Условия овладения речью глухими детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:45, контрольная работа

Краткое описание

Глухота влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих детей не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Поэтому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития устной речи глухих детей, которые откроют ребенку возможность речевого общения с окружающими и неограниченного дальнейшего умственного развития.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к созданию психолого-педагогических условий для развития устной речи глухих детей Глава
1.1 Особенности устной речи глухих детей
1.2 Значение овладения устной речью глухими детьми и методы обучения их устной речи
1.3 Психолого-педагогические условия развития устной речи глухих детьми
Выводы
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Выявление уровня развития устной речи глухих детей младшего школьного возраста
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Спец псих Фадина.docx

— 76.76 Кб (Скачать файл)

побуждение детей  к активному применению речи;

- использование  остаточного слуха как необходимого  условия формирования устной  речи и общения;

- контроль за речью детей со стороны взрослых;

- соблюдение единых  требований к речи взрослых.

Важным требованием  к организации слухо-речевой среды является постоянное использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей более полное восприятие речи и звуков окружающего мира; формирование устной речи и общения.

В дошкольных учреждениях  обеспечивается контроль за речью детей с учетом исходного уровня ее развития и сформированных речевых умений, предъявляются требования к речи детей со стороны всех взрослых. Речь взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, быть интонированной, иметь нормальный темп и громкость. Специальное обучение языку строится с учетом особенностей психического и слухо-речевого развития глухих детей. Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрослыми.

Развитие речи как  многоплановый процесс пронизывает  всю жизнь ребенка в детском  саду. Программа по развитию речи предусматривает  различные условия для речевого развития глухих детей.

Первоначально практическое овладение бытовыми предметами и  действиями в процессе выполнения различных  режимных моментов (умывания, одевания, приема пищи и др.) предполагает и  усвоение значений соответствующих  слов и выражений. Такое ситуативное  усвоение позволяет ребенку понимать и пользоваться ими в повторяющихся  типичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и  специальной отработки. Многократное использование речевого материала  способствует его запоминанию и  практическому усвоению на ситуативном уровне в узком, конкретном значении.

Другим условием накопления и активизации слов и  фраз являются разные виды деятельности ребенка, к которым относятся  игра, изобразительная деятельность, труд, развитие движений. В процессе целенаправленного формирования этих видов деятельности дети овладевают речевым материалом, необходимым  для обозначения предметов и  действий, характерных для определенной деятельности. Важнейшим мотивом  усвоения различных выражений является их необходимость для общения  детей между собой и со взрослыми в процессе деятельности.

Особое значение для познавательного развития имеет  ознакомление детей с окружающим миром, что позволяет формировать  представления и знания о разных сторонах действительности. Ознакомление с окружающим происходит в тесной связи с речевым развитием  детей.

Важнейшим условием речевого развития глухих детей является организация специальных занятий  по развитию речи.

Развитие речи глухих детей в семье – важнейшее  условие эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются  основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни  ребенка.Большая часть времени в дошкольных учреждениях отводится на проведение режимных моментов. Примерно 7 часов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знакомство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением действий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свойства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть, одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения, которые необходимы для общения в данных ситуациях.

При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом.

Организовывая детский  коллектив в различных бытовых  ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых  предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей.

Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данного режимного момента, и детям необходимо их запомнить.

Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, воспитатель  осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фиксируется на табличках.

Для старших глухих дошкольников, владеющих устно-дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, сообщается и уточняется устно-дактильно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в устной форме.

Регулярность использования  одних и тех же фраз и слов в  тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию  в структуре различных высказываний. В дальнейшем уровень усвоения этого  материала будет повышаться за счет его использования на занятиях по разным видам деятельности, в процессе ознакомления с окружающим, на специальных  занятиях по развитию речи.

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития глухих детей.

Важное значение придается игре как средству развития речи. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации речи детей, формирования их речевого общения.

По мнению Г.Л. Выгодской, «игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и  поэтому более эффективны; перенос  действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения». Она отмечает, что в  игре происходит развитие значений и  функций слова. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова  в игре. В качестве определяющего  фактора развития речи в игре рассматривается  организация общения взрослых с  детьми и детей между собой  в ходе деятельности.

