ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
"МОСКОВСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА"
 
 
 
 
 
КАФЕДРА
"ПСИХОЛОГИИ 
УПРАВЛЕНИЯ"
 
 
ДИСЦИПЛИНА
 
" Психология "
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ 
РАБОТА
Вариант №9
 
 
 
Выполнила студентка
 1 курса 102 группы
факультета 
заочного обучения
Попова Александра 
Викторовна
 
Проверил преподаватель
____________________Ф.И.О.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА   
2011 г.
В основном при ответах я использовала 
материалы, данные на установочных 
лекциях в декабре 2010 года. Сделанный мной конспект 
лекций прилагаю в распечатанном виде.
 
 
 
Вопрос №1.
 «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
……………………………………………………………………………………………………………………..
Чтобы ответить на поставленный 
вопрос, следует начать с того, что такое 
психика. 
Психика [греч. psychê — душа] — по М.Г. 
Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи 
живых существ с предметным миром, выраженная 
в их способности реализовывать свои побуждения 
и действовать на основе информации о 
нем.
Далее рассмотрим структуру 
психики, так как именно в ней и встречается 
понятие «познавательные процессы».
СТРУКТУРА ПСИХИКИ:
  - Психические процессы (…динамические моменты психики (постоянно меняются))
  - Познавательные процессы (ощущения, восприятие, 
  память, мышление, воображение, внимательность.)
  - Эмоционально-волевые процессы (воля, 
  сила воли, эмоции…)
  - Психические состояния (…относительно-устойчивые моменты психики (периодически меняются))
[стресс, 
депрессия, счастье, любовь, одиночество, 
интерес]
  - Свойства личности (…статические моменты психики. Формируются приблизительно к 17-18 годам.)
[темперамент(приобретается), 
характер, направленность(морально-нравственные 
принципы)]
Сами же ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 
ПРОЦЕССЫ включают в себя:
  - ОЩУЩЕНИЕ  – отражение свойств предметов 
  объективного мира при непосредственном 
  воздействии на рецепторы.
  - Экстроцептивные ощущения  - отражают 
  свойства предметов и явлений внешней 
  среды (рецепторы на всей поверхности 
  тела)
  - Дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные)
- Контактные (осязательные, вкусовые)
  - Интероцептивные ощущения – отражают 
  внутреннее состояние человека (рецепторы 
  расположены во внутренних органах и тканях)
                      
- эмоции (любовь, радость…)
  - Проприоцептивные ощущения – дают сведения 
  о движении и положении тела (рецепторы 
  в мышцах и связках)
Свойства ощущения:
  - Интенсивность (зависит от темперамента)
- Длительность
- Пространственная локация 
- Качество
 
  - ВОСПРИЯТИЕ– отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятия различают:
  - По анализатору (по органу чувств) 
  - Слуховые
- Вкусовые
- Осязательные
- Обонятельные 
  - По форме существования материи 
  - Пространства
- Движения (иллюзия восприятия, когда 
  поезд едет мимо, а нам кажется, что движемся 
  мы в вагоне своего поезда.)
- Времени (растягивается или уменьшается 
  восприятие в зависимости от интереса, 
  возраста, в спешке, от физического состояния, 
  под воздействием кофе и алкоголя)
  - Человека человеком (не всегда адекватно 
  окружающим. Часто возникает искажение восприятия )
Искажение восприятия 
другого человека:
  - Эффект ореола (общее впечатление влияет 
  на восприятие и оценку отдельных качеств 
  человека)
- Эффект превосходства (превосходящих 
  нас по какому-то признаку людей мы переоцениваем 
  и наоборот.)
- Эффект привлекательности (более привлекательных/симпатичных 
  людей мы оцениваем выше)
- Эффект стереотипизации (восприятие другого человека зависит от личных стереотипов воспринимающего. Например стереотипы по внешности, национальности, профессии срабатывают при первой встрече.)
 
 
  - Иллюзии восприятия – характеризуются 
  наличием сенсорных сообщений, неправильно 
  расшифрованных одним человеком, а иногда 
  и многими людьми.
 
Свойства восприятия:
  - Предметность (класс)
- Константность
- Целостность (целиком)
- Осмысленность (что это? Когда видели?)
 
  - ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность 
  сознания на определенных объектах или 
  деятельности, предполагающей повышение 
  уровня сенсорной, интеллектуальной или 
  двигательной активности. 
Функции внимания:
  - Защитные
- Активизирующая функция – активирует нужные/тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
- Способствует целенаправленному отбору 
  поступающей информации
       
| ВИДЫ ВНИМАНИЯ | 
| Непроизвольное внимание | Произвольное внимание | Послепроизвольное 
  внимание | 
| Не управляется 
  ничем кроме того объекта, на который направлено 
  внимание и который соответствует актуальным 
  интересам человека | Регулируется с помощью специальных 
  средств, требует волевых усилий. | Характеризуется длительной 
  высокой сосредоточенностью, не поддерживается 
  волевыми усилиями, а связано с сознательно 
  поставленной целью и интересом  (целенаправленность+активность= снимается напряжение) | 
| {10 секунд – 1 минута} | {15-18 минут при однотонной речи} | {до 8 часов} | 
 
Свойства внимания:
  - Устойчивость (время)
- Переключение внимания
- Распределение(одновременно несколько видов деятельности)
- Объем внимания (Vвнимания ≈5±2 элемента)
 
 
  - ПАМЯТЬ– способность материи сохранять следы воздействий, способность отнесений событий прошлого к определенному моменту этого прошлого. (научное определение)
Память 
– процессы запоминания, сохранения, воспроизведения 
и забывания материала. (второе определение)
| ВИДЫ ПАМЯТИ | 
| По характеру преобладающей психологической 
  активности |   По времени сохранения материала | По характеру целей деятельности | 
| 
    ДвигательнаяОбразная память (у женщин 
    более развита)ЭмоциональнаяСловесно-логичная | 
    Сенсорная память (мгновенная память)Кратковременная  Vкратковр.памяти 7+2 элемента 
    Оперативная (на определенное время) 
  
   
  
  
  
  
  
  
        (наполняются одна за другой, 
  после чего начинается замещение 
  информации старой на более новую) 
    Долговременная (на неопределенный промежуток времени) | 
    ПроизвольнаяНепроизвольная | 
 
Закономерности памяти:
  - Эффект края (запоминается 
  лучше начало и окончание того или иного 
  материала). Используется в убеждении, 
  запоминая материал… Срабатывает, если человек не 
  уверен, сомневается. Если же уверенность 
  собеседника около 80 %, то стоит начать 
  с более слабых аргументов, после чего 
  высказать стопроцентно убеждающую информацию.
- Эффект неоконченных действий. 
  Материал, связанный с неоконченной деятельностью, 
  хранится в памяти значительно лучше.
- Эффект установок. Достаточно 
  результативна установка на длительное 
  хранение.
- При воспроизведении материала 
  большую роль играет мышление человека. 
  (Влияет мышление и логическое мышление)
- Эффект повторения. (Повторять 
  желательно в таком порядке: сначала бегло 
  прочитать-просмотреть, далее посмотреть 
  основные термины, снова сначала до конца, 
  позднее можно уже начать повторение с 
  последних страниц к начальным…)
- Лучше учить с перерывами.
- Если вы не можете вспомнить 
  материал, то необходимо вспомнить ситуацию 
  и эмоциональное состояние в момент запоминания.
- Запоминается лучше то, чем 
  человек интересуется.
- Запоминается лучше странный, 
  редкий, необычный, непривычный материал.
- Лучше запоминается рифмованный 
  материал и информация, запоминаемая под 
  определенный ритм.
- Лучше запоминается, если используются 
  логические приемы запоминания:
  - Связать новый материал с уже известным
  - Объединить новую и старую 
  информацию каким-нибудь замысловатым, 
  необычным способом
- При запоминании выделять 
  основные тезисы
- Если есть возможность подчеркивания 
  – подчеркивать
- Писать шпаргалки для запоминания
 
  - МЫШЛЕНИЕ– процесс познавательной деятельности человека, которое характеризуется обобщенным  опосредственным отражением действительности. 
Мышление  
начинает работать, когда перед человеком 
стоит проблемная ситуация, где нет готовых 
средств к решению.
| ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ | 
| Наглядно-действенное мышление | Наглядно-образное мышление | Словесно-логическое мышление | 
| Вид мышления опирается на 
  непосредственное восприятие предметов 
  в процессе действия над ними. | Характеризуется опорой на представления 
  и образы. | Осуществляется при помощи логических 
  операций с понятиями. | 
 
Следовательно, познавательные процессы 
являются составной частью любой человеческой 
активности, влияя на ее эффективность. 
Они позволяют осознанно контролировать 
результаты, продумывать ход выполнения 
той или иной задачи, а также выстраивать 
необходимое в данной ситуации поведение. 
Человек с более развитыми познавательными 
способностями лучше обучаем, и обладает 
большими возможностями.
И хотя новорожденный уже появляется 
на свет с задатками к познавательной 
деятельности, но учиться осознанно ими 
пользоваться ему приходится в течении 
жизни. Поэтому важно  развивать и совершенствовать 
свои познавательные способности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вопрос №2.
 «ХАРАКТЕРИСТИКА 
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
……………………………………………………………………………………………………………………..
 
Деловое взаимодействие – это 
процесс взаимодействия деловых партнеров, 
направленный на организацию и оптимизацию 
того или иного вида предметной деятельности: 
производственной, научной, педагогической 
и проч. В деловой коммуникации предметом 
общения является деятельность (дело), 
и партнер по общению всегда выступает 
как личность, значимая для другого. Основные 
задачи деловой коммуникации – продуктивное 
сотрудничество, стремление к сближению 
целей, улучшение партнерских отношений.