Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6
1.1. Межличностные отношения как социальный феномен ..…………..6
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление ..................14
1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24
2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24
2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25
2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса………..31
3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «Б» класса……....39
3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Калякиной Татьяны.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

 

Результат: r= 0.661

Критические значения для N = 19, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Критические значения для N = 19

N

p

0.05

0.01

19

0.46

0.58


Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования в целом находит свое подтверждение. Корреляция между А и В достигает уровня статистической значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование по проблеме специфики межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения позволяет сделать следующие основные выводы.

В рамках решения теоретической задачи исследования, нами были изучены социально-психологическому подходы к анализу межличностного и межгруппового общения и  взаимодействия учащихся с различной  направленностью обучения. Мы выявили, что исследования межличностных внутригрупповых отношений в учебных группах подростков исторически и библиографически полно отражены в социально-психологических работах Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Я.Л. Коломинского, М.Ю. Кондратьева, А.В. Петровского, А.А. Реана, К.В. Тарасова и др. При этом, проведённый нами анализ научной социально − психологической литературы показал, что взаимоотношения в малых подростковых учебных группах недостаточно полно социально − психологически исследованы на современном этапе.

При решении  эмпирических задач исследования нами были сначала подобраны методики для эмпирической части исследования, направленные на психодиагностическое социально-психологическое изучение межличностных внутригрупповых отношений подростков, − учащихся с физико-математическим и социально-экономическим уклоном: методика Дж. Морено «Социометрия»; тест − опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»; тест – опросник уровня развития социальной эмпатии (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

Также нами были выбраны методические средства математико-статистической обработки  и корреляции данных посредством  применения коэффициента Спирмена.

В целом  полученные результаты позволяют сделать  следующие выводы.

Учащиеся к 10-му классу окончательно делают свой выбор, как в типах  межличностных отношений, так и  в применении нравственных ценностей  и норм. Альтруистический и дружелюбный  типы отношения к окружающим в  этом возрасте реально отражают  структуру межличностных отношений  подростков. Те же тенденции происходят и в морально-нравственной сфере, подростки в указанном возрасте либо принимают нравственные ценности и моральные нормы и используют их в качестве непреложных правил поведения  или демонстративно от них отказываются.

Исходя  из выдвинутой гипотезы исследования был проведен корреляционный анализ полученных баллов по методике межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик) (по шкале VII-дружелюбие) и диагностики уровня социальной эмпатии (авторов Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.) по критерию Спирмена.

Полученные  результаты позволяют сделать вывод  о том, что выдвинутая гипотеза нашла  свое подтверждение о том, что  дружелюбие и социальная эмпатия наиболее присуща в межличностных внутригрупповых отношений старших подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе с социально-экономическим уклоном обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., Акди. 2011.
  2. Алешина Ю.Е., Коноводов А.С. «Взаимоотношения подростков в школьном коллективе». // Вопросы психологии, №3, 2010.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
  4. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждения. – М.: Академия. 2012.
  5. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2007.
  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., Вымпел. 2002
  7. Бодалев А.А. Психология общения. – М., Акди. 2006.
  8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., Владос. 2005.
  9. Возрастная и педагогическая психология./ Под. ред. Петровского А.В. – М., Вымпел. 2003.
  10. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2006. – с.
  11. Галигузова Л.Н. Проблемы социальной изоляции детей //Вопросы психологии,  №3, 2006, с. 24-28. 
  12. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., Знание. 2007.
  13. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.,  МПО «МОДЭК». 2007.
  14. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М., 2008.
  15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2007.
  16. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2006.
  17. Кон И.С. Психология ранней юности.  -  М., Аспект-Пресс. 2009.
  18. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Академия. 2011, с.333-343.
  19. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: Смысл. 2007.
  20. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер.  2004.
  21. Краковский А.Н. О подростках. – М.: Мысль. 2007.
  22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М.: Акди. 2008.
  23. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Академия. 2009.
  24. Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: 2005.
  25. Магомед – Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник Моск. Ун-та. Сер.14, Психология. 2006, № 4, с.26 – 35.
  26. Мудрик А.В. Современный старшеклассник. / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Смысл. 2008.
  27. Мухина В.С. Психология детства и отрочества – М.: Эксмо. 2008.
  28. Мясищев В.Н. Психология отношений. – Воронеж, НПО «МОДЭК». 2005.
  29. Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев, Наукова Думка. 2007.
  30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Аспект-Пресс. 2006.
  31. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие. / Под общей ред.  А.А.Бодалева и А..Н. Сухова. – М.: Акди. 2009.
  32. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М.: Академия. 2005.
  33. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: МПА. - 2004.
  34. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача – М.: Эксмо. 2008.
  35. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремшмидта. Пер. с нем. – М.: Владос. 2008.
  36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер. 2006.
  37. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер. 2009.
  38. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Г.Г. Аракелова – М.: Аспект-Пресс. 2011.
  39. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.// Вопросы психологии,  №6, 2008, с. 23-28.
  40. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: – Воронеж, НПО «МОДЭК». 2006.
  41. Франкл В. Социальные кризисы и воспитание ответственности // Здравый смысл. 2008. № 11, с. 78 – 88.
  42. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Владос. 2004.
  43. Фролов Ю.И. Психология подростка. – М.: Акди. 2007.
  44. Хрестоматия по возрастной психологии.  Состав. Л.М. Семенюк. – М.: Владос. 2011.
  45. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. – М..: Академия. 2012.
  46. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д.: Феникс. 2012.
  47. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д, изд-во «Феникс». 2009.
  48. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007.
  49. Эриксон Э. Психология детей и юношества. М.: Вымпел. 2009.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Социометрическая матрица 10 «А» класса общеобразовательной  школы».

