Реальность существования
в условиях пролонгированной, ни объективно,
ни субъективно неразрешимой психогенной
ситуации приходит в противоречие с
устремлениями и желаниями индивидуумов,
формируя, по мнению Е. В. Снедкова, (1992),
Б. Д. Цыганова и соавт. (1992), Ю. А. Александровского
(1996) и др., аномальное развитие личности.
Если следовать точке зрения этих
авторов, то у пострадавших людей
происходит изменение прежних отношений,
запросов, требований к окружающему
миру и осознания происшедшего. Особенность
изучаемой ситуации заключалась
в том, что разрешение ее затягивалось
по объективным и субъективным причинам,
что стирало грань между непатологическим
и патологическим развитием. Однако,
отмечая определенную тенденцию, говорить
в настоящее время о формировании
клинически очерченных форм невротического
развития у наблюдавшихся людей
преждевременно. Следует при этом
подчеркнуть, что схожие проявления
были описаны в группе людей с
так называемыми ситуационными
развитиями невроза при пролонгированных
стрессовых ситуациях.
В известной мере изучаемые
состояния близки к проявлениям
посттравматических стрессовых расстройств,
при которых имеют место фиксация
на психогенно-травматических переживаниях,
изменение общего уровня «жизненного
функционирования», снижение интереса
к окружающему, повышенная раздражительность.
Наряду с этим, у обследуемых отмечаются
и другие симптомы: чрезмерная пугливость,
снижение памяти, вегетативные дисфункции,
алгии.
Проблема эмоционального
стресса и возникающих на его
основе нервно-психических и психосоматических
расстройств находятся в центре
внимания многих отечественных и
зарубежных исследователей (Тополянский
В. Т., Струковская М. В. 1986; Данилова
М. М., 1989; Levi L., 1972; Berry R. et at., 1988). Исследования
К. В. Судакова (1992) нейрохимических механизмов
эмоционального стресса позволяют сделать
вывод о том, что в основе центральных
механизмов, определяющих устойчивость
к экстремальным воздействиям, лежит специфическая
организация молекулярных и нейрохимических
свойств нейронов эмоциогенных структур.
В частности, животные с повышенным исходным
содержанием в лимбико-ретикулярных структурах
мозга опиоидных пептидов, норадреналина,
субстанции Р проявляют большую устойчивость
к эмоциональному стрессу по сравнению
с животными, у которых содержание этих
веществ в лимбико-ретикулярных структурах
снижено. Опыты К. В. Судакова (1992) показали,
что исходную нейрохимическую организацию
лимбико-гипоталамо-ретикулярных структур
у животного можно изменить путем введения
олигопептидов. Одновременно изменяется
и устойчивость животных к эмоциональному
стрессу. Следовательно, при воздействии
экстремальных факторов одним из основных
условий определения пути развития реакции
организма на стрессорное воздействие
является состояние стресс-лимитирующих
механизмов. Их недостаточная активация
приводит к формированию устойчивых патологических
состояний.14
Проблема эмоционального
стресса и возникающих на его
основе нервно-психических и психосоматических
расстройств находятся в центре
внимания многих отечественных и
зарубежных исследователей. В настоящее
время установлено, что под действием
различных эмоционально-стрессовых
раздражителей у человека и животных
в зависимости от целого ряда факторов
происходит или формирование процессов
адаптации (Кудрин И. Д. и соавт., 1996),
или нарушение саморегуляции
основных физиологических систем организма
(Цыган В. Н., 1994), приводящие в одних
случаях к появлению психонейроэндокринных
синдромов (Суворов Н. Б., Цыган В.
Н., Зуева Н. Г., 1994), а в других –
к развитию устойчивых психопатологических
заболеваний (Одинак М. М. и соавт., 1991).
Заключение
Представление об уровне психологической
адаптации лежит в основе концепции
здоровья человека, так как диагноз
психическое расстройство основывается
не на субъективном мнении врача, а
на объективных признаках низкой
адаптации. Проблемные ситуации, возникающие
в процессе социализации, становятся
пусковым механизмом для формирования
защитных механизмов и запуска адаптационных
процессов.
