Характеристика эмоций и чувств: определение, свойства, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Эмоциональная сфера человека состоит из эмоций, чувств и эмоциональных состояний. Эмоциональная сфера неразрывно связана с познавательной деятельностью, так как любое явление окружающего мира, любая мысль вызывает у нас определённый эмоциональный отклик.
Эмоция (от лат. – «возбуждать») – это эмоциональный отклик на восприятие окружающего мира; реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоциональное возбуждение, как отклик на важное событие, стимулирует нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов (а в отдельных случаях, напротив, уменьшение).

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 33.56 Кб (Скачать файл)

1.1 Характеристика эмоций и чувств: определение, свойства, классификация

Эмоциональная сфера человека состоит из эмоций, чувств и эмоциональных  состояний. Эмоциональная сфера  неразрывно связана с познавательной деятельностью, так как любое  явление окружающего мира, любая  мысль вызывает у нас определённый эмоциональный отклик.

Эмоция (от лат. – «возбуждать») – это эмоциональный отклик на восприятие окружающего мира; реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоциональное возбуждение, как отклик на важное событие, стимулирует нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов (а в отдельных случаях, напротив, уменьшение).

Чувства – устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Чувства рассматриваются как более сложное образование, как ряд сменяющихся эмоций (протекающих одновременно или сменяющихся).

Чувства, еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь.

Основные свойства эмоций:

- универсальность (состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают);

- динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении;

- доминантность: сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе;

- суммация (эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни);

- адаптация: эмоциям свойственно притупление остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений;

- заразительность эмоций;

- порождение одних эмоций другими и др.

В отечественной и зарубежной психологии нет единой классификации  эмоций и чувств, однако существует несколько подходов к классификации  по различным основаниям.

По залеганию центров  эмоций в головном мозге эмоции делятся  на низшие, присущие всем живым существам: голод, холод и т.д.; базальные: страх, отвращение, гнев и т.д., у человека, в отличии от животных, они регулируются волей и самосознанием, и высшие (чувства), присущие только человеку, у животных они проявляются при общении с человеком и в зачаточном состоянии.

Высшие чувства имеют  следующую классификацию:

1) этические (моральные,  нравственные) связанные с регуляцией  поведения человека в обществе  и возникают по отношению к  другим людям, их поступкам  (справедливость/несправедливость, добро/зло  и т.д.);

2) эстетические: восхищение, отвращение, гармония, дисгармония и т.д.;

3) интеллектуальные чувства  возникают при познании окружающего мира (безразличие, увлечённость, лень, интерес, рвение, чувство юмора и его отсутствие и т.д.);

4) праксические (практические), т.е. чувства, стимулирующие человека на выполнение некоторой деятельности (трудолюбие, лень, ответственность, стыд, восторг и т.д.).

По активности выделяют стенические (пассивные) и астенические (пассивные). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).

 

1.2 Значение эмоций в жизни и деятельности человека

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как  средство, при помощи которого живые  существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Механизм эмоций необходим  для выживания в окружающем мире, чем сложнее живое существо, тем  богаче у него механизм эмоций.

Ч. Дарвин выделил две  функции эмоций: сигнальную и регулирующую (регуляторную). Сигнальная функция  «сигнализирует» живому организму  о значимости какого-либо раздражителя, а регулирующая предоставляет возможность  живому организму включить все возможности  и резервы организма. Также выделяют третью функцию эмоций - стимулирующую, присущую только человеку. Эта функция заключается в том, что эмоция стимулирует человека на выполнение деятельности, на создание нового, достижение совершенства, творчество.

Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его  результативности, но при слишком  сильной заинтересованности в результатах  человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для  исключения неблагоприятных последствий  перевозбуждения желательно снять  эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания  и тактических приемах.

 

 

 

 

1.3 Эмоциональные состояния и их характеристика

К эмоциональным состояниям человека относятся: настроение, стресс, депрессия, фрустрация и аффект.