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1-1

       

++

++

 

++

         

-+

         

1-2

   

++

   

-+

 

-+

       

+-

++

         

1-3

 

++

       

+-

++

   

-+

-+

             

1-4

+-

           

-+

           

+

+-

+-

   

1-5

-+

       

++

 

++

 

+-

                 

1-6

 

++

   

++

       

++

                 

1-7

 

+-

++

   

-+

 

++

     

-+

             

1-8

-+

++

   

+-

-+

     

+-

 

-+

             

1-9

-+

     

+-

++

 

-+

 

++

                 

1-10

-+

     

++

   

++

+-

                   

1-11

-+

         

++

+

     

++

   

+-

   

+-

 

1-12

-+

           

-+

   

++

           

+-

+-

1-13

 

+-

   

+-

   

+

     

-+

 

++

         

1-14

 

++

   

++

   

+

     

-+

++

           

1-15

++

   

+-

 

+-

 

+

 

++

-+

               

1-16

     

++

           

++

-+

 

-+

+-

       

1-17

         

+

       

-+

 

-+

 

++

   

++

+-

1-18

                   

+-

++

 

-+

   

++

   

1-19

                   

-+

-+

   

+-

+-

+-

   

Всего:

Выборов

8

6

2

2

7

8

2

13

1

5

7

9

3

5

5

2

3

3

2

Отр. выборов

7

2

0

1

3

4

1

4

1

2

5

7

2

3

3

2

2

2

2

Взаимных

Выборов:

1

4

2

1

4

3

1

5

0

3

2

2

1

2

1

0

1

1

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Предварительные результаты исследования по методике Лири-Собчик у подростков 10 «А» класса

№ Учащихся

1 октава

2 октава

3 октава

4 октава

5 октава

6 октава

7 октава

8 октава

1

6

4

6

5

10

8

8

6

2

10

8

9

5

0

5

7

5

3

6

5

4

3

5

6

9

9

4

8

7

7

6

3

4

5

3

5

12

10

10

7

8

7

8

5

6

6

3

4

4

3

6

9

5

7

6

6

4

2

6

4

8

5

8

9

4

3

3

1

3

8

3

9

11

8

12

8

6

4

4

3

10

8

8

4

5

5

9

8

12

11

4

4

6

5

6

8

10

8

12

5

6

5

6

12

8

8

6

13

4

3

4

5

8

6

10

8

14

5

5

5

6

6

8

8

10

15

4

4

6

5

12

8

8

8

16

10

8

12

10

4

5

4

4

17

6

6

8

12

5

4

5

5

18

4

4

5

6

12

8

8

8

19

8

8

12

6

4

3

4

4


Предпочитаемые  стили поведения учащихся 10 «А» класса в межличностных отношениях

Учащиеся

Результаты исследования

1

Подчиняемый

2

Авторитарный

3

Дружелюбный, альтруистический

4

Авторитарный

5

Авторитарный

6

Дружелюбный

7

Дружелюбный

8

Авторитарный

9

Авторитарный, агрессивный

10

Альтруистический

11

Дружелюбный

12

Подчиняемый

13

Дружелюбный

14

Альтруистический

15

Подчиняемый

16

Агрессивный

17

Подозрительный

18

Подчиняемый

19

Агрессивный


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты  диагностики уровня социальной эмпатии

У учеников 10 «А» класса

 

Учащиеся

Баллы

Результаты исследования

1

6

Выражен эгоизм

2

4

Выражен эгоизм

3

12

Выражено стремление помогать окружающим

4

6

Выражен эгоизм

5

5

Выражен эгоизм

6

11

Выражено стремление помогать окружающим

7

13

Выражено стремление помогать окружающим

8

6

Выражен эгоизм

9

4

Выражен эгоизм

10

14

Выражено стремление помогать окружающим

11

11

Выражено стремление помогать окружающим

12

7

Выражен эгоизм

13

11

Выражено стремление помогать окружающим

14

12

Выражено стремление помогать окружающим

15

8

Выражен эгоизм

16

4

Выражен эгоизм

17

4

Выражен эгоизм

18

7

Выражен эгоизм

19

5

Выражен эгоизм

Информация о работе Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения