Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:17, курсовая работа
Цель - подробное изучение психологических особенностей процесса восприятия и его видов.
Задачи – дать исторический обзор научного исследования проблем
восприятия;
– определить, что из себя представляет восприятие в целом, как
психически познавательный процесс;
– проанализировать особенности восприятия времени, движения
и пространства.
Введение
Глава I. Исторический обзор исследований проблем восприятия в психологии...4
1.1. Гештальтпсихология……………………………………………………4
1.2. Исследования психологии восприятия в 20 веке……………………..6
Глава II. Общая характеристика восприятия……………………………………….9
2.1. Психические процессы и их связь с деятельностью…………………9
2.2. Общие сведения о восприятии……………………………………….12
2.3. Основные свойства и виды восприятия……………………………..16
Глава III. Психологическое восприятие времени, движения, пространства……20
3.1. Восприятие времени…………………………………………………..20
3.2. Восприятие пространства…………………………………………….24
3.3. Восприятие движения. ……………………………………………….28
Заключение ………………………………………………………………………….31
Список источников литературы…………………………………………………....33
Постоянство величины, формы и цвета предметов, будучи необходимым условием ориентировки в окружающем мире, имеется, как установили экспериментальные исследования – Келера, Катц, Ревеша, Пьерона – уже и у животных. У человека константность величины, формы и цвета от 2 до 14 лет совершенствуется, но в основном имеется уже в двухлетнем возрасте.
Гельб и Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на умозаключениях. Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны – элементарные сенсорные процессы, с другой – надстраивающиеся над ним мыслительные акты. [16,С.236]
Значение осмысления ситуации
на основании прошлого опыта отчетливо
выступает в опытах В. Кролика, который
в своих экспериментах
Таким образом, исследований по восприятию очень много. При этом все исследователи подчеркивают важность и необходимость проведения исследований по восприятию.
Глава II. Общая характеристика восприятия.
2.1. Психические
процессы и их связь с
Для того чтобы понять многообразные психические явления в их существенных внутренних взаимосвязях, нужно прежде всего найти ту «клеточку», или «ячейку», в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их единстве.
«Клеточкой», или «ячейкой», в этом смысле является любой акт жизнедеятельности у животного, и у человека. Каждый акт всегда включает более или менее сложное, непосредственное или опосредованное единство сенсорных и моторных моментов. «Клеточка», или «ячейка», это продукт развития и на различных ступенях развития сама она изменяется, приобретает различное содержание и структуру. [16, с.163]
Психические процессы, такие
как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, речь – выступают
как важнейшие компоненты любой
деятельности. Для того чтобы удовлетворять
свои потребности, человек должен воспринимать
мир, обращать внимание на те или иные
моменты или компоненты деятельности,
представлять то, что ему нужно
сделать, запоминать, обдумывать. Следовательно,
без участия психических
Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды. В результате практического манипулирования с объемными, человек обучается воспринимать и оценивать формы.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте. Воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
Еще в большей степени
это относится к памяти, причем
к двум ее основным процессам одновременно:
к запоминанию и
Припоминание также
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. В более развитых формах – образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием “речевая деятельность”. “Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии”[16, с.15].
Специфика психических процессов состоит, во-первых, в том, что ни один высший психический процесс не является следствием только возрастного развития и созревания. Непременное условие формирования этих процессов – воспитание и другие формы социальных контактов.
Другая особенность
Экспериментально было доказано,
что психические процессы, называемые
высшими психическими функциями, по
происхождению и структуре
Ни один из психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. Всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций[15, с.158].
2.2. Общие сведения о восприятии.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практики, человек обучается воспринимать и оценивать формы.
На тему «восприятия» существует множество работ, и каждый автор дает свое определение данного понятия:
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [14, с.200].
Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6, с.31].
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [11, с.86].
Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [3, с.135].
Восприятие – осознание чувственного чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. [16, с.177]
Проанализировав все определения понятия «восприятие», и сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:
Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
В самом чувственном составе восприятие не является простой механической суммой друг от друга независимых, лищь суммирующихся в процессе восприятия ощущений, постоянно взаимодействуя друг с другом.[16, с.228]
Уже в акте восприятия всякий
предмет приобретает
В восприятии отражаются предметы
окружающего мира в совокупности
различных свойств и частей. Взаимодействие
системы анализаторов может возникнуть
вследствие воздействия комплекса
раздражителей различных
Именно восприятие
наиболее тесно связано с
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом. Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям..
В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий [6, с.33].
Этот синтез может
протекать как в пределах
Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня - память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной (воспринимающей) системой человека.
Исследования показывают,
что восприятие является очень сложным
процессом, требующим значительной
аналитико-синтетической
В свою очередь, целостное
отражение предмета требует выделения
из всего комплекса воздействующих
признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.)
основных ведущих признаков с
одновременным отвлечением от несущественных.
Восприятие требует объединения
группы основных существенных признаков
и сопоставления воспринятого комплекса
признаков с прежними знаниями о
предмете, т.е. в процессе восприятия
участвует память. Полное восприятие
предметов возникает как
Информация о работе Психологическое восприятие времени, движения и пространства