Настроение (самое длительное и слабое эмоциональное состояние) – это эмоциональный тон, окрашивающий все события нашей жизни. Настроение полностью контролируется волей. Способы  саморегуляции настроения очень  просты: мимика и пантомимика могут  улучшить или ухудшить настроение.

Стресс – это кратковременное  и довольно сильное эмоциональное  состояние, не регулируется. Во время  стресса человек утрачивает самоконтроль, автоматически выполняет действия и действует инстинктивно. стресс (физический или психический) может быть связан с высокой ответственностью, с физическими нагрузками, неожиданной ситуацией, с выбором. В силу своей кратковременности стресс безопасен для здорового человека. Дистресс – это сверхсильный или сверхдлительный стресс (без расслабления) более опасен для человека.

Аффект – это самое  сильное и кратковременное эмоциональное  состояние (3-5 сек.). Любое чувство  может быть доведено до аффекта. Аффекты  встречаются крайне редко. В состоянии  аффекта кора головного мозга  утрачивает функции, наружу выходит  подкорка (инстинкты), возникает шум  в ушах, багровая пелена перед глазами, сужение поля внимания. В этом состоянии  человек может сделать то, о  чём будет сожалеть. Однако аффект наступает не мгновенно, поэтому  его можно остановить вначале.

Фрустрация – это самое  тяжёлое из эмоциональных состояний: длительное и тяжёлое – агрессия направленная против себя самого. Фрустрация приводит к потере настроения, трудоспособности, чувству вины, никчемности всего. Может привести к суициду. Человеку, находящемуся в состоянии фрустрации, необходима помощь и поддержка близких людей.

 

1.4 Связь эмоций с потребностями человека

Отражательно-оценочная  роль эмоций проявляется в их связи  с потребностями, выступающими в  качестве внутренних стимулов. Тесная связь эмоций с потребностями  очевидна, и неудивительно, что П. В. Симонов разработал теорию эмоций, во многом базирующуюся на обусловленности  эмоций потребностями и вероятностью удовлетворения последних.

Б. И. Додонов создал классификацию  эмоций, базирующуюся на видах потребностей. Согласно его концепции, эмоция имеет  двойственную природу и выполняет  не только оценочную функцию, но и  является для человека особой ценностью. Природной основой этой ценности выступает присущая человеку органическая потребность в эмоциональном насыщении. Б. И. Додонов эмпирически описал десять типов ценных эмоций в соответствии с ситуациями, в которых они возникают: альтруистические (помощь и сопереживание другому), коммуникативные (общение с другими), праксические (процесс и результаты деятельности), глорические (слава и достижения), гностические (познание), пугнические (борьба и соревнование), романтические (восприятие таинственного), эстетические (восприятие прекрасного), гедонистические (душевный и телесный комфорт), акизитивные (приобретение и накопление).

Выступая в качестве проявления потребности – в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. В каждый данный момент времени неудовлетворенная доминирующая потребность рассматривается как наиболее мощный стимул, т.к. она вызывает отрицательные эмоции, сигнализирующие о неблагополучии организма. Реализованная же потребность приносит чувство удовлетворения, и чем более значима она для человека, тем сильнее эмоция.

 

 

1.5 Роль эмоций  в человеческих взаимоотношениях

С помощью эмоций мы не только сообщаем окружающим о своем настроении или состоянии, но и пытаемся повлиять на них. Дети плачут, улыбаются, надеясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно надеемся смягчить собеседника, вызвать его расположение, задобрить. Внешний вид вызывает в нас самые разные чувства: неопрятным видом мы намеренно отталкиваем людей, опрятным – стараемся расположить их к себе. Букет цветов служит выражением наших чувств, и притом совершенно определенных.

Положительные чувства связаны  с духовной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью. Члены семьи  проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Об отрицательных чувствах мы говорим, когда в семье царят холодность, враждебность, отторжение. Кажется, что члены семьи не только не любят, но даже и не нравятся друг другу. Они могут испытывать взаимную ненависть, быть совершенно безразличны к чувствам и потребностям друг друга и действовать так, как будто все остальные члены семьи ничего для них не значат. В таких семьях нет места привязанности, эмоциональной поддержке, сопереживанию и пониманию.

На протяжении всей жизни  эмоции помогают устанавливают связь между людьми. Без эмоций и их глубокого осознания и понимания невозможно создать и сохранить крепкие, здоровые отношения.

 

 

2 Исследование  степени выраженности базальных  эмоций в производственном коллективе

Согласно Полу Экману, базовых эмоций семь: радость,  удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. По модальности выделяются три базальные эмоции: радость, страх и гнев. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости. Поэтому именно эти три базальные эмоции мы и рассмотрим в нашем исследовании.

Исследование проводилось  на базе технического отдела ООО «Кубанский бекон». В исследовании приняли участие 5 человек мужского пола в возрасте от 31 до 40 лет.

С целью проведения исследования была подобрана методика «Диагностики степени выраженности базальных эмоций». Степень выраженности  базальных эмоций оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. Методика валидна, достаточно точна, по процедуре проведения может быть как индивидуальной, так и групповой.

Данная методика состоит  из 36 вопроса, на которые необходимо дать один из четырех вариантов ответа:

«безусловно да» - 4 балла;

«пожалуй да» - 3 балла;

«пожалуй нет» - 1 балл;

«безусловно нет» - 0 баллов.

В соответствии с ключом в ответах со знаком (–) ставятся следующие баллы: вместо 4 баллов – 0; 3 – 1; 1 – 3; 0 – 4. Далее все набранные суммируются баллы.

Ключ к методике «Диагностика степени выраженности базальных эмоций»

«Радость»: (+) 1, 7, 11, 14, 16, 20, 25, 26, 30, 32, 35; (–) 4.

«Страх»: (+) 2, 3, 6, 10, 12, 17, 18, 24, 33, 34; (–) 28, 36.

«Гнев»: (+) 5, 8, 9, 13, 15, 19, 21, 22, 27, 29, 31; (–).

Анализ результата:

от 30 баллов и более – эмоция ярко выражена;

от 12 и менее – эмоция не выражена, редко проявляется.

Если сумма по двум –  трём типам составляет 25 или более  баллов, то испытуемый относится к гиперэмоциональному типу; а если сумма составляет 12 и меньше, то испытуемый относится к гипоэмоциональному типу.

В ходе индивидуальной оценки, полученных в ходе исследования, данных было выявлено, что 1-й, 3-й и 5-й испытуемые имеют ярко выраженную эмоцию радости, эмоции страха и гнева имеют среднее  значение. 2-й и 4-й также имеют  высокую предрасположенность к  эмоции радости и умеренный уровень  эмоции гнева, но низкий показатель эмоции страха.

Таким образом, у 100% опрошенных респондентов имеют высокую предрасположенность к базальной эмоции радости, она занимает доминирующее положение в структуре эмоциональности. У 60% опрошенных эмоция страха средне выражена, а у 40% не выражена и редко проявляется. Базальная эмоция «гнев» у 100% испытуемых носит умеренный характер. Следовательно, у всех испытуемых технического отдела ООО «Кубанский бекон» радость доминирует над страхом и гневом. Также было выявлено, что все участники опроса относятся к гиперэмоциональному типу, так как сумма по двум – трём типам составляет более 25 баллов.

 

Заключение

В литературе имеется сравнительно немного данных о различных видах связи между модальностями в структуре эмоциональности. Изард  указывает, что предрасположенность к гневу может уравновешиваться склонностью к страху, обеспечивая лучшую социальную адаптацию индивида. Шибутани  отмечает, что склонность к страху часто сопровождается предрасположенностью к определенным формам психологической компенсации (радость или гнев в безопасных ситуациях).

Информация о работе Характеристика эмоций и чувств: определение, свойства, классификация