Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 20:16, дипломная работа
Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6
1.1. Межличностные отношения как социальный феномен ..…………..6
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление ..................14
1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24
2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24
2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25
2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса………..31
3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «Б» класса……....39
3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….
Результат: rs = 0.661
Критические значения для N = 19, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Критические значения для N = 19
N |
p | |
0.05 |
0.01 | |
19 |
0.46 |
0.58 |
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования в целом находит свое подтверждение. Корреляция между А и В достигает уровня статистической значимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по проблеме специфики межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения позволяет сделать следующие основные выводы.
В рамках
решения теоретической задачи исследования,
нами были изучены социально-
При решении эмпирических задач исследования нами были сначала подобраны методики для эмпирической части исследования, направленные на психодиагностическое социально-психологическое изучение межличностных внутригрупповых отношений подростков, − учащихся с физико-математическим и социально-экономическим уклоном: методика Дж. Морено «Социометрия»; тест − опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»; тест – опросник уровня развития социальной эмпатии (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
Также нами были выбраны методические средства математико-статистической обработки и корреляции данных посредством применения коэффициента Спирмена.
В целом полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
Учащиеся к 10-му классу окончательно
делают свой выбор, как в типах
межличностных отношений, так и
в применении нравственных ценностей
и норм. Альтруистический и дружелюбный
типы отношения к окружающим в
этом возрасте реально отражают
структуру межличностных
Исходя из выдвинутой гипотезы исследования был проведен корреляционный анализ полученных баллов по методике межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик) (по шкале VII-дружелюбие) и диагностики уровня социальной эмпатии (авторов Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.) по критерию Спирмена.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение о том, что дружелюбие и социальная эмпатия наиболее присуща в межличностных внутригрупповых отношений старших подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе с социально-экономическим уклоном обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Социометрическая матрица 10 «А» класса общеобразовательной школы».
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
1-1 |
++ |
++ |
++ |
-+ |
|||||||||||||||
1-2 |
++ |
-+ |
-+ |
+- |
++ |
||||||||||||||
1-3 |
++ |
+- |
++ |
-+ |
-+ |
||||||||||||||
1-4 |
+- |
-+ |
+ |
+- |
+- |
||||||||||||||
1-5 |
-+ |
++ |
++ |
+- |
|||||||||||||||
1-6 |
++ |
++ |
++ |
||||||||||||||||
1-7 |
+- |
++ |
-+ |
++ |
-+ |
||||||||||||||
1-8 |
-+ |
++ |
+- |
-+ |
+- |
-+ |
|||||||||||||
1-9 |
-+ |
+- |
++ |
-+ |
++ |
||||||||||||||
1-10 |
-+ |
++ |
++ |
+- |
|||||||||||||||
1-11 |
-+ |
++ |
+ |
++ |
+- |
+- |
|||||||||||||
1-12 |
-+ |
-+ |
++ |
+- |
+- | ||||||||||||||
1-13 |
+- |
+- |
+ |
-+ |
++ |
||||||||||||||
1-14 |
++ |
++ |
+ |
-+ |
++ |
||||||||||||||
1-15 |
++ |
+- |
+- |
+ |
++ |
-+ |
|||||||||||||
1-16 |
++ |
++ |
-+ |
-+ |
+- |
||||||||||||||
1-17 |
+ |
-+ |
-+ |
++ |
++ |
+- | |||||||||||||
1-18 |
+- |
++ |
-+ |
++ |
|||||||||||||||
1-19 |
-+ |
-+ |
+- |
+- |
+- |
||||||||||||||
Всего: Выборов |
8 |
6 |
2 |
2 |
7 |
8 |
2 |
13 |
1 |
5 |
7 |
9 |
3 |
5 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Отр. выборов |
7 |
2 |
0 |
1 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
2 |
5 |
7 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Взаимных Выборов: |
1 |
4 |
2 |
1 |
4 |
3 |
1 |
5 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Предварительные результаты исследования по методике Лири-Собчик у подростков 10 «А» класса
№ Учащихся |
1 октава |
2 октава |
3 октава |
4 октава |
5 октава |
6 октава |
7 октава |
8 октава |
1 |
6 |
4 |
6 |
5 |
10 |
8 |
8 |
6 |
2 |
10 |
8 |
9 |
5 |
0 |
5 |
7 |
5 |
3 |
6 |
5 |
4 |
3 |
5 |
6 |
9 |
9 |
4 |
8 |
7 |
7 |
6 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5 |
12 |
10 |
10 |
7 |
8 |
7 |
8 |
5 |
6 |
6 |
3 |
4 |
4 |
3 |
6 |
9 |
5 |
7 |
6 |
6 |
4 |
2 |
6 |
4 |
8 |
5 |
8 |
9 |
4 |
3 |
3 |
1 |
3 |
8 |
3 |
9 |
11 |
8 |
12 |
8 |
6 |
4 |
4 |
3 |
10 |
8 |
8 |
4 |
5 |
5 |
9 |
8 |
12 |
11 |
4 |
4 |
6 |
5 |
6 |
8 |
10 |
8 |
12 |
5 |
6 |
5 |
6 |
12 |
8 |
8 |
6 |
13 |
4 |
3 |
4 |
5 |
8 |
6 |
10 |
8 |
14 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
8 |
8 |
10 |
15 |
4 |
4 |
6 |
5 |
12 |
8 |
8 |
8 |
16 |
10 |
8 |
12 |
10 |
4 |
5 |
4 |
4 |
17 |
6 |
6 |
8 |
12 |
5 |
4 |
5 |
5 |
18 |
4 |
4 |
5 |
6 |
12 |
8 |
8 |
8 |
19 |
8 |
8 |
12 |
6 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Предпочитаемые стили поведения учащихся 10 «А» класса в межличностных отношениях
Учащиеся |
Результаты исследования |
1 |
Подчиняемый |
2 |
Авторитарный |
3 |
Дружелюбный, альтруистический |
4 |
Авторитарный |
5 |
Авторитарный |
6 |
Дружелюбный |
7 |
Дружелюбный |
8 |
Авторитарный |
9 |
Авторитарный, агрессивный |
10 |
Альтруистический |
11 |
Дружелюбный |
12 |
Подчиняемый |
13 |
Дружелюбный |
14 |
Альтруистический |
15 |
Подчиняемый |
16 |
Агрессивный |
17 |
Подозрительный |
18 |
Подчиняемый |
19 |
Агрессивный |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты диагностики уровня социальной эмпатии
У учеников 10 «А» класса
Учащиеся |
Баллы |
Результаты исследования |
1 |
6 |
Выражен эгоизм |
2 |
4 |
Выражен эгоизм |
3 |
12 |
Выражено стремление помогать окружающим |
4 |
6 |
Выражен эгоизм |
5 |
5 |
Выражен эгоизм |
6 |
11 |
Выражено стремление помогать окружающим |
7 |
13 |
Выражено стремление помогать окружающим |
8 |
6 |
Выражен эгоизм |
9 |
4 |
Выражен эгоизм |
10 |
14 |
Выражено стремление помогать окружающим |
11 |
11 |
Выражено стремление помогать окружающим |
12 |
7 |
Выражен эгоизм |
13 |
11 |
Выражено стремление помогать окружающим |
14 |
12 |
Выражено стремление помогать окружающим |
15 |
8 |
Выражен эгоизм |
16 |
4 |
Выражен эгоизм |
17 |
4 |
Выражен эгоизм |
18 |
7 |
Выражен эгоизм |
19 |
5 |
Выражен эгоизм |