Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:41, курсовая работа
Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр. Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой компьютерной зависимости.
§1.1 Специфические особенности игровой и игровой компьютерной деятельности в психологических исследованиях.
§1.2 Понятие аддикции в психологии. Кибераддикция.
§1.3 Формирование игровой компьютерной зависимости у подростков.
Глава 2. Психологические особенности кибераддиктов.
§2.1 Программа эмпирического исследования.
§2.2 Организация и методы исследования.
§2.3 Анализ результатов исследования и их обсуждение.
Далее рассмотрим механизмы компьютерной зависимости. Данные механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности. Эти мотивы проявляются уже после первого знакомства подростка с той или иной компьютерной игрой. Можно сказать, что независимо от того, зачем подросток стал играть в ту или иную игру, у него сразу происходит формирование игровой зависимости. В дальнейшем на основе индивидуальных особенностей и мотива игры начинает формироваться зависимость. Существует два механизма формирования компьютерной зависимости. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний.
Первый механизм - это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность подростка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями. Психологические аспекты механизма формирования зависимости основаны на естественном стремлении подростка или ребенка избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, доселе не испытанных и невозможных в реальности. При помощи ролевой игры подросток сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра может стать способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но ребенок очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и ребенок начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости [22, с. 74].
Следующий механизм формирования компьютерной зависимости - это принятие роли. Для подростка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни [22, с. 75]. Люди привыкли играть в ролевые игры с самого детства. Эти игры являются частью познавательной деятельности человека. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки или дедушки), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира, который его окружает. По мере взросления ребенок заменяет ролевые игры на интеллектуальные, но все же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. При помощи виртуальной реальности эту потребность можно удовлетворить в компьютерной игре [22, с. 75]. Ролевая игра - это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется не осознаваемая человеком познавательная потребность, в результате чего ребенок получает удовольствие. Сам процесс формирования зависимости полностью построен на желании и острой необходимости в принятии роли [27, с. 12]. После того как ребенок несколько раз играет в ролевую игру, он замечает, что может принимать на себя роль своего компьютерного персонажа. Он понимает, что здесь он вполне может удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Он осознает, что его компьютерного персонажа уважают, он сильный, умный, предприимчивый, нахальный, с его мнением считаются, он может убить сотню врагов сразу, и для ребенка очень приятно входить в роль этого героя, чувствовать собственную силу и мощь, тогда как в действительности попасть в подобные ситуации и остаться живым у него вряд ли получится [27, с. 13]. Дальше происходит следующее: чем больше ребенок начинает играть, тем ярче становятся различия между реальной жизнью и виртуальной. Таким образом, игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, ребенок начинает реализовывать свои потребности в игровом мире, а не в реальном. Конечно, последствия такой компенсации очень тяжелы. Это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности самого ребенка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших психических функций [23, с. 34]. Таким образом, возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне психологических факторов, которые могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Это: желание и острая необходимость в уходе от реальности; потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.
Информация о работе Психологические особенности кибераддиктов