Чаще понятий «адаптация-дезадаптация»
в психиатрии и медицинской психологии,
можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация».
Полярности предлагают рассматривать
психические расстройства в связи с их
влиянием на социально-психологические
функции. Они позволяют оценивать степень
совладания с имеющимися нарушениями,
что позволяет определять тактику психиатрического
воздействия и выбор методов реабилитации
и профилактики. Адаптация и компенсация
- это не полностью идентичные понятия,
разница заключается в том, что при адаптации
происходит приспособление - «смирение»,
выработка положительного отношения к
имеющимся нарушениям. В свою очередь,
при компенсации происходит замещение
утраченной психической функции, более
приемлемой для данного состояния организма
способностью.
Адаптация – очень важный процесс.
В самом распространенном значении школьная
адаптация – это приспособление к новой
системе социальных условий, новым отношениям,
требованиям, видам деятельности, режиму
жизнедеятельности.
Понятие «адаптации» рассматривали
много авторов. В психологической
литературе Г.И Царегородцев, Ф.Б. Березин,
А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С.
Немов практически одинаково
определяют адаптацию как ограниченный,
специфический процесс приспособления
чувствительности анализаторов к действию
раздражителя.
Результатом адаптации является
«адаптированность», которая представляет
собой систему качеств личности,
умений и навыков, обеспечивающих успешность
последующей жизнедеятельности.
Библиографический
список
- Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы
организма. - М.: Физкультура и спорт,
2006.
- Александровский Ю.А. Состояния психической
дезадаптации и их компенсация (пограничные
нервно-психические расстройства). - М.,
2006.
- Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы
адаптации // Адаптация учащихся и молодежи
к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск,
2006.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение
для психологии личности // Вопросы психологии.
- 1989. - №1.- С. 92-100.
- Барлас Т.В. Особенности социально-психологической
адаптации при психосоматических и невротических
нарушениях // Психол. журнал. - 1994. - №6.
- С. 116-120.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. – Спб., 2006.
- Верещагин В.Ю. Философские проблемы
теории адаптации человека. - Владивосток,
2008.
- Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация
и компенсация - универсальный биологический
механизм приспособления. - М., 2007.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.
- Новосибирск, 2006.
- Медведев В.И. О проблеме адаптации //
Компоненты адаптационного процесса.
– Спб., 2008.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.
- М., 2009.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая
адаптация личности. (Формы, механизмы
и стратегии). - Ереван, 2007.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации
личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. -
1995. - №20. - С.74-79.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме:
Пер. с англ. - М., 2006.
- Яницкий М.С. Адаптационный процесс:
психологические механизмы и закономерности
динамики: Учебное пособие. - Кемерово:
Кемеровский гос. ун-т, 2009.
1
Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты
адаптационного процесса. – Спб., 2008.
– С. 156.
2
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме:
Пер. с англ. - М., 2006.
3
Налчаджян А.А. Социально-психологическая
адаптация личности. (Формы, механизмы
и стратегии). - Ереван, 2007. – С. 235.
4
Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические
механизмы и закономерности динамики:
Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский
гос. ун-т, 2009. – С. 158.
5
Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма.
- М.: Физкультура и спорт, 2006. – С. 147.
6
Реан А.А. К проблеме социальной адаптации
личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. -
1995. - №20. - С.74-79.
7
Александровский Ю.А. Состояния психической
дезадаптации и их компенсация (пограничные
нервно-психические расстройства). - М.,
2006.
8
Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.
- М., 2009. – С. 132.
9
Александровский Ю.А. Состояния психической
дезадаптации и их компенсация (пограничные
нервно-психические расстройства). - М.,
2006. – С. 265.
10
Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и
компенсация - универсальный биологический
механизм приспособления. - М., 2007.
11
Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические
механизмы и закономерности динамики:
Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский
гос. ун-т, 2009. – С. 321.
12
Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.
- М., 2009.
13
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. – Спб., 2006.
14
Александровский Ю.А. Состояния психической
дезадаптации и их компенсация (пограничные
нервно-психические расстройства). - М.,
2006.