Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и выявить наиболее эффективные приемы устранения дислалии и методы коррекции нарушений звукопроизношения.
Для достижения данной цели были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
- варианты коррекционной работы по данной проблеме.
Введение __________________________________________________2
1. Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста___4
1.1. Причины нарушений звукопроизношения___________________ 9
2. Дислалия. Проблема дислалии в отечественной и зарубежной литературе________________________________________________13
2.1. Формы дислалии ________________________________________17
2.2. Отклонение от нормы в строении артикуляционных органов___18
3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи____21
3.1. Логопедическое обследование_____________________________21
3.2. Основные этапы исправления нарушений звукопроизношения_25
Заключение________________________________________________37
Библиография______________________________________________39
- нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
Классификация нарушений звукопроизношения.
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) – это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм, ламбдацизм) – это полиморфная дислалия. В соответсятвии с характером дефекта произношения выделяют следующие виды дислалии:
1. Сигматизм - недостатки произнесения свистящих (С, С’, З, З’, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ);
2. Ротацизм – обозначает
недостатки произношения
3. Ламбдацизм – обозначает недостатки произношения звуков Л и Л';
4. Дефекты произношения небных звуков: каппацизм – недостатки произношения звуков К и К'; гаммацизм – недостатки произношения звуков Г и Г'; хитизм – Х и Х’; йотизм – Й;
5. Дефекты озвончения обозначают недостатки произношения звонких согласных и выражаются в нарушении пар согласных звуков: П - Б, К - Г, Ф - В, С - З, Щ - Ж).
7. Дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных: например П - П’, Б - Б’ и т.д.).
Внутри каждой из этих групп имеется более детальная классификация нарушения звукопроизношения. Прежде всего принято разграничивать чисто фонетические дефекты и фонематические нарушения.
Фонетические дефекты выражаются в искаженном звучании звука, не смешиваемым ни с какими другими звуками, что свидетельствует о достаточно четком выделении его речи из всех других, об усвоении его как фонемы. Так, ребенок может произносить звук С - с просунутым между зубами кончиком языка, но от этого он не перестает быть именно данным звуком, не переходит в какие то другие звуки. Такого рода дефекты являются именно «косметическими» - они «портят» только произношение звука, но отражаются в дальнейшем на письме, на различных сходных по звучанию звуков.
Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о разграничении ребенком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения ограничиваются только «некрасивостью» звучания звука, а имеют более серьезные последствия. В этих случаях ребенку будет трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова (типа МИШКА - МИСКА), то есть пострадает воспроизведение речи окружающих. Кроме того, такие нарушения звукопроизношения обычно отражаются на письме, т.е. один имеющийся дефект приводит к появлению другого. Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм и т.д.
В качестве звуков-заменителей могут выступать самые разные звуки, однако, прежде всего это бывают артикуляторно или акустически близкие к заменяемому. Так, например, звук Б скорее будет заменен на П или Й, чем на К. К фонематическим дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне «завидное право на существование».
Что касается фонетических дефектов, выражающихся в искаженном звучании звуков, то они очень многообразны (например, один только звук Р может иметь свыше 20 вариантов неправильного произношения). По этой причине и внутри фонетических дефектов принято выделять несколько наиболее распространенных видов искаженного значения.
При обозначении
сложных при артикуляции
В зависимости от причин, вызвавших нарушения звукопроизношения, выделяют две большие группы - дислалию и дизартрию. Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.
К дизартрии принято относить такие расстройства звукопроизношения, которые вызываются нарушением иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и парезам. Чаще это бывает обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. В выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношений обычно наблюдаются так же расстройства речевого дыхания, голосовой функции, точнее ритма речи, что в целом нередко приводит к полной невменяемости).
2. Дислалия.
2.1. Проблема дислалии в отечественной и зарубежной литературе.
Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827г. , он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцаский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, с таким же понятием дислалии мы встречаемся в работах Гутцмана.
Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалии случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделил две формы. Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисгносия» и выделил четыре вида этого дефекта, в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную, язычную, зубную и небную.
