Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа
Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к профпригодности.
К водителю общественного транспорта также предъявляются определенные требования.
Введение
1. Профессионально важные качества при выборе профессии
1.1.Профессионально важные качества как объект развития
1.2. Профессиональные особенности водителей общественного транспорта
2. Психические и физиологические профессиональные качества водителей общественного транспорта
2.1. Основные принципы труда водителей общественного транспорта
2.2. Психофизиологические свойства и профессиональные качества водителей общественного транспорта
Заключение
Список используемой литературы
Для того чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неукоснительно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством в состоянии утомления, если это состояние может повлиять на безопасность движения.
Удлинение времени поездки более 8 ч вызывает изменения в организме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количестве которых особенно резко возрастает после 10 часов беспрерывной работы за рулем.
Характерным симптомом утомления является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным происшествиям с чрезвычайно тяжелыми последствиями.
В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участников движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на благожелательное отношение ко всему окружающему: пропустить спешащего водителя или пешехода, ехать без спешки и нервозности.
Надежность водителя
Надежный водитель с точки зрения безопасности движения - это водитель, реально сопоставляющий свои возможности и возможности управляемого автомобиля во взаимосвязи со складывающейся ситуацией, обусловленной действиями других участников движения, дорожными и погодными условиями.
На основе статистических данных, вероятность совершения ДТП, в значительной степени зависит от возраста и стажа водителя. Наибольший показатель опасности характерен для водителей в возрасте от 18 до 25 лет. Это можно объяснить малым опытом управления автомобилем и переоценкой своих профессиональных возможностей. Заметное увеличение показателя опасности для ДТП наблюдается у водителей старше 50 лет, большинство которых имеет значительный стаж управления автомобилем, но отличается ухудшением ряда функций, важных с точки зрения безопасного управления автомобилем: остроты зрения, особенно в сумерках; при ослеплении фарами встречного транспорта.
Исследования сенсомоторной работоспособности водителей различного возраста свидетельствуют о снижении работоспособности водителей в возрасте 45 лет по таким аспектам функционирования, как зрительная ориентация, быстрота реакции, способность концентрации внимания и обзора в ситуациях с ограниченным полем зрения.
Однако независимо от возраста и ДТС правильность и безопасность действий водителя обусловлена такими факторами: всю ли необходимую информацию о ДТС он получил, правильно ли оценил ее, верные ли принял решения и правильно ли выполнил действия по управлению автомобилем. Перечислим четыре основные функции, выполняемые водителем в процессе управления автомобилем:
восприятие ДТС - правильное и своевременное обнаружение значимых с точки зрения безопасности движения всех участников ДТС, объектов и событий дорожно-транспортной обстановки;
оценка ДТС - оценка значимых с точки зрения безопасности движения всех участников ДТС параметров дорожно-транспортной обстановки и прогнозирование возможных направлений опасного развития ДТС;
принятие решения - выявление возможных в данной ДТС действий по управлению транспортным средством и выбор из наилучшего сочетания с точки зрения обеспечения безопасности всех участников ДТС;
выполнение действий - реализация выбранных действий по управлению транспортным средством.
При безошибочном выполнении названных функций всеми участниками ДТС дорожно-транспортное происшествие не возникает. Если один или несколько участников ДТС допускают ошибки, то возникает опасность развития ДТП, и произойдет оно или нет - зависит от успешности действий, предпринятых участниками ДТС.
Практика показала, что ДТП часто совершаются при возникновении критических ситуаций, правильный выход из которых требует от водителя мастерства, собранности и готовности в любой момент принять единственно правильное решение.
Все навыки в значительной степени можно отработать на тренажерах, но наибольший эффект достигается путем самоанализа ситуаций в процессе управления автомобилем и критической объективной оценки собственных действий. Самоанализ собственных действий с последующей тренировкой ответных действий на свободной тренировочной площадке позволяет водителю интуитивно определять, свободен ли возможный путь отклонения; достаточно ли расстояние, необходимое для проезда автомобиля; можно ли за пределами проезжей части управлять автомобилем; каково расстояние, необходимое для остановочного пути автомобиля.
Способность быстро выделять эти особенности в ДТС свидетельствует о высшем уровне развития навыков профессионального мастерства водителя.
Заключение
Итак, в заключении хочется подвести итоги всей нашей работы и отметить, что труд водителя общественного транспорта – нелегок и далеко не каждый человек может освоить эту профессию в силу многих моментов.
Ведь в труд водителя входят многие обязанности - управление общественным транспортом, подготовку транспорта к выезду на маршрут, оформление документации, устранение неисправностей в ходе движения и др. Помимо этого, водителю порой приходится общаться с людьми, наблюдать за ними при входе и выходе, оценивать обстановку в салоне, что предполагает за собой наличие определенных качеств.
Важным моментом является еще и то, что необходимость принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время ответственный характер решений, связанный с возможностью возникновения дорожно-транспортных происшествий, влекут за собой большие нервно психические напряжения водителя общественного транспорта. Этот высокий уровень нервно-психической напряженности является одной из главных характеристик труда водителя.
Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Поэтому именно процесс вождения автобуса, например, определяет наиболее существенные физиологические психофизиологические характеристики труда водителя.
В каждой профессии можно выделить наиболее важные психофизиологические свойства человека – оператора сложной системы, позволяющие безопасно и качественно выполнять требуемый объем работ.
Для водителя такими свойствами являются: зрительные ощущения, слуховые ощущения, ощущение равновесия, ускорений, вибраций; восприятие; память; мышление; оперативные качества; реакция; эмоциональное состояние. Также важными качествами, которыми должен обладать водитель общественного транспорта, являются: внимательность, физическая подготовка и надежность водителя.
Список используемой литературы
1. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.
2. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. - М.: РАН, 2005.
3. Гейко Ю.В. Водительское мастерство и безопасность.- М.: Эксмо, 2009.
4. Гудков В.А. Миротин Л.Б. Технология, организация и управления пассажирскими автомобильными перевозками. – М.: Созвездие, 2010.
5. Жулев В.И. Водитель и безопасность дорожного движения. - М.: ДОСААФ, 1989.
6. Зудин В.Н. Формирование навыков активной безопасности у водителей транспортных средств. - М.: РГУФК, 2008.
7. Иванов, В.Н. Энциклопедия безопасного вождения / В.Н. Иванов. М.: Астрель, 2006.
8. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2009.
9. Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. Психология труда. Учебник для вузов. - М.: Владос-Пресс, 2007.
10. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: МПСИ, 2003.
11. Клебельсберг Д.Н. Транспортная психология: перевод с немецкого. - М.: Прогресс, 1999.
12. Коноплянко В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения. - М.: Высшая школа, 2005.
13. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий «С», «Д», «Е». - М.: Академия, 2010.
14. Мунипов В.Н., Зинченко В.П. Эргономика: учебник. - М.: Логос, 2009.
15. Нарицын Н.М. Психология безопасности вождения: Высшая школа водительского мастерства. - М.: Рипол Классик, 2006.
16. Романов А.Н. Автотранспортная психология. - М.: Академия, 2002.
17. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. – М.: Прогресс, 2008.
18. Толочек В.А. Современная психология труда. – М.: Созвездие, 2011.
19. Цыганков Э.С. Управление автомобилем в критических ситуациях.- М.: РИПОЛ классик, 2006.
20. Цыганков Э.С. Высшая школа водительского мастерства: Учебник для вузов. - М.: Академкнига, 2007.
21. Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. - М.: Прогресс, 2010.
16
Информация о работе Профессинально важные качества водителей общественного транспорта