«Синдром отличницы». Его понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:41, реферат

Краткое описание

Согласно статистике, данным синдромом страдают 15 % людей на Земле. Особенно подвержены воздействию данного явления дети школьного возраста, так как в этот период жизни люди имеют высокую зависимость от общественного мнения и социальных стандартов, да и сам школьный оценочно-сравнительный подход способствует развитию «синдрома отличника», при наличии заложенных предпосылок.
Цель настоящей работы – раскрыть причины возникновения «синдрома отличника» у детей школьного возраста, его проявление и рассмотреть возможные коррекции синдрома.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
«Синдром отличницы». Его понятие и признаки.................................................4
Причины возникновения синдрома у детей школьного возраста,..................6 Проявления синдрома.............................................................................................9
Возможности коррекции................... ….......…………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по дпп синдром отличницы..doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

«Синдром отличницы». Его  понятие и признаки.................................................4

   Причины возникновения синдрома у детей школьного возраста,..................6 Проявления синдрома.............................................................................................9

 Возможности  коррекции................... ….......…………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 В данном реферате  я рассмотрю такое явление  как «Синдром отличницы», по другому   «болезнь высоких стандартов».

На первый взгляд, утверждение, что перфекционизм является проблемой, а тем более болезнью,  выглядит парадоксально. Потому как множество людей полностью уверены, что хорошего слишком много не бывает. Однако по мнению психологов перфекционизм стал проблемой многих современных людей.

 Согласно статистике, данным синдромом страдают 15 %   людей на Земле.     Особенно подвержены воздействию данного явления дети школьного возраста, так как в этот период жизни люди имеют высокую зависимость от общественного мнения и социальных стандартов, да и сам школьный оценочно-сравнительный подход способствует развитию  «синдрома отличника», при наличии заложенных предпосылок.

 Цель настоящей работы – раскрыть причины возникновения «синдрома отличника» у детей школьного возраста, его проявление и  рассмотреть возможные  коррекции синдрома.

 

 

 

 

 

«Синдром отличницы» (перфекционизм) в школьном возрасте. Определение. Его суть и основные признаки.

 

«Синдром отличника», это  стремление к превосходству (прежде всего, в учебе) и завышенные требования — к себе и другим.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ  (англ.perfectionism; от perfect - совершенный, безупречный) - стремление к совершенству. В этом обобщенном значении термин издавна бытует в философии. Им  обозначен широкий круг учений и идей, связанных с совершенствованием человека. На  данной проблеме акцентировали внимание многие великие мыслители, и в известном смысле к философам-перфекционистам можно отнести Г. Лейбница, А. Шефтсбери, Ж. Кондорсе, Э. Ренана, X. Вольфа, И. Канта, которые считали совершенствование человека его нравственной целью и видели в нем смысл человеческой истории.

В психологии : Обостренное  стремление к совершенству, которое может относиться как к собственной личности , так и к результатам любой деятельности.

Зачастую интерпретируется, как важное личностное качество, так  как связано с установкой положительных, одобряемых  социумом целей. Перфекционизм  часто не отличают от  сильной мотивации в достижении поставленных целей и упорства в решении жизненных задач. При поверхностном рассмотрении данного явления действительно может показаться так, но от здоровой мотивации в  достижениях поставленного,  стремления перфекциониста крайне навязчиво и даже маниакально.

Здоровую мотивацию достижения формируют адекватная самооценка и  уровень притязаний, поэтому постановка целей,  соизмерима с собственными способностями и возможностями. Возможность провала принимается  во внимание и адекватно оценивается, это не приводит к деморализации, а, наоборот, является стимулом, повышает желание найти оптимальное решение. Достижение поставленных задач вызывает удовлетворение. И радость

Для человека, страдающего  «синдромом отличника»  дела обстоят по-иному. Опорой для целей служат не личные возможности и предрасположенности, а их определяют  эталоны и стандарты, установленные окружающими, их ценностные ориентиры опираются на общественное мнение. Поэтому зачастую перфекционисты имеют заранее недостижимые цели и завышенные стандарты . Таким способом «отличник», сам того не подозревая, гонит себя в ловушку — невозможность выполнения задачи сулит ему провал, которого перфекционист бессознательно боится. Более того, существуют неудачи естественно-неизбежные, которые возникают в  жизни любого человека когда он  решает любую сложную задачу, такие неудачи служат деморализации личности с «синдромом отличника». И даже, при  достижении  хорошего результата перфекционист остается неудовлетворенным, ведь его достижение  не является  желанным эталоном.

   Основные признаки личности, страдающей «синдромом отличника»:

Высокая требовательность к  себе и завышенный уровень притязаний;

 Ориентация на «самых успешных» и высокие стандарты деятельности;

Восприятие других людей как требовательных и критикующих;

Постоянное сравнение  себя с окружающими;

 Поляризованное мышление (Оценка и планирование деятельности по принципу «все или ничего»);

Фиксация внимания на собственных  неудачах и ошибках.

 

Причины возникновения «Синдрома отличника» у   школьников.

Время зарождения «синдрома  отличника» в основном детство,

По мнению Альфреда Адлера, одного из отцов психоанализа, к 10-12 годам у человека формируется  самооценка и зависимость от представителей референтной группы— тех, кто являет собой образцы для подражания. Вместе с этим у отличника  начинает складываться определенный статус среди своего окружения, который обычно приводит к принятию роли уважаемого человека: отличники— гордость класса, школы, семьи. У человека возникает ощущение безопасности, т.к. любая группа на инстинктивном уровне охраняет тех, кто может принести ей пользу.

Чем дольше ребенок сохраняет  статус отличника, тем глубже укореняется  его высокая самооценка. Собственно, «синдром отличника» начинается с нарастания стереотипов: «Я все должен знать и делать лучше всех" При этом  не задаваясь вопросом: «Кому и зачем должен?»

В основном из младшего школьного  возраста  берет свое начало детская  наклонность к пефекционизму, порой  это происходит раньше. Решающим фактором появления синдрома выступает воспитание в семье. Чаще «синдромом отличника» страдают единственные дети в семье, или же первенцы из многодетной.

На развитие и формирование здоровой самооценки, оценки мотивов  и целей влияет семья и стиль  воспитания в ней.

Более всего подвержены риску  появления синдрома отличника дети в семьях с авторитарным стилем воспитания. Высокая требовательность родителей  к детям, жесткий дисциплинарный режим, недостаток участия и эмоциональной  поддержки - это факторы способствующие детскому перфекционизму. Данные условия возлагают на ребенка огромные надежды, которые ему необходимо оправдать перед родителями, приумножив  их достижения и избежав их промахов. Перед ребенком встает задача заслужить любовь родителей  с помощью своего безупречного поведения, безукоризненного выполнения их требований и высоких успехов в любой одобряемой ими деятельности.  Радушное отношение родителей к ребенку имеет прямую зависимость от его успехов. В школе данные успехи четко формализуются в отметки. А почувствовать необходимое ему одобрение и участие со стороны близких ребенок может лишь через статусы : «круглый отличник», «первый ученик в классе», «победитель различных конкурсов и олимпиад»,  и «золотой медалист» это позволяет ему ощутить свою значимость, . Естественные трудности в достижении этих статусов  вызывают фрустрацию у ребенка и порождают постоянный стресс.

Такая «условная любовь», вынуждает школьников  во имя  одобрений родителей  руководствоваться  стремлением  к недосягаемому  совершенству.  Затем происходит интериоризация и требования родителей становятся требованиями детей к самим себе.

Также перфекционистов растят и желающие «дать все самое  лучшее детям» родители, своей опекой контролем и тревожностью, они, не просто не заботятся о будущем детей, но и украшают его букетом проблем,

Воспитание детей с  угрозой «синдрома отличника» происходит и в нестабильных семьях, в которых  нет упорядоченных отношений. Эти  «хаотичные» семьи, с отсутствием  в них  ощущения безопасности окружающего мира. В данных семьях  часто происходят негативные события: переезды, болезни, разводы и и другие неожиданные изменения.  Дети из подобных семейств выраженную потребность в контроле над своей жизнью, порядке в ней. Этот порядок они вносят с помощью «внешних» средств: хорошей (отличной) учебы, четкого графика жизни с некими обязанностями, безупречного порядка в комнате. Так дети снабжают себя чувством безопасности, и компенсируют   свою неуверенность и беспомощность.

 

Факторы, способствующие усугублению  синдрома отличника:

Семья. Родители, желающие реализовать  в детях задуманное и не реализованное  самими , а так же не участливые и  не чуткие родители.

Авторитеты, задающие высокую  планку или усомнившиеся в способностях ребенка.

 

Больное самолюбие. Не борьба, а взращивание собственных недостатков вызывает повышенную требовательность к себе ребенка.

 

Прожекторство. Погоня за фальшивыми целями, уход от реальности, в попытке  решить какую-либо задачу или добиться чего-либо .

Пресса.  Упорные старания подростков соответствовать глянцевым эталонам, навязанным СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

Проявления «Синдрома  отличника» у школьников.