В отечественной логопедии начала ХХ века объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмуаля и Гутцмана. Но уже в 30-50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения.
М.Е. Хватцев рассматривал
дислалию как одну из форм косноязычия.
Он включал в нее
М.Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи; органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями языка и неба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого неба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т.д.в
В начале 50-х годов А.М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации, предложенной М.Е. Хватцевым. В это же время О.В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Ею в отличие от М.Е. Хватцева были выделены только две формы: функциональная и механическая. В состав последней была включена и ринолалия. В дальнейшем, в 60-е годы в работах С.С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким.
В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. Лишь в отдельных работах стала упоминаться органическая дислалия, хотя содержание этого словосочетания совпадало не у всех авторов. В работе Е.Ф. Рау и В.А. Симяка термин «органическая дислалия» просто заменен термином «механическая дислалия», а в работе А.В. Мелеховой понятие «органическая дислалия» охватывает случаи произносительных нарушений, переходные между дизартрией и дислалией. В последнее время такие нарушения определяются как стертая дизартрия.
В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. В традиционных описаниях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассматриваются как рядоположные.
Описания, в основу которых
положены психологические и
В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К.П. Беккер, М. Совак, М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, О.В. Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.
На современном этапе развития логопедии классификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. В соответствии с предложенными критериями выделяют три основных формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, атикуляторно-фонетическая. Многие авторы отмечают также, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, иногда в словах, а в отраженной и в самостоятельной речи не употребляют (М. А. Александровская). Аналогичные явления отмечаются в работах М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, К.П. Беккера и др. Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.
О.В. Правдина (1973г) выделяет три уровня нарушенного роизношения:
Выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А.Н. Гвоздевым. Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться. К.П. Беккер и М. Совак (1981г.) говорят о звуковой, слоговой и словесной дислалии.
По проблеме логопедического воздействия в литературе нет единого мнения и разные авторы выделяют этапы по разному. Б.Ф. Рау выделяет два этапа, в работах О.В. Правдиной и О.А. Токаревой – три, в работах М.Е. Хватцева – четыре. Но поскольку принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия при дислалии нет, то выделение количества этапов не носит принципиальный характер. Исходя из цели и задач, выделяются следующие этапы работы: подготовителдьный этап; этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Методикой логопедической работы по устранению дислалии занимаются также и такие авторы, как Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, М.Г. Фомичева, З.Т. Бобылева, Е.А. Пожиленко, Н.М. Савицкая, Г.А. Волкова и другие. Им принадлежат новейшие разработки по данному вопросу. Так М.Г. Фомичева в книге «Воспитание детей правильного произношения» (1997г) даются общие сведения о нарушениях речи у детей дошкольного возраста, раскрываются содержание и методика коррекционной работы, предлагаются разработки занятий, комплексы упражнений, конкретные рекомендации по исправлению звуков: стихи, потешки, рассказы для закрепления звуков в речи. А также показано участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей. Книга включает в себя не только полный теоретический, но и наглядно-практический материал.
В книге Н.М. Савицкой Автоматизация звуков в слоге, слове, словосочетании, фразе, речи. (2010г.) В книге представлены логопедические игры и упражнения для занятий с детьми 4-6 лет. Логопедические задания основаны на многократном повторении звуков, слогов, слов и т. п.. Игровая форма обучения, обилие картинок позволят решить эту проблему и поддерживать интерес ребенка к занятиям.
В книге Пожиленко Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]» (2006г.) даны методические рекомендации по коррекции недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Книга состоит из двух частей. В первой части изложена структура комплексных логопедических занятий на всех этапах коррекционной работы. Во второй части содержатся конспекты логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л].
Таким образом, мы видим, что очень многие авторы занимались и продолжают заниматься этой актуальной проблемой, совершенствуют свои методики коррекционно-педагогического воздействия, ведут исследовательскую работу в этом направлении. Итак, рассмотрим дислалию и ее формы более детально.
Информация о работе Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста