Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 00:10, контрольная работа
1. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?
Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве
Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.
В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.
Таким образом, традиционные определения мышления, которые можно встретить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредованность.
Мышление -- процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Важно отметить еще две особенности мышления:
1.
Связь с действием. С.Л. Рубинштейн
писал: «Мышление теснейшим образом
связано с действием. Человек
познает действительность, воздействуя
на нее, понимает мир, изменяя
его. Мышление не просто
2.
Связь с речью. Человеческое мышление
-- это речевое мышление. Его становление
происходит в процессе общения
людей друг с другом. Формирование
специфически человеческого
Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:
· Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является
социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;
· Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем -- системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;
· В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;
· В-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.
в результате же сенситивного
отражения существенное не отграничивается
от несущественного;
3) способность к конструированию на основе
познания сущности предметов понятий-
идей, подлежащих опредмечиванию;
4) опосредованное познание действительности
- как через посредство сенситивного отражения,
так и с помощью рассуждений,
умозаключений и благодаря
применению приборов.
Все эти моменты есть не что иное, как проявления
способности к созданию абстракций. Отсюда
и название данной способности - "абстрактно-мысленная".
3.Охарактеризуйте главные операции мышления.
Основные, исходные операции мышления те же самые, что и основные операции воображения: анализ и синтез.
На основе этих операций строятся все остальные, более сложные операции мышления:
свойствам и качествам объект; такие умозаключения - один из
источников научных гипотез. Рассуждения по аналогии не обладают доказательной силой, они могут быть ошибочными, несмотря на все усилия, затраченные на то, чтобы рассуждения были корректными; однако такие рассуждения имеют эвристическую ценность.
4