Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 02:20, реферат
Цель реферата:
Изучить информацию по теме «Психологическое консультирование».
Обобщить изученную информацию.
Введение. 3
Глава 1.Введение в психологическое консультирование. 4
1.1.Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту. 4
1.2.Цели и задачи психологического консультирования. 5
Глава 2.Виды психологического консультирования. 6
2.1.Интимно-личностное психологическое консультирование. 6
2.2.Семейное консультирование. 7
2.3.Психолого-педагогическое консультирование. 7
2.4.Деловое консультирование. 8
Глава 3. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог – клиент. 8
3.1. По характеру запроса на психологическую помощь. 8
3.2. По особенностям восприятия психических явлений. 9
3.3. По способу работы со своими проблемами. 10
3.4. В зависимости от пола клиента. 10
3.5. В зависимости от особенностей телосложения клиента. 11
Глава 4. Позиции психологов-консультантов при работе с различными типами клиентов. 11
Глава 5. Основные этапы психологического консультирования. 12
5.1.Знакомство с клиентом и начало беседы. 12
5.2.Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез. 13
5.3. Оказание воздействия. 14
5.4. Завершение консультативной беседы. 15
Глава 6. Техника психологического консультирования. 16
6.1. Перефразирование. 16
6.2. Отражение чувств клиента. 17
6.3. Присоединение чувства к содержанию. 18
6.4. Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы). 18
Глава 7. Условия результативности психологического консультирования. 19
7.1.Как понять, что вы все делаете правильно. 19
7.2. Как понять, что вы делаете что-то не так, и что можно предпринять по этому поводу. 20
Выводы. 21
Библиография. 22
Приложение 23
2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Например, студент, не сдавший, как следует экзамены и отчисленный из вуза, может объяснять это невозможностью для него учиться вследствие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что профиль вуза не соответствовал его интересам.
Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Например, в случае неудачи на экзамене студентка может объяснять себе эту неудачу тем, что попался плохой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием.
При работе с клиентом – возможность использования приема интерпретации, т.е сделать знание о субъективно-личностных версиях доступным клиенту. Необходимо обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе (если такой элемент присутствует). Создание субъективно-личностных версий – единственный известный такому человеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесообразно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Можно, например, использовать прием самораскрытия. Рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как удалось разрешить трудности. Можно привести не свой, а просто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации.
Мужчины и женщины имеют разные ожидания относительно психологического консультирования. Соответственно, психологи-консультанты мужчины и психологи-консультанты женщины по-разному видят себя в роли психолога-консультанта.
1. Женщины в большей мере стремятся к «сопереживающему», «сочувствующему» стилю общения, обращая внимание, в первую очередь, на отзывчивость, чуткость. Можно сказать, что женщины в большей степени ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины. Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно рекомендовать более ориентироваться на рабочий стиль отношений, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуации.
2. Мужчины в консультировании предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения. Они более ориентированы на когнитивные аспекты ситуации, на психологическую информацию. При описании эталона консультанта они делают упор на такие черты, как серьезность, внимательность, чувство долга.
Мужчины-клиенты больше предпочитают работать с мужчинами. Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стремиться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии.
1. Лица с атлетическим телосложением обычно стремятся доминировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрессивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах.
2. Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах за счет своего концентрированного, скрытого, субъективного мышления. Это, как правило, люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Отсюда и возникают их трудности в личной и деловой жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уникальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку.
При работе с клиентом астенического телосложения – необходимо быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно.
3. Женщины с пикническим телосложением с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как легкость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.
В работе с перечисленными выше типами клиентов психолог может использовать различные ролевые позиции. Самоукина Наталия Васильевна выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге применительно к различным типам клиентов:
Вывод: Нейтральный советчик или программист подойдут для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек.
Позиции зеркало и программист более подойдут для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума.
Позиция психолог – слушатель подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями.
Позиция психолог – «катализатор» подойдет для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к импульсивному, застревающему поведению.
Процесс психологического консультирования условно можно разделить на три этапа:
1) построение отношений;
2) основная часть, или работа с проблемой;
3) завершение.
Все начинается с первой встречи. Это самая важная точка для процесса в целом, поскольку здесь решается вопрос о том, состоится ли путешествие вообще, и, если состоится, какова будет роль каждого из его участников
Длительность данного
этапа 5 – 10 минут при средней
продолжительности одной
Длительность данного
этапа 25 – 35 минут при средней
продолжительности
«Формирование консультативных гипотез»:
Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери».
Второй прием – краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
Вывод: на первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию – начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки.
«Проверка консультативных гипотез»:
Для проверки своих консультативных
гипотез психолог-консультант
Для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две – три конкретные ситуации, которые должны быть:
Вывод: на всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.
Дальнейший переход к оказанию воздействия знаменует собой начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.
Продолжительность данного
этапа – 5 - 10 минут при средней
продолжительности
«Коррекция установок клиента»:
Например, женщина хочет помочь своей дочери найти достойное место в жизни. Она волнуется из-за того, что судьба дочери может сложиться печально, хочет, чтобы дочь больше времени проводила дома, более осмысленно относилась к своей жизни, начала серьезно учиться, оставила компанию друзей с отклоняющимся поведением. Таковы чувства этой женщины, потребности, цели. Возможно, она их не осознает или не вполне осознает. Подчас ей хочется просто отомстить дочери за свои страдания, и она забывает про более глубокую эмоциональную подоплеку своего поведения и своих страданий, забывает про свои цели. Она зачастую просто увлечена процессом «домашней войны». Первым элементом цепочки представлений, которую психолог-консультант должен воссоздать в сознании клиентки в данном случае, будут ее эмоции, ее тревога, ее цели, ее потребности. Мы должны помочь ей осознать, что ее действия вызваны тревогой за судьбу дочери, что ее целью является нормальная судьба дочери – ее здоровье, ее образование, ее успешная социализация в обществе, высокий уровень развития ее личности, нормальная семья в будущем и так далее. (см. Приложение №2).