Дети в процессе игровой деятельности овладевают различным  речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами  и фразами. Например, это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др. Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшее уточнение и конкретизацию. В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности.

Продуктивные виды деятельности развивающий характер и являются основой для развития речи глухих детей: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной  речи.

В процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями, определением таких свойств, как  цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, приемов  обследования предметов и техники  рисования.

Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ и или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий и их работ.

Продуктивные виды деятельности способствуют формированию речи как средства общения. Решение  этой сложной задачи происходит в  естественных условиях при изготовлении различных объектов, когда у детей  формируют потребность в слове, понимание речи и умение ею пользоваться, которые затем совершенствуются на других уроках.

Важно то, что каждое усваиваемое слово необходимо ребенку  для общения с товарищами, со взрослыми. Без общения оказывается невозможным совместное изготовление предметов. Содержанием разговора детей являются сообщения, просьбы, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется обучению глухих детей умению рассказывать о выполнении задания, отчитываться о проведенных действиях.

В свободной деятельности педагог обсуждает с детьми замысел  рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их общение между собой. Используя  разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности.

В процессе умственного  развития ребенка особая роль принадлежит  занятиям по формированию элементарных математических представлений. Усвоение количественных, временных, пространственных представлений, формирование измерительных  навыков предполагает и овладение  соответствующей терминологией.

Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Другие виды занятий  воспитателей или организация свободной  деятельности глухих детей, в процессе которых осуществляется трудовое воспитание, физическое развитие, также весьма значимы для речевого развития глухих детей.

Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени  зависят от этапа обучения, умений и навыков деятельности. Сложность  и характер речевых конструкций  определяется требованиями программы  по развитию речи.

В зависимости от категории детей этапа обучения речевой материал сообщается в устной, письменной (таблички) и устно-дактильной форме. Важно обеспечить понимание предлагаемых слов и фраз, использование их в процессе действий детей.

Особое значение в плане развития речи имеет ознакомление с окружающим миром, так как в  процессе познания назначения и свойств  окружающих предметов и явлений  живой и неживой природы, формирования представлений об условиях жизни  человека глухие дети усваивают и необходимый речевой материал.

Действия с предметами из различных тематических групп, связанных  с условиями жизни детей и  взрослых, интерес к растениям  и животным, особенностям существования  людей – все это создает  основу для усвоения речевого материала, формирует мотивацию словесного общения.

Для слышащего ребенка  познание окружающего, накопление представлений  в виде чувственных образов тесно  связаны с развитием речи.

Последовательная  и систематическая работа по ознакомлению с окружающим тесно взаимосвязана  с фиксацией наблюдений в речи, организацией речевого общения в  связи с изучаемыми явлениями. Действия с предметами, познание их свойств, строения, назначения, совершаемые  в практическом плане в процессе знакомства с реальными или игрушечными  предметами, их изображениями на картинках, использованием в играх, продуктивной деятельности детей предусматривает  использование необходимого речевого материала. В условиях знакомства с  окружающим введение слов и речевых  конструкций базируется на широком  привлечении разнообразного дидактического материала, результатах наблюдений и экскурсий, собственных предметных действиях детей.

Слова и выражения, данные воспитателем в связи с  ознакомлением с окружающим, будут  предметом специальной отработки  на занятиях по развитию речи.

Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий или в свободном  виде, формируются и развиваются  в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой  стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя  по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных  условиях общения очень велико, так  как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания сурдопедагога на занятиях по развитию речи.

Развитие разных видов деятельности является одним  из важнейших условий развития устной речи глухих детей.

Формирование и развитие устной речи глухих дошкольников на занятиях по развитию речи и слухового восприятия

Занятия по развитию речи являются основной формой развития речи у глухих детей.

На этих занятиях решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи, развитие связной  речи.

На занятиях по развитию речи происходят усвоение, уточнение  и расширение значений слов и связных  высказываний.

В основу занятий  положен тематический принцип: в  программе названы основные темы занятий, содержание которых включает различные направления этой работы.

Организация специальных  занятий по развитию речи является важнейшим условием речевого развития глухих детей. Их целенаправленное планирование и систематическое проведение позволяет  обеспечить ряд задач:

Информация о работе Условия овладения речью глухими детьми