Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 22:45, контрольная работа
По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своей курсовой рабате я рассмотрю именно неречевое общение. “Каждое движение души, имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике”, - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком речевого общения.
Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением.
1. Введение 3
2. Невербальные средства общения 5
2.1. Характеристика процесса общения 6
2.2. Место невербальных средств в процессе общения. 6
3. Возможности мимики, жестов, интонации в процессе общения 9
3.1.Мимика, как признак эмоционального состояния 10
3.2.Маски, как средство «безличной» коммуникации 14
3.3. Язык жестов 16
3.4. Интонация, как вид информации 35
4. Заключение 37
Список используемой литературы 39
г) сочувствие/равнодушие;
д) восторг/отчаяние;
е) терпимость/нетерпимость (рассерженность, удивление, растерянность, вопрос и др.).
Иначе говоря, неязыковые средства
нашего общения облегчают взаимное
приспособление друг к другу и
создают возможность
Поскольку неязыковые средства - знаки общения, то каждый из нас должен научиться их расшифровывать и выработать для себя систему эталонов неречевого поведения. А это значит - перевести язык движений на язык слов с целью анализа состояний человека, которые стоят за этими неязыковыми средствами.
Следует помнить, что жесты и мимика - лишь дополнение к человеческой речи. Даже при самом активном темпераменте следует воздерживаться от бурного жестикулирования. Сходство с ветряной мельницей не украшает человека.
Итак, язык “ внешнего вида
” в устной речи - это одно из средств
обратной связи (мимика, интонация, жесты,
взгляд). Главное, к чему необходимо стремиться
при обучении устной речи в начальной
школе, - научить детей вежливо вести себя
во время общения: говорить, глядя
на слушающих, держать себя так, чтобы
не отвлекать внимание слушающих своим
внешним видом (не делать ненужных движений,
не дергаться, не размахивать руками, не
смотреть на пол или в одну точку), а, наоборот,
если есть такая возможность, подчеркивать
взглядом, мимикой главное в излагаемом,
свое отношение к нему, дополняя сказанное
скупым и точным жестом (а иногда и заменяя
жестом некоторые слова). У нас 10 пальцев и каждый палец сгибается в трех местах.
Кроме того, каждая рука подвижна в запястье.
А если двигать к тому же и локтем, и предплечьем,
то можно придать руке и пальцам еще более
разных положений.
Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700000!
Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во - первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во - вторых - кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психо эмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.
О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э.Сепир отмечал: “фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики...- все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность”. Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой “узнаваемости голоса”. Артисту О.Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом.
Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.
Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок и др.
Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:
Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный привлекающий внимание.
Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.
Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”.
Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.
Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.
Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимоинтонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.
М.М.Бахтин отмечает: “интонация
всегда лежит на границе словесного
и несловесного, сказанного и несказанного.
В интонации слово
Наиболее эффективной формой работы, тренирующей детей в использовании особенностей устной речи, является инсценирование. Дети под руководством учителя размечают какой-либо текст, указывая, как использовать средства выразительности. Затем дети распределяются по ролям (несколько человек готовятся выступить в одной и той же роли), запоминают текст и тренируются в произнесении реплик в соответствии с указаниями.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных.
Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.
Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.
Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом - самим человеком.