Тонкая грань отделяет психологическое консультирование от классической психотерапии. Консультирование отличает отказ от концепции болезни и большее внимание к ситуации и личностным ресурсам человека. В трудных ситуациях в состоянии человека проявляются признаки, близкие к неврозу, обратимому нервно-психическому расстройству. При неврозе пациенты жалуются на эмоциональные расстройства, нарушения телесных и вегетативных функций.  

      В основе невротического состояния и  состояния в трудной жизненной  ситуации «лежит переживание человеком  внутреннего конфликта — столкновения особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами или ожиданиями жизненной ситуации ». Человек не всегда обнаруживает сам психологические средства в собственном опыте жизни и запасах психологических средств, чтобы разрешить такой конфликт. У него нарастает эмоционально-психическое напряжение и дискомфорт. В таком состоянии затруднено осознание и контроль ресурсов ситуации. Психологическая консультация создает условия, когда возможно посмотреть на свои проблемы со стороны, акцентировать стороны личности и взаимоотношений, которые явились источником трудностей, обсудить индивидуально-личностные резервы разрешения трудностей.  

      Консультирование  — это процесс, в котором человек  достигает более высокой стадии личной (личностной) компетентности. В консультировании не поощряются пассивность зависимость клиента. Напротив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышанным, заслуживающим уважения и не оцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает способность принимать собственные решения.  
Консультирование и психотерапия разделяются следующим образом:  
помощь человеку в выборе действия;  
обучение новому поведению;  
сопровождение развития личности;  
развитие ответственности и независимости обратившегося за консультацией человека;  
создание условий для актуализации волевого поведения;  
взаимодействие между клиентом и консультантом.  
В отличие от психотерапии, в консультировании в качестве клиентов чаще участвуют не больные, а здоровые люди, имеющие какие-либо проблемы.  

      Психологи-консультанты чаще используют информирование, объяснения, советы, тогда как психотерапевтам  больше приходится слушать. Консультанты делают основной акцент на личностных ресурсах, а психотерапевты — на личностных изменениях.  
Психологическая консультация всегда направлена на самосознание личности: на осознание своих индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных возможностей, чувств, мыслей и действий. Это способствует углублению и интеграции различных аспектов индивидуального "Я", расширяет границы мотивационного, эмоционального и интеллектуального компонентов личности. Осознание себя можно одновременно рассматривать как предпосылку и результат роста личности — формирования ее ценностей, жизненных планов и способов их реализации в виде индивидуальных моделей поведения. Благодаря развитию самосознания появляется возможность более полно использовать ресурсы личности.  
Консультант — специалист в области психологии, дающий советы, заключения, рекомендации по вопросам своей специальности. Он может быть приглашен для более или менее систематического курирования клиента и помощи ему в решении внутренних проблем.  
Общим в консультировании и психотерапии является оказание психологической помощи, но в первом случае — здоровым, во втором — больным. Область между этими полюсами (пограничные нервно-психические расстройства) — это область и консультирования, и психотерапии. При этом нередко консультирование является начальной стадией процесса психотерапии.  
В консультировании применяются знания дифференциальной психологии, которая изучает психологические различия между индивидами, группами людей, а также причины и следствия этих различий. Для изучения индивидуальных различий дифференциальная психология использует методы психодиагностики (организационные и интерпретационные методы, а также тесты, опросники, проективные методики, психометрические методы и методы статистического анализа).  

      Психодиагностика  – это научный и практический раздел психологии, дающий знания о методах распознавания психологических качеств высокоорганизованных объектов. Термин «психодиагностика» состоит из трех греческих слов и приставки «dia», и первое – это «психэ», душа. Во втором слове корень «диагноз», от слова diagnosis, означает «определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного». Слово «диагностика», от diagnostikos, - «способный распознавать, процесс постановки диагноза». Приставка «dia» несет значение завершенности, а третье слово – «gnosis», «познание, наука», часть сложного слова, соответствующего слову «знание». Таким образом, термин «психодиагностика в целом можно определить как завершенное познание психологической сущности какой-либо формы. Последнее время в связи с бурными социально экономическими и культурными изменениями актуализируются такие виды специального консультирования: профориентационное, школьное, управленческое, семейное, политическое.  

      В профориентационном направлении Пряжников Н. С. выделяет несколько типов профессиональных консультаций в зависимости от образовательного уровня, возраста, этапа жизненной карьеры и т. д. Профконсультации ранняя детская информационного характера; школьная - направленная на формирование готовности к профессиональному самоопределению. Консультирование людей, потерявших, меняющих работу (в том числе в связи с ограничением трудоспособности). Во всех этих случаях может возникать необходимость психодиагностики особенностей и способностей человека, подробного сбора данных о его предыдущей истории жизни.  

      Школьная  консультация – это самостоятельное, отдельное направление специально подготовленного психолога. Цель – наблюдение за ходом психологического развития учащегося в школе соответствии с его возрастными периодами. Такие консультации могут носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служить средством повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.  

      Управленческое  консультирование связано с принятием решения о привлечении к диагностике проблем, разработке стратегий и других задач организации, профессионалов, компетентных в том роде проблемы, которая возникла.  

      Политическое  консультирование это деятельность специалиста, владеющего экспертными знаниями. В процессе политического психологического консультирования осуществляются:  
Эмоциональная поддержка политической персоны или его команды в трудных для решения ситуациях;  
Обеспечение познавательных потребностей клиента в информации о закономерностях эффективного взаимодействия с окружающим миром;  
Помощь в понимании ситуации и анализе существующих подходов к ней;  
Выполнение функций доверенного лица;  
Разработка способов и средств снижения социально-психологического напряжения вокруг и внутри окружения политика;  
Анализ и коррекция идей, исходящих от самой политической персоны или значимых лиц его окружения;  
Разработка стратегии повседневной тактики и стратегии персоны на довыборных и предвыборных стадиях;  
Разработка имиджа персоны и его осуществление;  
Набор команды политика.  

      Семейное  консультирование ставит своей целью, изучив проблему, содействовать поиску решений по благоприятному ролевому взаимодействию членов семьи и личностному росту каждого из них.  

     
    2.Гештальт-консультирование 

      Гештальт-консультирование (от нем. Gestalt — образ, форма, структура) — форма консультирования, разработанная в рамках гештальтпсихологии Фредериком Перлзом. Гештальт- консультирование — это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми.

      В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Гештальтпсихология — это направление психологической мысли, которое возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого. Эксперименты гештальтпсихологов показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами, как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего его внимание привлечет что-то другое. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон. Для иллюстрации этого феномена существуют картинки, содержащие двойные изображения. Открытия гештальтпсихологов имели важные философские следствия: человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует. 

      Гештальтпсихология  повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Гештальтпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.

      Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил в 40-е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фриц (Фредерик Соломон) Перлз. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента. Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии.

      В целом теория гештальт-консультирование основывается на следующих положениях:

•  Человек  представляет собой целостное социобиопсихологическое  существо. Любое деление его на составные части, например психику  и тело, является искусственным.

•   Человек и окружающая его среда представляют собой единый гешталып, структурное целое, которое называю) полем организм — окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.

•   Человеческое поведение согласно теории гештальт- консультирования подчиняется принципу формирования и разрушения гешталътов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникаем и начинает занимать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода.  Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводят к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

Контакт — базовое понятие гештальт-консультирования. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-консультировании называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-консультирование описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.

Информация о работе Цели и задачи психологического консультирования