Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:27, курсовая работа
Характеристика и принцип мышления,теоретические и экспериментальные подходы,методы и подходы исследования
Введение
1. Характеристика и принцип мышления
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
3. Методы исследования мышления
4. Мышление как процесс постановки и решения творческих задач
5. Проблема исследования мотивации мыслительной деятельности
Заключение
Литература
3. Фрейду принадлежит
и специальная работа, которую
можно отнести к психологии
мышления, она называется «Остроумие
и его отношение к
Оценивая психоаналитический
подход к изучению мотивации мышления,
необходимо учитывать ограниченность
общей теории мотивации, предложенной
психоанализом, а также ограниченность
анализа связей между мотивацией
и мышлением. Первое проявляется
в биологизаторском, индивидуалистическом
подходе к мотивации, а второе
в том, что мышление (сновидение,
остроумие, творчество) трактуется лишь
как область проявления мотивации,
конкретный же вклад мотивации в
организацию, строение мыслительной деятельности
не изучался. Не имеет научных оснований
и теория творчества как сублимации
биологических мотивов. Серьезную
критику вызвали метод
К психоанализу примыкает
и концепция аутистического мышления
Э.Блейлера, который, однако, не разделял
учение З.Фрейда в целом. Аутизм связан
с преобладанием внутренней жизни,
«уходом» из внешнего мира. Обычные
сновидения, грезы наяву, мифология,
народные суеверия, шизофреническое
мышление — проявления аутистического
мышления, в котором мысли подчиняются
аффективным потребностям. Между
аутистическим и обычным
Для психологии мышления существенное значение имеет и когнитивная теория мотивации. Сторонники когнитивной теории мотивации идут от мотива к познанию, а не наоборот, как это было в раннем психоанализе.
Под когнитивными процессами в данном контексте имеются в виду планы, которые человек строит (имеются в виду сознательные планы), цели, которые человек перед собой ставит, ожидания, в которых он отдает себе отчет, риск, на который человек идет сознательно. Центральное положение теории формулируется так: мотивация человеческого поведения строится в соответствии с познанием. В рамках познавательной теории мотивации обсуждаются классические исследования уровня притязаний, исследования мотивации достижения. Этот вид мотивации обычно описывается как тенденция определять собственные цели в соответствии с некоторыми стандартами качества продукта или самой деятельности. Мотив достижения диагносцируется по некоторым характеристикам познавательной активности субъекта (фантазии). В отличие от классических психоаналитических исследований изучается не только познавательная активность в форме сновидений, но и та познавательная активность, которая может быть вызвана экспериментатором в лабораторных условиях. Мотив достижения, если он существует, обнаруживается в деятельности воображения, фантазии субъекта так, что субъект может не знать о его обнаружении. Сам человек может не подозревать, что в продуктах его мыслительной деятельности проявился мотив достижения. Другими словами, описывая некоторый внешний объект или его изображение на картинке, человек одновременно, не подозревая об этом, «рассказывает» не только об этом объекте, но и о самом себе. Задача экспериментатора и заключается в том, чтобы вычленить из рассказа об объекте то, что испытуемый «рассказал» о себе, т.е. проявления мотива. В результате развития теории мотивации достижения реально действующий мотив стал интерпретироваться как продукт взаимодействия, интеграции или даже конкуренции двух тенденций — боязни неудач и желания удовольствия от успеха. Познание выступает как полимотивированная деятельность. Выбор, или предпочтение, некоторых альтернатив в ситуации, осуществляемый на основе познавательного анализа, также интерпретируется в контексте познавательной теории мотивации.
К познавательной теории мотивации
примыкают исследования иерархической
организации мотивационной
В качестве специальной
рассматривается потребность в
коррекции несоответствия, несбалансированности,
или диссонанса, между различными
мотивационными тенденциями, установками,
верованиями, идеалами. Конкретная реализация
данного подхода представлена в
теории когнитивного диссонанса. Автором
этой теории является американский ученый
Л. Фестингер, который сконцентрировал
свое внимание на одном, но достаточно
типичном случае возникновения диссонанса.
Человек часто попадает в ситуацию,
когда нужно выбрать одну из несовместимых
друг с другом альтернатив. Для психолога
интересен не только процесс, предшествующий
выбору, но и процесс, который наступает
после того, как необратимый выбор
уже сделан. После осуществления
выбора человек может узнать, что
его выбор неправилен. В этих ситуациях
предпринимаются попытки
Одно из важных направлений
в исследовании мотивов посвящено
исследованию мотивов самоактуализации.
Хотя изучение этого мотива проводилось
еще К.Юнгом (учеником З.Фрейда), специально
он анализируется А.Маслоу (представителем
«гуманистической психологии»). Потребность
в самоактуализации является наиболее
поздним продуктом развития мотивационной
сферы человека, но, возникнув, начинает
играть ведущую роль. В списке типичных
черт самоактуализирующихся
Остановимся теперь на некоторых
общих вопросах когнитивной теории
мотивации. Существенным является вопрос
о том, что собственно имеется
в виду под «познанием» в рамках
данной теории. Напомним, что под
познанием имеются в виду планы,
цели, ожидания и даже тенденция
к риску. Ограниченность в трактовке
целей и целеобразования в
классических исследованиях уровня
притязаний заключается в том, что,
по существу, вся познавательная активность
субъекта, процессы постановки новых
целей сводятся в значительной степени
к актам выбора из некоторого множества
предложенных заданий. Не анализируется
процесс формирования цели на основе
выбранного задания и сам процесс
его выполнения (поиска решения задачи).
Процессы познания редуируются к
сравнительно элементарным формам. При
изучении мотивации достижения также
не проводится развернутый анализ познавательной
активности субъекта, в лучшем случае
регистрируется ее конечная продуктивность.
В исследованиях так
Заключение
Каждый из методов исследования
мышления имеет свои сильные и
слабые стороны, ограничительные рамки,
поэтому в специальных работах
можно найти достаточно острые критические
замечания в адрес каждого
из методов. Например, метод лабораторного
эксперимента упрекают за искусственность
и относительную простоту тех
задач, которые решают испытуемые, участвующие
в опытах. Действительно, испытуемые
не делают научных открытий, не изобретают,
а, например, соединяют четыре точки.
Выход из этих реальных трудностей
заключается в сочетании разных
методов исследования мышления, а
также в использовании таких
модельных задач, которые доступны
для использования в
Сторонники метода формирующего
эксперимента часто недооценивают
значение констатирующего эксперимента.
В действительности же и по отношению
к любому формирующему эксперименту
возникает задача проверки (оценки)
того, что именно сформировалось, в
каком отношении результат
В современной литературе
сохраняется тенденция
Многообразие методов исследования мышления приводит к дифференциации и типов психологического исследования мышления.
При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, по-видимому, является вопрос о том, чье мышление выступает в качестве объекта исследований. Для философии мышление выступает, прежде всего, как общественно-исторический процесс, как историческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышление человечества, а в конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей, конечно, в их обусловленности историческим развитием. Философию (теорию познания) интересует прежде всего конечный продукт познавательной работы человека. Психологию же интересует сам процесс порождения этих продуктов, конечных продуктов мыслительной деятельности.
Характеризуя предмет диалектической логики, известный советский философ Э. В. Ильенков пишет: «Логика обязана показать, как развивается мышление, если оно научно, если оно отражает, т.е. воспроизводит в понятиях вне и независимо от сознания и воли существующий предмет, иными словами, создает его духовную репродукцию, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий. Чтобы воссоздать потом и на деле – в эксперименте, в практике». В этом высказывании отчетливо выражен интерес к мышлению понятийному, к такому уровню его функционирования, который называется научным. Психологию же интересуют и более простые формы мышления.
Литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2003.
2. Тихомиров О.К. Психология мышления. Москва, 2002.
2
Информация о работе Мышление и его экспериментальное исследование