Мышление как высшая ступень познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:54, реферат

Краткое описание

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании
человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями
окружающего мира. Задача мышления – раскрытие отношений между
предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и
планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность мышления и его
виды………………………………………………………………………………..3
2. Логические конструкции мышления: понятие, суждение,
умозаключение……………………………………..……………………………..6
3. Установите последовательность познавательных процессов по критерию их
познавательной сложности:
А) речь
Б) сознание
В)ощущение
Г) память
Д) восприятие
Е) мышление…………………..…………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Овчинникова_ПСИХОЛОГИЯ_Реферат2 (1).doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений:

- индукция - когда из частных  суждений и понятий на основе  логических операций формируются  более общие (пример: все собаки  имеют хвост, четыре лапы и  лают; это мохнатое существо - на  четырех лапах, с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака);

- дедукция — когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики -люди смелые; Иванов - летчик, следовательно, человек смелый);

- аналогия - когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов;     

- предположение - когда умозаключение  формируется на базе вероятностных  понятий и неполной информации  об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца, Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер» на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи, лета и зимы).

Установите последовательность познавательных процессов по критерию их познавательной сложности.

а) речь;

б) сознание;

в) ощущение;

г) память;

д) восприятие;

е) мышление.

Ответ: в, д, е, б, г, а  
Заключение

В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза [Рубинштейн С.Л, 2004].

Сравнение. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Нахождение сходства позволяет нам отнести сравниваемые объекты к одной группе объектов (например, живопись, скульптуру и графику — к видам изобразительного искусства), а нахождение различия позволяет глубже понять своеобразие каждого из них.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение более плодотворно, если у человека о каждом из сравниваемых объектов имеются некоторые знания. В результате сравнения знания обогатятся выявленными чертами сходства и различия. Учитель учит школьников составлять сравнительные характеристики литературных персонажей, географических зон и прочего только тогда, когда они уже овладели определенной суммой знаний об изучаемых объектах.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. В первом случае сравнение двух или нескольких предметов ведется по одному признаку (например, по величине), а во втором случае последовательно по нескольким признакам (сначала по величине, затем по цвету, далее по материалу, из которого сделаны предметы и т. п.). Чем больше признаков, действий, связей берется за основание сравнения, тем оно будет полнее. Изучая изменение, развитие чего-либо, сравнивают между собой отдельные стадии развития, новое со старым.

Абстрагирование и конкретизация. Понятие «абстрактный» противоположно понятию «конкретный». Конкретный — значит реальный, воспринимаемый органами чувств, предметный. Вещи, события, процессы, как они существуют в действительности, всегда конкретны. Мы можем их воспринять, можем практически воздействовать на них. Абстрактный — значит отвлеченный от конкретного. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета (например, вес) и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Он может выделить для изучения сразу несколько признаков (как правило, те, которые он считает существенными) и рассматривать эту группу признаков изолированно от остальных, несущественных. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Таким образом, абстрагирование есть процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Абстрагирование — процесс сложный. Оно зависит от многих условий: 

  • от своеобразия объекта изучения (физическое тело, живой организм, явление природы, событие общественной жизни, поступок человека и т. д.); 
  • от цели изучения (изучение поверхностное или глубокое, одностороннее или многостороннее); 
  • от точности изучения (описание или также и количественная характеристика объекта) и т. д.

Обобщение. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Писатель наблюдает за людьми, изучает их жизнь и деятельность, а затем создает типический художественный образ, который помогает читателю понять жизнь, выработать правильное отношение к людям. Учитель, придя в новый класс, беседует с учащимися, изучает их для того, чтобы скорее получить правильное общее представление об уровне умственного развития учащихся, так как без этого нельзя найти наиболее эффективные приемы и методы обучения. Такая форма умственной деятельности называется обобщением. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.

Таким образом, мышление является сложным психолого-логическим феноменом, имеющим свои основания как в физиологии, так и в социальности человека.   Мышление изучается многими науками: теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой («искусственный интеллект»); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и, конечно же, психологией. 
Список литературы

  1. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. – Минск, 2006.
  2. Маклаков А.Г. Мышление // Общая психология. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - С. 298-331. - 592 с.
  3. Немов Р.С. Психология. изд. «Валдос» 2003 г. 
    Психологические механизмы мышления человека. Маланов С.В. изд. «Московский психолого-социальный институт» 2003 г.
  4. Рубинштейн С.Л. Общая психология. – СПб, 2004.
  5. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: 1984.
  6. http://www.wikipedia.org/wiki/

 

 

 


 



Информация о работе Мышление как высшая ступень познания