Повышенное чувство долга, свойственное детям, страдающим «болезнью  высоких стандартов», порождает  сверх активность с мобилизацией всех нервных и физических ресурсов. На эмоциональном уровне деятельность отличника сопровождается позитивными ощущениями только тогда, когда удовлетворяется его потребность в признании.

В результате, как ни странно, трудно тому, кто лучше всего умеет  учиться. Ведь при неудачах его уязвленное честолюбие не может компенсироваться проявлением других достоинств.

Как следствие— такое патологическое проявление деятельной активности, как  трудоголизм.

Однако, есть и сложности, с которыми зачастую сталкиваются как  сами отличники, так и те, кто с ними работает:

завышенные притязания приводят к тому, что многие отличники торопятся  компенсировать свои усилия по приобретению знаний и не видят стимулов в постепенном  карьерном росте. ;

чрезмерная требовательность (всех меряют по себе и возмущаются теми, кто не проявляет таких же способностей, рвения и энтузиазма) . В результате — сложности во взаимоотношениях как с равными по положению, так и с начальниками и подчиненными. Бывает, что это портит психологическую атмосферу во всем коллективе;

высокая обучаемость может приводить к бесконечным увлечениям новыми знаниями и экспериментам, лихорадящим коллектив;

комплексы, толкающие на достижения, нередко уживаются со «звездной  болезнью». Если руководитель пытается «поставить на место» такого человека, то могут вызвать у него депрессию;

отличник-звезда на руководящей  должности, верящий в свою непогрешимость, может злоупотреблять авторитарным стилем управления;

излишняя самоуверенность  влечет и еще одну опасность —  переоценку собственных сил, приводящую отличника-начальника к повышенным и неоправданным рискам и авантюрам.

 

Мысли и убеждения, свойственные перфекционистам:

Учась, я не могу расслабиться, пока не доведу дело до совершенства

Быть лучшим — это цель моей жизни.

Люди должны все делать качественно, если они за что-то берутся.

Если я допущу даже маленькую  оплошность, окружающие мне этого  не простят.

В любом деле нужно выкладываться  «по полной программе».

Не нужно оставлять  людям ни одного повода усомниться в твоем совершенстве.

Я стараюсь не общаться с людьми, которые ни к чему не стремятся

Мне нужны материальные подтверждения  моего успеха.

Меня раздражает, когда  люди допускают ошибки в простых  делах.

Я не уважаю обычных, ничем  не примечательных людей.

Люди, которых я ценю, не должны меня подводить.

Все дела одинаково важны.

Я постоянно работаю над  собой, стремлюсь быть лучше с  каждым днем, с каждым следующим  заданием.

Я расстраиваюсь, если нахожу ошибку в своей работе.

С чрезмерным стремлением  к совершенству  взаимосвязаны: хроническое  чувство эмоционального-психического дискомфорта, низкая продуктивная деятельность, риск психического расстройства и суицидальные наклонности.

Люди, страдающие «синдромом отличника»  постоянно чувствуют: усталость, тревогу и безнадежность. Часто сталкиваются с  разнообразными  проблемами со здоровьем, напрямую связанных с   хроническим стрессом и истощением: головная боль, слабость, а так же   обостряются хронические заболевания. А постоянное напряжение сулит развитию невроза. Школьники загоняют себя в западню психологических стереотипов: " Я должен быть лучше всех", " Я обязан все сделать идеально".. Зачастую учебный процесс  и саморазвитие в обучении теряют свою значимость, и самоцелью становятся  отличные оценки и одобрение.

Дети с синдромом отличника  не выносят критики, Вызывает трудности приспосабливание к новым условиям; предпочитают соперничество, сотрудничеству с окружающими, за счет чего у них нередко нет друзей.

Горькое понимание, что совершенство недостижимо, зачастую провоцирует  ребенка  отказываться от позитивных устремлений. Школьник, который вынужден смириться со своей  неспособностью стать круглым отличником , может  вовсе забросить учебу - уж лучше быть последним,чем не первым.

 

 

Возможные коррекции «синдрома  отличника» у детей школьного  возраста.

 

По мнению ряда специалистов, «синдром отличника» является не самостоятельным  нарушением,  а симптомом общего личностного неблагополучия, полученного  из исажения социализации.Для егоустранения  необходима принципиальная перестройка  всей системы целей и ценностей, стремлений и мотивов, которая, не изменится в один момент, ведь  ее формирование происходило годами.

Для детей школьного возраста, для устранения перфекционизма  на первый план выступает  решение  проблемы формирования здоровой мотивации  и самооценки.

Информация о работе «Синдром отличницы». Его понятие и признаки