Характеристика агрессивных детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 08:23, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к проблеме тревожности и агрессии остается актуальным в связи с появлением все большего количества детей и подростков, обладающих высоким уровнем тревожности. Одной из психологических защит от слишком высокого уровня тревожности является агрессия. У детей в возрасте 5 - 7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.

Вложенные файлы: 1 файл

организация и проведение работы с агрессивными детьми.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

1.Характеристика агрессивных детей дошкольного возраста

 

Современный мир живёт в быстром темпе, динамично меняется, насыщен различного рода информацией, в результате чего человек начинает часто испытывать состояние  стресса, агрессии, тревожности.

 Интерес  к проблеме тревожности и агрессии  остается актуальным в связи  с появлением все большего  количества детей и подростков, обладающих высоким уровнем тревожности. Одной из психологических защит от слишком высокого уровня тревожности является агрессия. У детей в  возрасте 5 - 7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.  Детская агрессивность рассматривается как социальное явление, поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети дерутся, ссорятся и пр. обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей  агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

1.Привлечение  к себе внимания сверстников.

2.Ущемлёние  достоинств другого с целью  подчеркнуть своё превосходство.

3.Защита  и месть.

4 Стремление  быть главным.

5.Стремление  получить желанный предмет [12, с.114].

Агрессивное поведение в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте [41].

Вербальная агрессия.

1) Косвенная  вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:  жалобы («А Вова меня стукнул» и пр.); демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);  агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»).

2) Прямая  вербальная агрессия представляет  собой оскорбления и вербальные  формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:  дразнилки;  оскорбления.

Физическая агрессия

 1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо матрериального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:  разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги); уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца).

2) Прямая  физическая агрессия представляет  собой непосредственное нападение  на другого и нанесение ему  физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную (прямую) форму.

Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (например, один ребёнок показывает кулак другому, или пугает его); реальная (прямая) агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т.п.) [19].

Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются:

  1. по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий; 
  2. по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности)
  3. по уровню развития игровой деятельности;
  4. по своему социальному статусу в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. По словам сверстников, такие дети «Всё ломают», «Всегда мешают», «Никого не слушают».

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребёнок хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю».Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным [20, c. 44 - 51].

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

 

2.Диагностические методики, направленные на выявление агрессивных детей дошкольного возраста

 

Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.  Как правило, для воспитателей и педагогов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности, однако, существуют специальные диагностические методики, направленные на выявление агрессивных детей дошкольного возраста.

1. Анкета для родителей  (авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко.

Анкета для родителей, разработанная Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, состоит из 20 вопросов. На каждый вопрос родителю предлагается выбрать ответ «да» или «нет». Положительные ответы оцениваются в 1 балл. По окончании анкетирования, полученные баллы суммируются.   В зависимости от числа полученных баллов определяется уровень склонности к агрессивному поведению ребёнка:

1-6 баллов – низкий уровень склонности к агрессивному поведению,

7-14 баллов – средний уровень,

15-20 баллов – высокий уровень.

 

Анкета для родителей

Утверждения о ребёнке.

Да

Нет

1

2

3

 

4

5

 

6

 

7

8

9

10

11

 

12

 

13

14

 

15

 

16

17

 

18

19

20

Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Иногда ему без всякой причины хочется ругаться.

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычное распоряжение стремится сделать всё наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми.

У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

   

 

2.Анкета  для воспитателей, разработанная  на основе критериев агрессивности  у дошкольников Т.П. Смирновой.

Данная анкета предполагает наблюдение за поведением ребёнка и фиксирует проявления агрессивного поведения.

Анкета для воспитателей.

Утверждения о ребёнке.

Часто

Редко

1

2

3

4

5

6

7

 

 

8

Спорит, ругается со взрослыми.

Теряет контроль над собой.

Сердится и отказывается что либо сделать.

Специально раздражает других людей.

Отказывается подчиняться правилам.

Завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Винит других в своих ошибках.

   

 

3.Тест «Рисунок несуществующего животного»

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Информация о работе Характеристика агрессивных детей дошкольного возраста