Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:47, реферат
Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования  при  обследовании  детей  с  речевыми   нарушениями первичного характера.
По утверждению Равена, при исследовании по этому методу можно выявить способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Для изучения общего интеллекта, по мнению автора, необходимо дополнительное использование вербальных шкал.
МАТРИЦЫ РАВЕНА
Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.
По утверждению Равена, при исследовании по этому методу можно выявить способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Для изучения общего интеллекта, по мнению автора, необходимо дополнительное использование вербальных шкал.
Цветной вариант матриц предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет. Он состоит из трех серий А, АВ, В по 12 заданий в каждой серии. В процессе выполнения составляющих заданий теста проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов испытуемых можно судить об уровне развития у них наглядных форм мышления.
Из всех 36 заданий, 28 направлены на выявление сформированности операций дополнения до целого, на установление тождества, "чувства" симметрии (с учетом принципа центральной и осевой симметрии), а 8 заданий (А11, A12, АВ12, В8 — В12) способствуют выявлению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных аналогий). Количество решенных аналогий может быть важным показателем при дифференциации ЗПР и олигофрении.
Тест можно применять для индивидуального и группового обследования детей. При индивидуальном тестировании детей от 5 до 8 лет результаты решения заданий записывает специалист, проводящий обследование. Дети старше 8 лет могут фиксировать свои ответы в протоколе самостоятельно. Тест может быть использован в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничения времени) (Дж. Равен, 1963).
Инструкция сообщается испытуемому доступным для него средствами и должна содержать указание на наличие "пробела" в матрице "коврике" и необходимость его заполнения подходящим вкладышем "кусочком" из шести предложенных вариантов.
Работа начинается с задания А1.
Инструкция: Посмотри сюда (показываем верхнюю картинку). Здесь в рамке рисунок коврика, у которого недостает одной части. Ее отсюда вырезали.- Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеют одинаковый вид, по которому они подходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри: №1 - форма правильная, но образец неверный, №2 -вообще нет образца, №6 — почти верный, но тоже плохой (показываем в белое место) и т.д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит.
После нахождения правильного ответа ребенку предлагается следующее задание. В случаях неудач рекомендуется возвращение к демонстрации решения задания А1. В случаях неудач Равен рекомендует также применять "задвижную" форму теста. По мнению, автора, нет необходимости приводить инструкцию полностью к каждому заданию. Ее можно сократить, упростить.
Обработка и оценка результатов исследования: Обработка результатов исследования включает сравнение с ключом. За каждое правильное решение начисляется 1 балл. Суммарное количество баллов, подсчитывается по 35 заданиям (начиная с А2) и является основным показателем, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста. Для каждой суммы баллов существует определенное распределение правильных результатов по отдельным сериям. При этом существует допустимый "индекс вариабельности".
Ключ теста "Равена прогрессивные матрицы"
А1 - 4  | 
  АВ1 – 4  | 
  В1 – 2  | 
А2 – 5  | 
  АВ2 – 5  | 
  В2 – 6  | 
А3 – 1  | 
  АВ3 – 1  | 
  В3 – 1  | 
А4 – 2  | 
  АВ4 – 6  | 
  В4 – 2  | 
А5 – 6  | 
  АВ5 – 2  | 
  В5 – 1  | 
А6 – 3  | 
  АВ6 – 1  | 
  В6 – 3  | 
А7 – 6  | 
  АВ7 – 3  | 
  В7 – 5  | 
А8 – 2  | 
  АВ8 – 4  | 
  В8 – 6  | 
А9 – 1  | 
  АВ9 – 6  | 
  В9 – 4  | 
А10 – 3  | 
  АВ10 – 3  | 
  В10 – 3  | 
А11 – 5  | 
  АВ11 – 5  | 
  В11 – 4  | 
А12 – 4  | 
  АВ12 – 2  | 
  В12 - 5  | 
"Индекс вариабельности" определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из трех серий. Варианты распределения решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидания и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является "индексом вариабельности".
Например. При общей оценке в 23 "сырых" баллов оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: А - 9; Ав-8; В-5. В данном случае А-10; Ав-8; В-5. Подсчитывается "индекс вариабельности": 10-9=1; 8-8=0; 5-6= - 1. В результате данного подсчета "индекс вариабельности" равен 2.
Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критического значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными.
Таблица № 1 Нормальное распределение результатов в отдельных сериях 
  | ||||||||
Общая сумма  | 
  А  | 
  Ав  | 
  В  | 
  Общая сумма  | 
  А  | 
  Ав  | 
  В  | |
10  | 
  5  | 
  3  | 
  2  | 
  23  | 
  9  | 
  8  | 
  6  | |
11  | 
  6  | 
  3  | 
  2  | 
  24  | 
  10  | 
  8  | 
  6  | |
12  | 
  7  | 
  3  | 
  2  | 
  25  | 
  10  | 
  9  | 
  6  | |
13  | 
  7  | 
  3  | 
  3  | 
  26  | 
  10  | 
  9  | 
  7  | |
14  | 
  7  | 
  4  | 
  3  | 
  27 .  | 
  10  | 
  10  | 
  7  | |
15  | 
  7  | 
  4  | 
  4  | 
  28  | 
  10  | 
  10.  | 
  8  | |
16  | 
  8  | 
  4  | 
  4  | 
  29  | 
  11  | 
  10  | 
  8  | |
17  | 
  8  | 
  5  | 
  4  | 
  30  | 
  11  | 
  10  | 
  9  | |
18  | 
  8  | 
  6  | 
  4  | 
  31  | 
  11  | 
  10  | 
  10  | |
19  | 
  8  | 
  б  | 
  5  | 
  32  | 
  11  | 
  11  | 
  10  | |
20  | 
  8  | 
  7  | 
  5  | 
  33  | 
  11  | 
  11  | 
  11  | |
21  | 
  9  | 
  8  | 
  5  | 
  34  | 
  12  | 
  11  | 
  11  | |
22  | 
  9  | 
  8  | 
  5  | 
  35  | 
  12  | 
  12  | 
  11  | |
В соответствии с суммой правильных решений и "индексом вариабельности" уровень развития интеллекта можно выразигь с помощью:
A. процентильной шкалы;
B. процентной шкалы.
Процентиль - стандартная мера успешности выполнения задания. Ои характеризует количество испытуемых в процентном отношении по всей обследованной выборки получивших за выполнение заданий данный или более низкий балл.
Таблица №2.Таблица процентильных оценок (А)  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
Процентиль  | 
  Возраст (в годах)  | ||||||||||||||||||||||||||
| 
   
  | 
  5/6  | 
  6  | 
  6/6  | 
  7  | 
  7/6  | 
  8  | 
  8/6  | 
  9  | 
  9/6  | 
  10  | 
  10/6  | 
  11  | |||||||||||||||
95  | 
  19  | 
  21  | 
  23  | 
  24  | 
  25  | 
  26  | 
  28  | 
  30 »  | 
  32  | 
  33  | 
  33  | 
  35  | |||||||||||||||
90  | 
  17  | 
  20  | 
  21  | 
  22  | 
  23  | 
  24  | 
  26  | 
  28  | 
  31  | 
  31  | 
  31  | 
  34  | |||||||||||||||
75  | 
  15  | 
  17  | 
  18  | 
  19  | 
  20  | 
  21  | 
  23  | 
  26  | 
  28  | 
  28  | 
  29  | 
  31  | |||||||||||||||
50  | 
  14  | 
  15  | 
  15  | 
  16  | 
  17  | 
  18  | 
  20  | 
  22  | 
  24  | 
  24  | 
  26  | 
  28  | |||||||||||||||
25  | 
  12  | 
  13  | 
  14  | 
  14  | 
  15  | 
  16  | 
  17  | 
  19  | 
  21  | 
  22  | 
  22  | 
  24  | |||||||||||||||
10  | 
  -  | 
  12  | 
  12  | 
  13  | 
  14  | 
  14  | 
  15  | 
  16  | 
  18  | 
  20  | 
  20  | 
  21  | |||||||||||||||
5  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  12  | 
  12  | 
  13  | 
  14  | 
  15  | 
  16  | 
  17 ,  | 
  17  | 
  17  | |||||||||||||||
Таблица № 3. Оценка результатов по тесту Равена
(процентная шкала - В)
Степень  | 
  Оценка результатов  | 
  Условия  | |||
1  | 
  очень высокий  | 
  Если результат 95% и выше  | |||
2  | 
  хороший  | 
  Если результат 75% и выше  | |||
3  | 
  средний  | 
  Если результат в границах выше 25% - ниже 75%  | |||
+  | 
  выше среднего  | 
  Если результат выше среднего арифметического для данного возраста  | |||
-  | 
  ниже среднего  | 
  Если результат ниже среднего арифметического для данного возраста  | |||
4  | 
  слабый  | 
  Если результат 25% и ниже  | |||
5  | 
  очень слабый  | 
  Если результат 5% и ниже  | |||
Матрицы Дж. Равена используются как интеллектуальный тест, однако он является информативным в отношении уровня сформированности произвольной регуляции деятельности в целом и произвольной регуляции психических функций в частности. Выводы относительно данных регулятивных действий можно сделать на основании качественной оценки результатов теста. Цель методики: выявление развития регулятивных действий при нахождении недостающего элемента матрицы.
Оцениваемые УУД: целенаправленность; работоспособность, контроль, коррекция; познавательные действия: сравнение, анализ, синтез, аналогия.
Для диагностики регулятивных действий учитываются следующие качественные показатели:
Показатели и уровни развития регулятивных действий:
Психолог должен отметить в протоколе, на какой минуте у ребенка появились признаки утомления (начал отвлекаться на посторонние дела, смотреть по сторонам, задавать вопросы о времени окончания тестирования и т. д.).