Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 22:45, контрольная работа

Краткое описание

По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своей курсовой рабате я рассмотрю именно неречевое общение. “Каждое движение души, имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике”, - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком речевого общения.
Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением.

Содержание

1. Введение 3
2. Невербальные средства общения 5
2.1. Характеристика процесса общения 6
2.2. Место невербальных средств в процессе общения. 6
3. Возможности мимики, жестов, интонации в процессе общения 9
3.1.Мимика, как признак эмоционального состояния 10
3.2.Маски, как средство «безличной» коммуникации 14
3.3. Язык жестов 16
3.4. Интонация, как вид информации 35
4. Заключение 37
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ_реферат.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

г) сочувствие/равнодушие;

д) восторг/отчаяние;

е) терпимость/нетерпимость (рассерженность, удивление, растерянность, вопрос и др.).

Иначе говоря, неязыковые средства нашего общения облегчают взаимное приспособление друг к другу и  создают возможность координировать совместные действия. Выражения не языковыми средствами своих намерений, чувств и состояний зависит от культуры человека. Поэтому, анализируя неязыковые средства общения, необходимо ответить на вопрос: что выражают, как выражают, для чего выражают. 

Поскольку неязыковые средства - знаки общения, то каждый из нас  должен научиться их расшифровывать  и выработать  для себя систему эталонов неречевого поведения. А это значит - перевести язык движений на язык слов с целью анализа состояний человека, которые стоят за этими неязыковыми средствами.

Следует помнить, что жесты  и мимика - лишь дополнение к человеческой речи. Даже при самом активном темпераменте следует воздерживаться от бурного жестикулирования. Сходство с ветряной мельницей не украшает человека.

Итак, язык “ внешнего вида ” в устной речи - это одно из средств  обратной связи (мимика, интонация, жесты, взгляд). Главное, к чему необходимо стремиться при обучении устной речи в начальной школе, - научить детей вежливо вести себя во  время общения: говорить, глядя на слушающих, держать себя так, чтобы не отвлекать внимание слушающих своим внешним видом (не делать ненужных движений, не дергаться, не размахивать руками, не смотреть на пол или в одну точку), а, наоборот, если есть такая возможность, подчеркивать взглядом, мимикой главное в излагаемом, свое отношение к нему, дополняя сказанное скупым и точным жестом (а иногда и заменяя жестом некоторые слова). У нас 10 пальцев и каждый  палец сгибается в трех местах. Кроме того, каждая рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же и локтем, и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще более разных положений. 

Один специалист подсчитал, сколько различных движений и  положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700000! 

 

3.4. Интонация, как вид информации

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во - первых, мы узнаем, что  (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во - вторых - кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психо эмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи. 

О существовании опознавательной  информации говорят многие лингвисты. Например, Э.Сепир отмечал: “фонетический  облик речи, быстрота и относительная  гладкость произношения, длина и  построение предложений, характер и  объем лексики...- все это небольшая  часть сложных показателей, характеризующих  личность”. Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой “узнаваемости голоса”. Артисту  О.Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом.

Голос как совокупность разнообразных  по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.

Эмоции оказывают влияние  на управление речевым общением, что  возможно проследить по ряду характеристик  речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок  и др.

Эта связь наиболее заметна  при анализе затруднений в  управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный привлекающий внимание.

Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”.

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более  эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная  характеристика говорящего.

Термин “интонация” имеет  два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для  обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимоинтонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

М.М.Бахтин отмечает: “интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно  соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается  говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)”.

Наиболее эффективной  формой работы, тренирующей детей  в использовании особенностей устной речи, является инсценирование. Дети под руководством учителя размечают какой-либо текст, указывая, как использовать средства выразительности. Затем дети распределяются по ролям (несколько человек готовятся выступить в одной и той же роли), запоминают текст и тренируются в произнесении реплик в соответствии с указаниями.

4. Заключение

 

Психологами установлено, что  в процессе взаимодействия людей  от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных.

Эти данные заставляют нас  задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.

Хотя общение посредством  языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления  началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.

Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным  полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами  других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и  интересным биологическим организмом - самим человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. - Н.Новгород,2000
  2. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.,2003
  3. Добрович А. Общение: наука и искусство. - М: Знание,2000
  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика. - М.,2000
  5. Леонтьев Л.А. Психология общения. - М.,2004
  6. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.,2004.
  7. Речевые секреты / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение,2002

Информация о работе Невербальные средства общения