ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1. Основные аспекты исследования
материнства в психологии……………… 5
- Культурно-исторические аспекты материнства……………………….... 5
- Биологические аспекты материнства……………………………………. 6
- Психологические аспекты материнства…………………………….…… 7
- Психологическая готовность женщины к материнству…………………... 9
- Показатели психологической готовности к материнству……………… 9
- Факторы, определяющие психологическую готовность к материнству……………………………………………………………… 11
- Основные мотивы материнства………………………………………… 12
- Потребностно-эмоциональная готовность к материнству………….… 13
- Ценностно-смыловая готовность к материнству……………………… 13
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….….
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
17
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………
19
ВВЕДЕНИЕ
Материнство изучается в
психологии в различных аспектах,
психологических школах и направлениях.
Есть немало научных и научно-популярных
изданий, посвященных этой проблеме.
Изучение материнства
и материнского поведения имеет
давние традиции. Многие ученые неоднократно
подчеркивали важность таких исследований.
Так, Б. Бернс в предисловии к
книге «Разные лики материнства»
пишет: «Если мы хотим понять детское
развитие и убеждены, что ранние
годы важны для жизни ребенка,
тогда, вероятно, важно исследовать
наши представления о матери. Если
мы хотим понять развитие человека,
тогда материнство, конечно, – важная
область исследований» [16].
Материнство изучается в
русле различных наук: истории, культурологии,
медицины, физиологии, биологии поведения,
социологии, психологии. Каждая наука
изучает и определяет материнство, исходя
из своих целей и задач. Интересно отметить,
что на сегодняшний день до сих пор нет
единого определения понятия «материнство».
Согласно Оксфордскому толковому словарю
по психологии «материнское поведение»
– все те модели поведения, которые связаны
или сопутствуют выполнению функций матери.
Часто этот термин употребляется синонимично
понятию заботы о ребенке [7].
В словаре русского языка
С.И.Ожегова «материнство» трактуется
как «состояние женщины в период
беременности, родов, кормления ребёнка;
свойственное матери сознание родственной
её связи с детьми».
Минюрова С.А., Тетерлева
Е.А. отмечают, что все психологические
работы в области материнства
позволяют выделить два основных
направления современных исследований.
Первое посвящено обсуждению качеств,
поведения матери, изучению их влияния
на развитие ребёнка. Мать рассматривается
в терминах долженствования как
детерминант развития личности ребёнка,
как объект – носитель родительских
функций, лишённый субъективной психологической
реальности. Второе направление анализа
материнства акцентирует внимание на
идее субъектности женщины-матери. Поэтому,
анализируя материнство, авторы определяют
его как уникальную ситуацию развития
самосознания женщины, которая становится
этапом переосмысления с родительских
позиций собственного детского опыта,
периодом интеграции образа родителя
и ребёнка[11].
Психология материнства
— одна из наиболее сложных и мало разработанных
областей современной науки. Актуальность
ее изучения продиктована противоречием
между остротой демографических проблем,
связанных с падением рождаемости, огромным
числом распадающихся семей, лавинообразным
увеличением числа сиротеющих детей при
живых родителях, с ростом числа случаев
жестокого обращения с ребенком и не разработанностью
программ социальной и психологической
помощи семье, и в первую очередь женщине.
Цель исследования: теоретическое
изучение психологических аспектов готовности
женщины к материнству.
Задачи исследования:
- Изучение основных аспектов материнства в психологии
- Определение факторов психологической готовности женщины к материнству
- Изучение основных мотивов материнства
- Рассмотрение потребностно-эмоциональной и ценностно-смысловой готовности женщины к материнству
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МАТЕРИНСТВА В ПСИХОЛОГИИ
На формирование готовности
женщины к принятию новой социальной
роли матери влияет огромное количество
сложно взаимодействующих факторов,
изменяющих и тем самым подготавливающих
сознание и самосознание будущей
матери к приему ребенка еще задолго
до его рождения. К ним относятся
такие факторы, как: репродукция
родительского опыта; личностные особенности
женщин; изменения в эмоциональном
состоянии под влиянием эмоциональных
стрессоров, и многие другие [4].
Поток современных исследований
в области психологии материнства
и смежных проблем отличается обширностью,
разнонаправленностью концепций и подходов.
Если обобщить имеющиеся направления
исследований, то можно обнаружить, что
материнство как психосоциальный феномен
рассматривается с двух основных позиций:
как обеспечение условий для развития
ребенка и как часть личностной сферы
женщины.
В рамках первого подхода
материнство рассматривается в
контексте материнско-детского взаимодействия.
В этих работах обсуждаются материнские
качества и характеристики материнского
поведения, а также их культурные, социальные,
эволюционные, физиологические и психологические
аспекты. Второе направление исследований
в области материнства акцентирует внимание
на материнстве как части личностной сферы
женщины.
- Культурно-исторические аспекты материнства
В исследованиях этого
направления институт материнства
рассматривается как исторически
обусловленный, изменяющий свое содержание
от эпохи к эпохе. Кросскультурные
исследования и в первую очередь
работы М. Мид показали, что материнское
поведение и содержание эмоциональных
переживаний и представлений
матери о развитии ребенка и своей
материнской роли различны в разных
культурах и зависят от конкретной
культурной модели материнства и детства.
Исследования разных культурных вариантов
материнства в современном обществе также
свидетельствуют о влиянии имеющихся
моделей семьи, детства и ценностей, принятых
в данной культуре, на материнское поведение
и переживания женщины [M.L. Grossman, G. F. D. Louis
and E. Margolis, A. Phoenix at all]. В исследованиях ставится
вопрос о биологических основах материнства,
обеспечивающих развитие ребенка, и о
конкретных культурных моделях материнства,
направленных на воспитание ребенка как
члена своего, конкретного общества [И.
Кон, М. Мид, Е. Badinter, R. Gelles, D. Jil, В. Kornel].
- Биологические аспекты материнства
В это направление можно
объединить исследования, в которых
мать и обеспечиваемые ею условия
рассматриваются как организация
физиологической и стимульной среды
для развития ребенка. Большое значение
придается эволюционным аспектам формирования
физиологических, мотивационных и
поведенческих механизмов материнства.
Некоторые направления этих исследований
сочетают биологический и психологический
подходы. Данные исследования можно
объединить следующим образом.
- Этологические исследования. Материнство изучается с позиций оценки количества ресурсных затрат родительской особи (родительский вклад), выявления эволюционных основ формирования паттернов родительского поведения, взаимного обеспечения родителями и детенышами ключевой стимуляции для реализации адаптивного поведения [7].
- Физиологические и психофизиологические аспекты материнства. Спектр этих исследований необычайно велик, в основном изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний. Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей матери, смысла беременности для нее, социальной и семейной ситуации [8]. Психофизиологическим аспектом материнства является рассмотрение позиции матери, с точки зрения организации ей физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются исходя из формирования физиологической «доминанты материнства». Успешность родов связывают с психофизиологическими психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками [2].
- Сравнительные биопсихологические исследования. В данном случае имеются в виду сравнительные исследования материнства у животных и человека и основанные на них представления о сущности и механизмах «материнского инстинкта». В сравнительно-психологическом плане материнский инстинкт рассматривал В.А. Вагнер, позднее Н.А. Тих [10].
- Психологические аспекты материнства
В психологических исследованиях
также существует много направлений,
которые можно объединить следующим
образом.
- Феноменологическое. Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов и стилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье.
- Психолого-педагогическое направление. Необходимость повышения психолого-педагогической культуры родителей, и тем более матерей, очевидна, между тем достаточно развернутых исследований влияния на развитие ребенка разнообразных практик подготовки к родам нет.
- Психотерапевтическое направление. В его рамках изучаются особенности матери, которые рассматриваются как источник нарушения психического развития ребенка. Это, прежде всего, практические исследования задержек и нарушений психического развития, детская психиатрия, нарушение социальной адаптации и психологические проблемы детей и подростков. Много внимания уделяется изучению влияния на развитие ребенка (в том числе младенческого возраста) разных форм отклоняющегося материнского отношения. В плане анализа влияния особенностей матери на психическое развитие ребенка и формирование у него разнообразных отклонений этого развития предлагается типология материнского отношения и шире – типология матерей.
Таким образом, структура, содержание
и развитие материнства должны изучаться
с точки зрения того, какие функции
оно обеспечивает для развития ребенка
и как это представлено в субъективной
сфере самой матери, то есть одновременно
учитывать мать — как объект своего
материнства и ребенка — как
его объект.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
ЖЕНЩИНЫ К МАТЕРИНСТВУ
Изучение готовности к
материнству в последние годы
ведётся в различных аспектах:
в плане социологических исследований
позднего материнства и материнства
несовершеннолетних; при исследовании
факторов риска психической патологии
ребёнка в связи с социальными
и психическими аномалиями матерей
(Брутман В.И., Северный А.А., Копыл
О.А., Баженова О.В. и др.); в филогенетическом
аспекте (Филиппова Г.Г.). Исследуются
значимые личностные характеристики будущей
матери (Slade P., Macpherson S.), изучаются факторы,
влияющие на материнское поведение (Klos
M., Jeranld R.).
С точки зрения исследователя
материнства Матвеевой Е.В. основной
детерминантой материнского поведения
является степень психологической
готовности к материнству[5]. Исходная
позиция автора состоит в том, что успешность
выполнения материнских функций и качество
материнской позиции зависит от психологической
готовности женщины к материнству.
2.1. Показатели психологической
готовности к материнству
Изучение готовности к
материнству в последние годы
ведётся в различных аспектах,
но при всём многообразии подходов
к изучению данной темы систематического
исследования связи готовности
к материнству, реального материнского
поведения и развития ребёнка
не проводилось. Поэтому вопрос
о ведущем факторе, обеспечивающем
эту связь, остаётся открытым.
Одна из исследователей психологической
готовности к материнству Мещерякова
С.Ю. рассматривает этот концепт
как специфическое личностное образование,
стержневой образующей которого является
субъектно-объектная ориентация в
отношении к ещё не родившемуся
ребёнку. Такая позиция в определении
готовности к материнству объясняется
предположением Мещеряковой С.Ю. о том,
что субъектное отношение к будущему ребёнку
проецируется в стиль материнского поведения
и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные
условия для психического развития младенца,
важнейшими показателями которого являются
уровень общения ребёнка с матерью, особенности
становления у него образа себя и потребности
в сопереживании.
Автор выделяет несколько
групп показателей психологической
готовности к материнству [6].
- В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства. Эта составляющая была определена Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми.
- К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
- Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка. То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.