Психологическое восприятие времени, движения и пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель - подробное изучение психологических особенностей процесса восприятия и его видов.
Задачи – дать исторический обзор научного исследования проблем
восприятия;
– определить, что из себя представляет восприятие в целом, как
психически познавательный процесс;
– проанализировать особенности восприятия времени, движения
и пространства.

Содержание

Введение
Глава I. Исторический обзор исследований проблем восприятия в психологии...4
1.1. Гештальтпсихология……………………………………………………4
1.2. Исследования психологии восприятия в 20 веке……………………..6
Глава II. Общая характеристика восприятия……………………………………….9
2.1. Психические процессы и их связь с деятельностью…………………9
2.2. Общие сведения о восприятии……………………………………….12
2.3. Основные свойства и виды восприятия……………………………..16
Глава III. Психологическое восприятие времени, движения, пространства……20
3.1. Восприятие времени…………………………………………………..20
3.2. Восприятие пространства…………………………………………….24
3.3. Восприятие движения. ……………………………………………….28
Заключение ………………………………………………………………………….31
Список источников литературы…………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.35 Кб (Скачать файл)

Постоянство величины, формы  и цвета предметов, будучи необходимым  условием ориентировки в окружающем мире, имеется, как установили экспериментальные  исследования – Келера, Катц, Ревеша, Пьерона – уже и у животных. У человека константность величины, формы и цвета от 2 до 14 лет совершенствуется, но в основном имеется уже в  двухлетнем возрасте.

Гельб и Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на умозаключениях. Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны – элементарные сенсорные процессы, с другой – надстраивающиеся над ним мыслительные акты. [16,С.236]   

Значение осмысления ситуации на основании прошлого опыта отчетливо  выступает в опытах В. Кролика, который  в своих экспериментах предъявлял испытуемым изображения предметов, взятых из повседневной жизни. При этом он при помощи проекционного фонаря создавал на экране движение тех предметов, которые обычно неподвижны.  Испытуемые на основе прошлого опыта воспринимали движение на объективно движущихся изображений, а объективно в данном опыте неподвижных изображений предметов,  которые обычно движутся. При этом не имела значение ни величина предметов, ни направленность внимания испытуемых на движущийся или неподвижный объект: вопрос лишь лишался фактом осмысления изображаемой ситуации.

Таким образом, исследований по восприятию очень много. При этом все исследователи подчеркивают важность и необходимость проведения исследований по восприятию.   

 

Глава II. Общая характеристика восприятия.

2.1. Психические  процессы и их связь с деятельностью

Для того чтобы понять многообразные  психические явления в их существенных внутренних взаимосвязях, нужно прежде всего найти ту «клеточку», или «ячейку», в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их единстве.

«Клеточкой», или «ячейкой», в этом смысле является любой акт  жизнедеятельности у животного, и у человека. Каждый акт всегда включает более или менее сложное, непосредственное или опосредованное единство сенсорных и моторных моментов. «Клеточка», или «ячейка», это продукт  развития и на различных ступенях развития сама она изменяется, приобретает  различное содержание и структуру. [16, с.163]

Психические процессы, такие  как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают  как важнейшие компоненты любой  деятельности. Для того чтобы удовлетворять  свои потребности, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно  сделать, запоминать, обдумывать. Следовательно, без участия психических процессов  человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.[15, с.156]

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они  в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды. В результате практического манипулирования с объемными, человек обучается воспринимать и оценивать формы.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте. Воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени  это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая  содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему  его запоминанию.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно  вспомнить запечатленный в памяти материал. Сознательное воспроизведение  деятельности, в ходе которой некий  материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. В более развитых формах – образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием “речевая деятельность”. “Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии”[16, с.15].

Специфика психических процессов  состоит, во-первых, в том, что ни один высший психический процесс  не является следствием только возрастного  развития и созревания. Непременное  условие формирования этих процессов  – воспитание и другие формы социальных контактов.

Другая особенность психических  процессов в том, что преобразования, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся  вне него. То есть, специфика психических  процессов заключается в том, что они в своих осознаваемых параметрах определяются особенностями  внешних объектов. Психический процесс  и его результат отнесены к  разным объектам: первый – к мозгу, второй – к внешним предметам  и явлениям.

Экспериментально было доказано, что психические процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что  психические процессы можно формировать  через организованную по особым правилам внешнюю деятельность - теория поэтапного формирования умственных действий.

Ни один из психических  процессов не протекает как чисто  внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание –  с мышечными сокращениями, определяющими  его сосредоточенность, переключаемость  и рассеянность. Всякая деятельность – это соединение внутренних и  внешних, психических и поведенческих  действий и операций[15, с.158].

 

2.2. Общие сведения о восприятии.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает  свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его  основные виды: восприятие глубины, направления  и скорости движения, времени и  пространства. В результате практики, человек обучается воспринимать и оценивать формы.

На тему «восприятия» существует множество работ, и каждый автор  дает свое определение  данного понятия:

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [14, с.200].

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6, с.31].

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [11, с.86].

Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [3, с.135].

Восприятие – осознание чувственного чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. [16, с.177]

Проанализировав все определения  понятия «восприятие», и сведя  все определения в одно, можно  сделать вывод, что:

Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

В самом чувственном составе  восприятие не является простой механической суммой друг от друга независимых, лищь суммирующихся в процессе восприятия ощущений, постоянно взаимодействуя друг с другом.[16, с.228]

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в  определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого  восприятия. В акте восприятия проявляется  взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса  раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [3, с.136].

 Именно восприятие  наиболее тесно связано с преобразованием  информации, поступающей прямо из  внешней среды. При этом формируются  образы, с которыми в дальнейшем  оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов  различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии  с объектом информация о его  свойствах преобразуется в ряд  характеристик, из которых в  дальнейшем при узнавании вновь  реконструируются целостные отображения  объектов – образы. Благодаря  связям, в образе отражаются такие  свойства предметов или явлений,  для которых нет специальных  анализаторов.

Построение образа воспринимаемого  объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта  происходит видоизменение структуры  действий с объектом. Первоначально  деятельность человека направляется и  корректируется воздействием лишь внешних объектов. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям..

В связи с тем, что в  образе отражены одновременно такие  разные свойства объекта, как его  размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно  сказать, что это целостное и  обобщенное представление объекта. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий [6, с.33].

 Этот синтез может  протекать как в пределах одной  модальности, так и в пределах  нескольких модальностей. В связи  со своей целостностью образ  уже способен регулировать целесообразное  поведение. Лишь в результате  объединения, изолированные ощущения  превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных  признаков к отражению целых  предметов или ситуаций. Поэтому  основным отличием восприятия  от ощущения является предметность  осознания всего, что воздействует  на нас.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более  высокого уровня - память и мышление. Поэтому восприятие очень часто  называют перцептивной (воспринимающей) системой человека.

Исследования показывают, что восприятие является очень сложным  процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего  нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения  органов чувств. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз; проговаривание соответствующих  звуков при восприятии речи). Поэтому  восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

В свою очередь, целостное  отражение предмета требует выделения  из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с  одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие требует объединения  группы основных существенных признаков  и сопоставления воспринятого комплекса  признаков с прежними знаниями о  предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникает как результат  сложной аналитико-синтетической  работы, при которой выделяются существенные признаки, тормозятся несущественные. И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому  скорость узнавания или отражения  объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно.

Информация о работе Психологическое восприятие времени, движения и пространства