. Конфликт – как психологическое свойство личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основной проблемы исследования и диагностики конфликтов.
Задачи:
1) Изучение и анализ литературных источников по проблеме межличностных конфликтов в психологии;
2) Подбор наиболее объективных методик по исследуемой проблеме;
3) Исследование возникновения конфликта в коллективе;
4) Анализ результатов исследования и разработка рекомендаций по регуляции межличностных конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Тест можно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени — не более 15-20 мин.

  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. 
 Стиль конкуренции 
Человек, предпочитающий данный стиль, весьма активен и стремится идти к разрешению конфликта собственным путем. Он обычно способен к волевым решениям и немедленным действиям. Стремясь в первую очередь удовлетворить собственные интересы, добиться результата, который кажется ему наилучшим, он игнорирует интересы и мнения других людей. 
Стиль конкуренции целесообразно использовать в таких ситуациях: 
—Исход дела очень важен для вас, вы делаете большую ставку на решение данной проблемы именно вашим способом. 
—Вы обладаете достаточным авторитетом и компетентностью для принятия решения, вам очевидно, что предлагаемое вами решение — наилучшее в данных условиях и при сложившихся обстоятельствах. 
—Необходимо быстро принять решение, и у вас достаточно власти для того, чтобы взять на себя ответственность за его результаты. 
—Вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять, что, кроме вас, никто этого не сделает. 
—Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования, а окружающие не спешат взять ответственность на себя. 
—Вы не можете показать окружающим, что находитесь в тупике. 
Важно принять любое решение, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки; вы понимаете его непопулярность, однако считаете, что нужно хоть как-то действовать, и у вас достаточно полномочий, чтобы потом исправить последствия даже ошибочного шага. 
 Стиль уклонения 
Основной характеристикой данного стиля является отказ от немедленного решения возникшего конфликта. Уклоняющийся человек не только не отстаивает своих прав, но и отказывается от взаимодействия с другими людьми в целях разрешения проблемы. Полезен прием уклонения и тогда, когда перед вами стоит задача найти какой-то выход из сложившейся ситуации, однако вы еще не знаете, что предпринять, у вас не хватает необходимой информации и соответствующей подготовки, да и принимать решение немедленно нет острой необходимости. Вместо того чтобы усиливать напряженность, стараясь немедленно найти выход, вы можете дать себе время на размышление и сознательно уклониться от навязываемой спешки. 
Ситуации, в которых стиль уклонения оказывается наиболее предпочтительным: 
—Напряженность ситуации очень велика (например, нервы участников натянуты до предела), и вы ощущаете необходимость ослабления накала. 
—У вас был трудный день, вы и так уже взвинчены, чувствуете, что неадекватно реагируете на происходящее, поэтому решение проблемы в данный момент может быть неправильным, принесет дополнительные неприятности для вас лично или для других людей. 
—Исход дела для вас не очень важен, а есть множество других более неотложных и серьезных дел. 
—Ситуация настолько проста, а решение, которое нужно принять так тривиально, что вам жаль тратить на нее свое время, или же вы предпочитаете дать партнерам реальную возможность потренироваться в принятии на себя ответственности. 
—Вы видите, что партнеры настроены враждебно, не хотят идти на уступки или хотя бы учесть ваши интересы. 
—Вы хотите выиграть время для принятия более аргументированного решения, получения необходимой информации или же для того, чтобы заручиться чьей-то помощью либо поддержкой. 
—Ситуация слишком сложна, а у вас нет сейчас времени для того, чтобы ее решить на нужном уровне или довести дело до конца. 
—Вы реально взвешиваете свои силы и приходите к выводу, что у других больше шансов эффективнее разрешить эту проблему, а так как они пока что в этом не убедились, вы устраняетесь, чтобы освободить им арену действий. 
—Вы убеждены, что вскрытие и открытое обсуждение конфликта сейчас, немедленно, может только ухудшить ситуацию, поэтому решение проблемы следует отодвинуть хотя бы на какое-то время.

  Однако признать свою зависимость от этого партнера он не всегда может, поэтому удерживает его в роли «козла отпущения» разными, в том числе прямо противоположными средствами (как откровенной лестью, так и обвинением во всех своих бедах). 
 

