Характер и темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

"Темперамент", "характер", "личность" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характер
1.1. Общее понятие о характере……………………………………..4
1.2. Физиологические основы характера…………………………..5
1.3. Типическое и индивидуальное в характере…………………..6
1.4. Структура характера…………………………………………….6
1.5. Выразительные признаки характера………………………….7
1.6. Формирование характера у детей и пути его воспитания…..8

Глава 2. Темперамент
2.1. Общее понятие о темпераменте…………………………………12
2.2. Физиологическая основа темперамента………………………..13
2.3. Психологическая характеристика типов темперамента……16
2.4. Темперамент и личность………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………..21
Литература……………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ 10 +.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Курганский государственный университет»

Педагогический  Факультет

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

по психологии

на тему:

«Характер и  темперамент»

 

 

 

Выполнила:

 студентка группы ПЗ 3951С (Б)                                     Е.А Рыжкова

 

Направление «Психолого-педагогическое образование (психология и педагогика дополнительного образования)»

 

Проверила:

Старший преподаватель                                                    М.А Сокольская

 

                                                                                      

 

                                             Курган 2012г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Характер

           1.1. Общее понятие о характере……………………………………..4

           1.2. Физиологические основы характера…………………………..5

           1.3. Типическое и индивидуальное в характере…………………..6

           1.4. Структура характера…………………………………………….6

 1.5.  Выразительные признаки характера………………………….7

           1.6.  Формирование характера у детей и пути его воспитания…..8

 

Глава 2. Темперамент

           2.1. Общее понятие о темпераменте…………………………………12

           2.2. Физиологическая основа темперамента………………………..13

           2.3. Психологическая характеристика типов   темперамента……16

           2.4. Темперамент и личность………………………………………….19

 

Заключение……………………………………………………………………..21

Литература……………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"Темперамент", "характер", "личность" –  в этих понятиях исходно содержится  сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения  человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека  от всех остальных, что делает  его уникальным. Вместе с тем  мы заранее предполагаем в  этой уникальности черты, общие  с другими людьми, иначе всякая  классификация, да и само употребление  перечисленных понятий, потеряла  бы смысл. Какие же именно  черты, стороны, качества, особенности  человека отражает каждое из  этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются  нами постоянно и повсеместно,  они нужны и свою роль выполняют.  В повседневном общении в каждое  из них вкладывается достаточно  определенный смысл и с их  помощью достигается взаимопонимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характер

           1.1. Общее понятие о характере

 

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.

Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность  к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

1.2  Физиологические  основы характера

Физиологической основой характера  является, с одной стороны тип  нервной системы (тип ВНД), с другой – система временных связей, возникающих  под влиянием внешних воздействий. Свойства нервной системы определяют в нем  такие черты,  как  уравновешенность или неуравновешенность, большую подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус  проявляемой активности, общительность  или замкнутость, легкость или трудность  вхождения в новую обстановку или новую обязанность. Тип ВНД  влияет  и на другие проявления характера, например на тонус чувств, внешнюю  выразительность движений, речь, Он сказывается на волевых проявлениях(в виде порывов или медленно и методично), проявляется  в способности  выполнять работу, требующую терпения и выносливости.

Но тип нервной системы не предопределяет содержательной стороны  ни личности в целом, ни в отдельных  чертах ее характера  так страстная, порывистая настойчивость быстрее  и легче формируется у человека с неуравновешенным типом нервной  системы, напротив, спокойная, медленная манера поведения чаще возникает на базе уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения.

Характер  во многом – навык сознательного  поведения и привычек.

Характер нельзя отождествлять  с темпераментом, и в то же время  они тесно 

Взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает  им своеобразные формы; характер также  может глубоко воздействовать на темперамент , подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воли. Характер человека взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями, мировоззрением, убеждениями, моральными принципами и.т.д., многогранен и многообразен в своих проявлениях.

 

1.3. Типическое и индивидуальное  в характере

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

 

1.4. Структура  характера

В ее основе лежит несколько групп черт, выражающих систему отношений личности.

К первой группе относятся черты, выражающие отношение личности к действительности  и обществу. В ее основе лежит направленность личности, система ведущих мотивов. Направленность как важнейшая сторона

  характера  представляет собой своеобразно  переживаемое избирательное отношение   к действительности, имеющие определенное  содержание и те или иные  психологические формы. К ним  относятся: внимание, интерес, идеалы  человека, чувства.

Вторую  группу составляют черты, которые проявляются в труде, деятельности: инициативность,  трудолюбие, работоспособность, усердие, добросовестность,  ответственность, творческое отношение.

Третья  группа черт выражает отношение человека к другим людям: доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость, правдивость, искренность,  гуманность (или противоположные черты) . Основа этой группы – эмпатийное или безразличное отношение к людям.

Четвертая группа – система  отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность, самолюбие,  эгоцентризм, самообладание, достоинство, строгость и пр.

 Пятая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, щедрость, скупость, расточительность и пр.

 

1.5.  Выразительные признаки характера

Поступки и действия. Сознательные и преднамеренные действия  позволяют  судить о том, что собой представляет человек.

Особенности речи: громкая или тихая, быстрый или замедлительный темп, многословие или замкнутость , эмоциональность или сухость – все это выражает определенные свойства характера.

Внешний облик. Улыбается или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит – размашисто или мелкими шажками, как стоит – все это так же характеризует его.

Определение характера по всем этим признакам  – дело сложное, у некоторых людей  его внутреннее содержание замаскировано  внешней игрой.

1.6. Формирование характера у детей и пути его воспитания

Как отмечалось, характер формируется, развивается  и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ  его жизни.

Формирование  характера начинается с раннего  детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ  поведения, определенные отношения  к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в  дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной  дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и  любить труд, чувствовать ответственность  за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного  примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что  можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает  основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые  сталкивается с рядом строгих  правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника  организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее  влияние на характер ребенка оказывает  воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы  же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные  цели, устремления, из мировоззрения  вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих  поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений  человека к действительности. Поэтому  для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая  организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой  он бы мог накопить опыт правильного  поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого  поведения, но и соответствующий  мотив этого поведения, ставить  детей в такие условия, чтобы  их практическая деятельность соответствовала  их идейному воспитанию, чтобы они  применяли на практике усваиваемые  принципы поведения. Если условия, в  которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие  черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные  идеи ни прививались ему словесно.

Информация о работе Характер и темперамент