Характер человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Понятие о характере……………………………………………….............4
Структура характера….……………………………………………………6
Акцентуации характера………………………………………………......15
Вывод……………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

юр.психология.docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)




План

Введение……………………………………………………………………….......3

  1. Понятие о характере……………………………………………….............4
  2. Структура характера….……………………………………………………6
  3. Акцентуации характера………………………………………………......15

Вывод……………………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В буквальном переводе с  греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться, будет по-разному в зависимости от типа.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения  может быть более или менее  деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в  отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его  воспитанием.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие о характере

В повседневной жизни, стремясь подчеркнуть своеобразие человека, мы говорим не только о его темпераменте, но и об уникальном складе характера. Понятие «характер» используется весьма широко, для обозначения специфического не только в человеке, но и в каком-либо явлении или процессе. В психологии оно конкретизируется: под «характером» подразумевается определенная психическая  подструктура или психическое свойство личности.

Характер (от греч. character - черта, признак, примета, особенность) - это стрежневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях, его привычные способы реагирования, специфические особенности отношений с окружающим миром.

 Под характером следует  понимать не любые индивидуально-психологические  особенности человека, а только  совокупность наиболее выраженных  и относительно устойчивых черт  личности, типичных для данного  человека. По мнению Б.Г.Ананьева, характер «выражает основную  жизненную направленность и проявляется  в своеобразном для данной  личности образе действий». Характер  представляет собой единство  особенного и типичного. С одной стороны, в каждом конкретном случае налицо неповторимость индивидуального опыта человека, его жизненного пути, психологической судьбы, и все это запечатлено в человеческом характере. С другой стороны, имеют место типичные обстоятельства жизни, общие для многих, в которых проявляется конкретный человеческий характер, что позволяет говорить об общественных предпосылках его формирования.

В становлении характера  человека ведущую роль играют формы  его социальных (межличностных) взаимоотношений. Характер является результатом взаимодействия наследственных задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности, ее социализации, обучения и  воспитания. Характер может маскироваться  посредством освоенных человеком  способов социально ожидаемого или ролевого поведения. Однако в экстремальных или эмоционально напряженных ситуациях его наиболее существенные черты проявляются даже вопреки обстоятельствам. Под чертой характера понимают ту или иную особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б.М.Теплов предложил черты характера делить на несколько групп в соответствии с системой отношений человека к действительности:

-по отношению к другим  людям - общительность (коммуникабельность) или замкнутость, тактичность  или грубость, искренность или  лживость и пр.;

-по отношению к деятельности (труду) - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

-по отношению к объектам  и к собственности - аккуратность  или небрежность, бережливость  или расточительность, щедрость  или скупость и пр.;

-по отношению к самому  себе - самоуверенность или самокритичность,  скромность или заносчивость, чувство  собственного достоинства, обидчивость,  эгоцентризм и т.д.

Чем ярче и сильнее у  человека характер, тем более определенно  его поведение и более отчетливо  в различных поступках выступает  его индивидуальность. Людей, зависящих  от внешних обстоятельств, не умеющих  противостоять чужому влиянию, часто  называют бесхарактерными. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит  не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и  в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты  личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это  те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей  деятельности (более или менее  трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут  проявиться рациональность, расчетливость  или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера  включены черты, которые относятся  к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также  альтернативные им (как свидетельство  отсутствия характера). В этом плане  характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто  инструментальные черты, непосредственно  связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. своеобразное сочетание  всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его  к определенному типу. В следующем  разделе рассмотрим типологию характеров.

2.Структура характера

Хорни

Структура характера, согласно Хорни, развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни, однако, не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни: "В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению...Таким образом, различие в точках зрения выражается в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфинктера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера - удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства". Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное "базисной тревогой". Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, которая, в свою очередь, является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характерные черты, становящиеся частью его личности, - так называемые "невротические тенденции". Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании "идеализированного образа": слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства. Другая попытка состоит в "экстернализации", более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.

Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, - это направленность "к людям", направленность "против людей" и направленность "от людей". При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка  завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек  не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип. Человек  с направленностью "к людям" проявляет заметную потребность  в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится, прежде всего, как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. На бессознательном уровне глубоко подавляются стремление к власти и агрессия, так как на самом деле недостает интереса к людям. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип. Человек  с направленностью "против людей" предполагает, что все жестоки, и  отказывается допускать противоположное. Жизнь является борьбой за выживание, поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда установка  совершенно ясна, но более часто  она прикрывается фасадом учтивой  вежливости, беспристрастности и  товарищества. Этот фасад, однако, имеет  компоненты искренности, так как, пока не стоит вопрос о его руководящей  роли, может проявляться благосклонность. Особая важность придается дискуссиям. Он сам провоцирует их, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность. В  общем, этот тип не умеет проигрывать  и предпочитает порицать других. Он считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуациях  в результате тщательного планирования и напористости. Мягкие стороны своей  натуры он с яростью отбрасывает, так как они угрожают целостности  образа жизни. Любовь для этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип. Человек  с ориентацией на обособление, направленностью "от людей", предпочитает держать  эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с  другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, так как препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденция к подавлению чувств и особая робость испытываются перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Сильная потребность чувствовать свое превосходство возникает, чтобы оправдать изоляцию. Сексуальные отношения для этого типа иногда невозможны; в лучшем случае он довольствуется преходящими связями. В общем, обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей.

Фромм.

Фромм определяет характер как "относительно устойчивую форму канализации энергии человека в процессе ассимиляции и социализации". В детстве характер формируется в семье, которая служит "психическим агентством" общества. Приспособление ребенка в семейной обстановке вырабатывает у него характер с общей для большинства членов его класса и культуры сердцевиной. На сердцевину, или "социальный характер", накладываются варианты индивидуального характера, обусловленного спецификой влияния родителей. По мнению Фромма, следовательно, типы характера являются продуктом взаимодействия ребенка и родителей, которое начинается с момента рождения. Он дискутирует с ортодоксальным представлением о типах как результате чередований стадий развития либидо. Анальный характер, например, не имеет никакого отношения к либидо. Запоры - это не причина формирования характера, а скорее его выражение. Важнейшим фактором является домашняя атмосфера, проникнутая духом стяжательства, тревожности, подозрительности. У ребенка поэтому развивается "чувство дефицита", и он цепляется за все, что имеет. Скупой человек - не потому скуп, что удерживает фекалии; он крепко держится за любую вещь, включая фекалии. Его родители из категории людей, проявляющих щепетильность в требованиях туалета.

Рецептивная ориентация. Человек  с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается" должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в получении  знаний и помощи и вообще ищет в  людях поддержки. Любовь для него означает - быть любимым, но не активный процесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или  внимания. Пассивность связана с  неспособностью отказать другим и бесконечным поиском "магического помощника". Страх утраты любви препятствует выбору из двух друзей, когда того требует ситуация, ввиду возможности лишиться расположения одного из них. Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодоления беспокойства и депрессии. Его рот особенно заметная, часто наиболее выраженная черта. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и оказывает помощь другим, но за этим лежит потребность заручиться их благосклонностью.

Информация о работе Характер человека