  Стиль приспособления 
 Типичным для данного стиля является отказ от собственных интересов в пользу интересов другого человека (действия как бы обратные стилю конкуренции, альтернатива соперничеству. Вы хотите сберечь мир и добрые отношения с другими людьми и готовы «заплатить» за их сохранение ценой уступок, отказа от собственных приоритетов. 
Хорошие взаимоотношения с данным человеком для вас важнее, чем тот выигрыш, который может принести победа над ним. Ситуации, в которых стиль приспособления  оказывается наиболее предпочтительным: 
—Вы видите, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас. 
—Вы понимаете, что для данного человека очень важно почувствовать уверенность в себе, что ваша уступка поможет ему обрести самоуважение или сохранить авторитет в глазах окружающих. 
—Вы понимаете, что не совсем правы, что ваше решение — не наилучшее, и разумнее вовремя отказаться от него, чем заводить дело в тупик. 
—Вы видите, что у вас мало власти или шансов победить, поэтому лучше своевременно перейти на сторону более сильного или удачливого партнера, это обеспечит вам выигрыш в будущем за счет его благоволения или прямого покровительства. 
—Вы полагаете, что ваша уступка даст другому человеку урок «хороших манер», он поймет, что лучше жить в мире, уступая, друг другу, что иногда отступить, даже не соглашаясь с тем, что делает партнер, или, считая, что он совершает ошибку,— означает моральный выигрыш. 
 Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить нормальные отношения с партнером, если иными способами привести его к норме не удается (он упрям, чрезмерно заинтересован в результатах или нуждается в успехе для сохранения самоуважения).

 

Стиль компромисса

Если предыдущий стиль основывался на односторонних уступках, то в основе компромисса лежат взаимные уступки. Каждый из партнеров несколько снижает свои требования, уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их хотя бы частично. В результате встречного движения каждая из сторон достигает частичного удовлетворения своего желания и частичного выполнения желания другой стороны. Стиль компромисса наиболее эффективен в следующих случаях: 
—Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы равной интенсивности. 
—Вы хотите прийти к решению как можно быстрее потому, что у вас нет времени; в силу того, что данный путь дает возможность избежать дополнительных затрат сил и ресурсов; сегодняшний компромисс поможет направить силы и ресурсы на решение более важных или сулящих в будущем дополнительные преимущества вопросов. 
—Оказывается, что ваши претензии были завышенными, и теперь вы убедились, что вас вполне устраивает даже частичное решение проблемы. 
—Добившись кратковременной выгоды, отсрочки, передышки, вы можете ими воспользоваться для решения более неотложных проблем. 
—Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными или грозят в будущем дополнительными осложнениями. 
—Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, вы можете несколько изменить поставленную вначале цель. 
—Компромисс дает вам возможность сохранить взаимоотношения. 
—Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять. 
—Первым предложив компромисс или с готовностью пойдя на негатив после предложения противоположной стороны или посредников, вы убеждаете противника в добрых намерениях и тем самым подталкиваете его к еще большим уступкам. 
 Компромиссных решений достигают обычно путем переговоров: выдвижения собственных и выслушивания встречных предложений, очерчивания области совпадающих интересов, обсуждения форм уступок, которые приемлемы для партнера, и т. д.  
 Стиль сотрудничества 
 В основе стиля лежит полное принятие противоположной стороны как равноправного, равнозаинтересованного в разрешении проблемы партнера, оказание ему помощи и содействия при достижении желаемого результата таким образом, чтобы одновременно достичь аналогичного результата и для себя. Здесь внимание взаимодействующих сторон обращено не на внешний (событийный) «рисунок» ситуации, а на те скрытые нужды, заботы, интересы, которые есть и у них самих, и у их партнеров. Процедура разрешения проблемы осуществляется путем поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех участников ситуации. Ситуации, в которых стиль сотрудничества оказывается наиболее предпочтительным:

