Урок как форма организации обучения психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его.

Вложенные файлы: 1 файл

теория обучения.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)
  1. Учебный пакет.

1.1. Типы  уроков по  психологии

Уроки изучения нового материала. Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учителем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая уже пройденный материал, не опираясь на него и не применяя его. Формами изучения нового материала могут быть:

  • лекция;
  • объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов;
  • эвристическая беседа;
  • самостоятельная работа с учебником и другими источниками;
  • постановка и проведение опытов и экспериментов. 
    В рамках данного типа учителя могут применять такие виды уроков, как:
  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • киноурок;
  • урок теоретических и практических самостоятельных работ;
  • урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке). 
    Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему:
  • систематизация и обобщение новых знаний;
  • повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
  • применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
  • формирование умений и навыков;

В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки  закрепления изучаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков.

К основным видам  уроков данного типа относятся:

  • уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений);
  • урок-лабораторная работа;
  • урок практических работ;
  • урок-экскурсия;
  • урок-семинар. 
    Уроки обобщения и систематизации. Такие уроки стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды проведения уроков.

Комбинированные уроки. Это наиболее распространенный тип урока в существующей школьной практике. На нем решаются разные дидактические задачи из числа рассмотренных выше, поэтому этот тип урока и получил название «комбинированный». Методическая структура такого урока включает следующие основные элементы:

  • организация учащихся в начале занятия;
  • повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем уроке;
  • введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;
  • первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
  • формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению; 
    подведение итогов урока. 
    Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид:
  • устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
  • письменный опрос;
  • диктанты;
  • изложения;
  • решения задач;
  • зачетная работа;
  • контрольная самостоятельная работа;
  • экзамен. 
     
    Эти виды уроков проводятся после изучения объемных разделов и тем учебного курса.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок (или часть урока) по анализу и объяснению типичных ошибок, достоинств и недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Предложенный конспект урока является  - изучением нового материала.

 

 

 

 

1.2. Цель урока

1. Объяснить учащимся понятие стресса.

2. Рассказать о стадиях его развития.

                 3. Познакомить с признаками стресса преодоления стресса

План занятия:



Рассказ ведущего о понятии стресса и его  признаках.

    1. Знакомство с видами стресса и стадиями его развития.
    2. Дискуссия «Стресс — это хорошо или плохо?».

   4. Итоговый  круг «Интересное-полезное».

   5.  Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Организация форм работы на уроке

       Организация учебной деятельности учащихся на уроке: В педагогической литературе и школьной практике существуют три основные формы учебной деятельности:

- фронтальная, которая предполагает совместные действия   всех учащихся класса под руководством учителя; 
-   индивидуальная,  которая предполагает   самостоятельную  работу каждого ученика в отдельности; 
- групповая, которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 человек или в парах; задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

При организации  и проведении уроков психологии необходимо учитывать ряд психолого-педагогических принципов обучения. В частности, важно управлять вниманием учащихся на уроке, его устойчивостью и переключением.

Длительное  время поддерживать высокий уровень  внимания — трудная задача для  большинства детей. Как показывает практика, время от времени наступает  снижение внимания, которое часто называют кризисом внимания. Периодичность кризисов зависит от возраста учащихся и степени интереса к изучаемому учебному материалу; обычно кризис наступает примерно каждые 15 минут. В эти моменты учителю целесообразно активизировать непроизвольное внимание, переключать внимание учащихся на новые виды активности.

Поскольку изучение психологии в школе имеет прежде всего развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание. В качестве развивающих заданий могут использоваться задания на овладение средствами понимания других людей и самопознания, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие наблюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотренинга).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Средства  обучения

Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

На данном уроке использовались:

  • Печатные (книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал - карточки)
  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях )
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Методы обучения

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. 
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Приемы или принципы  педагогической техники

  • Принцип свободы выбора
  • Принцип открытости
  • Принцип деятельности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип идеальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7. Описание  содержательного накопления урока

Конспект  урока по психологии на тему: «Знакомство с понятием  «cтрecc».

Ход урока:

1.  Обсуждение  с классом на тему: «Что такое   стресс». Следует направить обсуждение  учащихся на то, чтобы они смогли  сформулировать основную мысль: стресс есть ответ организма на чрезвычайное, экстремальное для него воздействие. Какой конкретно фактор явится экстремальным, зависит от самого человека. Для кого-то обычная контрольная работа будет являться стрессом, а для другого даже событие, выходящее за пределы обыденности, таковым не будет.

2. Рассказ ведущего о понятии стресса и его признаках

Таким образом, мы почти сформулировали с вами понятие  стресса, введенное в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения стресса таков: это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов. Как видите, эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причем Селье доказал, что эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Здесь важно также указание на то, что данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

3. «Признаки стресса»

На слайде перечислены  признаки стрессового состояния:

  • тревога,
  • страх,
  • напряжение,
  • неуверенность,
  • растерянность,
  • подавленность,
  • беззащитность,
  • паника,
  • бледность или краснота,
  • учащение пульса,
  • дрожь,
  • потливость,
  • сухость во рту,
  • затруднение дыхания,
  • расширение зрачков,
  • мышечная скованность,
  • трудности глотания,
  • желудочный спазм.


Педагогу  следует обратить внимание учащихся на все эти признаки стресса и на то, что по ним, возможно отследить это состояние.

4. Знакомство с видами стресса  и стадиями его развития

В настоящее  время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.

Информация о работе Урок как форма организации обучения психологии