Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 00:16, реферат
Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта.
Также и историческое становление научных понятий начинается именно с их различения.
Введение……………………………….……………………………………………………………………………3
Предметность……………………………………………………………………………………………………..5
Субъектность………………………………………………………………………………………………………7
Чувственная недоступность……………………………………………………………………………….8
Спонтанная активность………………………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы
Министерство образования
Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский
государственный университет транспорта»
Кафедра «Философии, истории и политологии»
РЕФЕРАТ
по предмету «Основы педагогики и психологии»
на тему
«Специфика психических явлений»
Выполнила:
Студентка группы ГТ-21,
Федорова М.В.
Гомель 2013 г.
Введение……………………………….………………………
Предметность………………………………………………
Субъектность………………………………………………
Чувственная
недоступность……………………………………………
Спонтанная
активность……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы
Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта.
Также и историческое становление научных понятий начинается именно с их различения. Так, формирование и развитие понятия психического явления или процесса, естественно, начинается с различения психического и непсихического, т.е. с противопоставления сферы психических явлений всему многообразию остальной реальности, которая в эту сферу не включается.
Такое первичное
различение и противопоставление психических
процессов всем остальным функциям
телесного аппарата, относимым к
категории физиологических, и всем
остальным физическим явлениям действительности
по самому своему смыслу покоится на выделении
исходной совокупности отличительных
признаков, общих для всех процессов,
относящихся к категории
В самом
деле, по каким опознавательным
Выделяясь
своими специфическими признаками из
всей совокупности физических (в широком
смысле) явлений действительности,
психические процессы противопоставляются
в первую очередь ближайшей по
отношению к ним пограничной
области физических (в узком смысле)
отправлений человеческого
Естественно
поэтому, что специфика основных
критических признаков, по которым
осуществляется первичное различение
психического или психофизиологического
и собственно физиологического акта,
связана с особенностями
Исходный
критический признак какого-
Однако,
в отличие от всякого другого
собственно физиологического акта (а
это составляет суть второго ряда
фактов), конечные, итоговые характеристики
любого психического процесса в общем
случае могут быть описаны только
в терминах свойств и отношений
внешних объектов, физическое существование
которых с органом этого
Так, восприятие
или представление, являющиеся функцией
органа чувств, нельзя описать иначе,
чем в терминах формы, величины, твердости
и т.д. воспринимаемого или
Воспроизведение качеств одного объекта в другом, служащим его моделью, само по себе не заключает еще уникальной специфичности психических явлений – оно встречается в различных видах и непсихических отображений. "Подобное воспроизводится подобным", – констатировали еще в древности. Это же относится и к воспроизведению некоторых пространственных свойств, таких, например, как форма.
Разные предметы – копия и оригинал – могут обладать одной и той же формой, величиной, цветом и т.д. Суть же рассматриваемого исходного критического признака психического процесса заключается в том, что, протекая в своем органе-носителе, этот внутренний процесс в его конечных, результативных параметрах скроен по образцам свойств внешнего объекта.
Продолжением или оборотной стороной, т.е. отрицательным проявлением этой "скроенности" внутреннего мира по моделям мира внешнего (эмпирически выражающейся в необходимости формулировать характеристики психических процессов лишь в терминах внешних объектов), являются и остальные общие особенности этих процессов.
Вторая
специфическая особенность
Как и
в отношении первого исходного
признака предметности, свидетельства
индивидуального опыта о
Эмпирическое существо второго специфического признака психического процесса сводится, таким образом, к тому, что его итоговые, конечные параметры не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые открываются наблюдению в органе-носителе. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.
Эта чрезвычайно существенная и не менее загадочная эмпирическая особенность всех психических процессов, также связанная с соотношением их механизма и итоговой предметной структуры, феноменологически характеризуется тем, что психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.
Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека.
Вопреки
долго существовавшему в
Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.
Специфика и загадочность этой характеристики определяется тем, что другие встречающиеся в природе и технике виды предметных изображений в меру доступности их оригиналов чувственному восприятию доступны ему и сами. Механический отпечаток, фотографическое, телевизионное или киноизображение в такой же мере чувственно воспринимаемы, как и их объект. Более того, самая эта их чувственная доступность определяет их функцию и существо. Психический же процесс, воспроизводя картину предметной структуры своих объектов, сам по отношению к этой картине остается совершенно прозрачным и тем самым невоспринимаемым. Эта прозрачность и невоспринимаемость психического процесса составляет такой же его необходимый атрибут, как и, наоборот, воспринимаемость фотографического, скульптурного, сценического или другого изображения в технике, природе или искусстве.
Следующая специфическая характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое своеобразие активности психического процесса.
Это та,
эмпирически безошибочно
Уникальный по сравнению с другими, более элементарными проявлениями активности характер этой особенности состоит в том, что на всех уровнях поведения – от простейшего локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать "на много ладов" (Сеченов, 1996); психическая активность проявляется и эмпирически различается как активность свободная.
Такова
основная феноменологическая картина
тех критических признаков