— Решение проблемы жизненно важно для обеих сторон, никто не хочет полностью от него устраниться, поскольку это грозит отказом от базовых ценностей. 
— У вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной, вас волнует душевное спокойствие партнера, обеспечение ему и вашим отношениям с ним благоприятных условий для дальнейшего развития. 
— У вас есть время поработать над возникшей проблемой, составить перспективные планы, обеспечить условия для полной нейтрализации фактов, порождающих данный и аналогичные конфликты. 
— Вы и другой человек осведомлены о проблеме и желаниях обеих сторон, уважаете друг друга и готовы к совместному обсуждению и поиску наиболее устраивающего вас решения. 
Именно сотрудничество является наиболее мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон, предоставления друг другу равных прав и возможностей. И пусть стиль сотрудничества требует дополнительных усилий и затрат времени, пусть не всегда принимается и признается окружающими, человек, выбравший данный стиль в качестве жизненной стратегии, обычно достигает наилучших результатов в отношениях с близкими людьми, уровню развития всех тех, кто подпадает под сферу воздействия «сотрудничающего» субъекта, то именно его стратегия оказывается наиболее результативной.

  Вывод по 2 главе:

  Вышеперечисленные методики помогут специалистам быстрее, точнее и углубленнее понять, выявить и провести оценку психосоматических расстройств, их характера, причин возникновения, стадий протекания и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами конфликтов.

  Конфликты, в которых участвует человек, обычно провоцируют достаточно сильную эмоциональную реакцию. Чаще всего такая реакция создает дополнительные препятствия для поиска и выхода из кризиса. Эмоциональная реакция на конфликтную ситуацию проявляется в напряжении, раздражении, злости, беспокойстве или угнетении.  Вместе с тем, конфликт часто несет в себе мощный позитивный заряд, так как выступает генератором новых межличностных отношений. Основная причина возникновения межличностных конфликтов кроется в рассогласовании требовании институтов общества и государства (семьи, школы, микросоциума, средств массовой коммуникации), непосредственно влияющих на первичную социализацию ребенка. 
 Предотвращение и разрешение межличностных конфликтов достаточно сложный и многоступенчатый процесс, включающий ряд этапов. Профилактика межличностных конфликтов проходит в несколько ступеней: диагностический, прогностический, этап планирования, профилактический, т.е включает в себя стандартную цепочку организации и планирования работы. При разрешении же конфликта схема несколько видоизменяется и включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; формирование плана действий; его реализацию; оценку эффективности своих действий, хотя технологическая схема остается прежней.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для ВУЗов – М., 2004.
  2. Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука, 1989.
  3. Громова О. Н. Конфликтология. — М: ГАУ. 1993.
  4. Джони Г. Скотт – Способы разрешения конфликтов. – Спб.: ВИС. 1994.
  5. Карелин А. – Большая энциклопедия психологических тестов. – Спб.: «Эксмо» и «ДиректМедиа Паблишинг», 2004.
  6. Ликсон Ч. Конфликт. — СПб.: Питер, 1997.
  7. http://brunner.kgu.edu.ua/index.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Инструкция: Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю несогласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Ключ к тесту

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

  • "да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
  • "нет" = 1, "да" = 0: 44.

6. Подозрительность:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

Приложение 2

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса

Инструкция: Выберите из пары суждение, которое является  наиболее типичным способом поведения для Вас. Время выполнения теста 15-20 минут. 
1. А.Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 
    Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся. Я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. 
    Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интереса другого и моих собственных. 
3. А. обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. 
    Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 
5.  А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. 
     Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 
6. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. 
     Б. Я стараюсь добиться своего. 
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 
    Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего. 
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 
    Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 
10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего. 
    Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
    Б.  Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 
12. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры.  
     Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 
13.А. Я предлагаю среднюю позицию. 
     Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. 
     Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. 
15.А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 
     Б  . Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. 
     Б.   Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моей позиции. 
17.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
     Б.. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 
18. А.Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
     Б.  Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
     Б.  Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. 
      Б.  Я стараюсь найти найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 
      Б. Я всегда склоняюсь к прямому решению проблемы. 
22. А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. 
     Б. Я отстаиваю свои желанию. 
23. А. .Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 
     Б.  Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. 
     Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 
25. А Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. 
     Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 
26. А. Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б. .Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 
27. А.  Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры.  
    Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 
29. А. Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 
30.А. Я стараюсь не задеть чувств другого. 
    Б. Я всегда занимаю в спорном вопросе такую позицию, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Информация о работе . Конфликт – как психологическое свойство личности