Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:33, реферат

Краткое описание

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц — сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых — подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат музыкотерапия.docx

— 29.03 Кб (Скачать файл)

В более  узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к  восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной  деятельности, которые ставят своей  целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной  отзывчивости к музыке, понимание  и глубокое переживание его содержания.

Арттерапия, в том числе музыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют  индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению  данных взаимоотношений. Во втором –  достигается катарсис (очищение). В  третьем — снимается нервно-психическое  напряжение. Все три формы могут  применяться как независимо, так  и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную  музыкотерапию.

 Наряду  с этим существует и активная  индивидуальная музыкотерапия, целью  которой - является преодоление  коммуникативных расстройств. Она  осуществляется в виде занятия  педагога музыкой совместно с  ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали  коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Основные  направления в музыкотерапии  – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся

    • беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
    • специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
    • упражнения на внутреннее слышание.

На  успешность проведения занятий, как  справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального терапевта, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

Так же пассивная музыкотерапия, а в  частности слушание может быть представлено следующими видами:

    • Музыкопробуждение

Включение записи классических произведений с  мажорным, солнечным звучанием в  момент приема детей в детский  сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.

    • Музыкосон

Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при  организации дневного сна детей.

    • Музыконаслаждение

Слушание  релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для  физического и психологического оздоровления.

Очень важно для занятий, связанных  со слушанием музыки:

    • специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
    • использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование;
    • использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки, а музыкальные произведения вызывают у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду  со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно  использовать даже такие простые  инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском  простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается  динамическая приспособляемость, способность  к взаимному слушанию. Поскольку  это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники  активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Рекомендуется использовать песни предпочтительно  оптимистического характера, а также  такие, которые побуждают к размышлению  и глубоким переживаниям.

Хоровое пение является эффективнейшим средством  воспитания не только эстетического  вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение  помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает  чувство коллективизма, дружбы, оказывает  на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.

Наряду  с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям  в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг - выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение.

Особую  ценность имеет сочетание пения  с танцевальными движениями, а  также импровизация свободного танца  под звуки классической музыки. Танец  является формой социального контакта, через танец улучшаются способности  к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения  себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.

 Следует  отметить, что эти формы музыкотерапии  просты и доступны в обстановке  любого дошкольного учреждения.

 

Список литературы:

  1. Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 1983.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984.
  3. Коломенский Я.Л. Особенности общения дошкольников со сверстниками. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс,1997.

 

 

Электронные источники:

  1. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473382
  2. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00256054_0.html

 

 


Информация о работе Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника