Восприятие и умозаключение (мышление)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:55, реферат

Краткое описание

Ощущение, восприятие, представление и мышление представляют собой познавательные процессы. Следовательно, каждый из них служит отражению действительности, и в этом плане между ними существенной разницы нет. Различие состоит лишь в том, какую сторону действительности отражает каждый из них. Обычно отмечается, что ощущение и восприятие дают непосредственное отражение предметов, явлений и их качеств; представление служит этой цели, но только применительно не к актуальным, а действующим в прошлом объектам. Следовательно, подразумевается, что все эти три функции по своему содержанию, в сущности, служат по сути одному и тому же делу, создавая возможность непосредственного отражения предметов, явлений и их качеств.

Содержание

Введение 3
Восприятие 5
Свойства восприятия 6
Мышление 10
Виды мышления 10
Уровни мышления 13
Развитие мышления 14
Нарушение мышления 15
Мышление и восприятие 21
Список используемой литературы: 23

Вложенные файлы: 1 файл

психологияреферат.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

В развитом варианте мышление - это анализ, сопоставление, нахождение новых связий и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.

  • Развернутое (дискурсивное) и свернутое мышление: интуиция.

В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и  ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом - мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое  мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни - размышлением. Свернутое  и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.

  • Шаблонное и самостоятельное мышление

Шаблонное мышление - это  не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в  принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит  за рамки шаблонов и перестает  быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное. Его основные разновидности - проектное и творческое мышление.

  • Автоматическое и управляемое мышление

Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как  программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и  контроля человека. Приятнее, когда  человек все-таки сам управляет  своим мышлением.

  • Свободное и творческое мышление

Свободное мышление - мышление, не зажатое в рамки ограничивающих шаблонов. Свободно мыслящий человек  не обязательно тот, кто не был  воспитан - это может быть и тот, кого воспитали в формате внутренне  свободного мышления. Творческое мышление - мышление, порождающее из известных  посылок новый, неизвестный - и ценный - результат.

В результате мышление оказывается  более или менее эффективным.

Виды мышления, отражающие его личностный характер

Мышление - очень личностная вещь, и видов мышления можно выделять столько же, сколько типов характера  и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, импульсивное и рассудительное, некритичное и  критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление процессника и мышление результатника (см.→), мышление мужское и женское... Опишет только наиболее яркие варианты:

  • Мужское и женское мышление

Когда описывается "просто мышление", на самом деле, как правило, описывается мышление мужское. Мужчина  чаще готов рассмотреть происходящее объективно, у женщины все пропитано  чувствами и субъективностью. Мужчина  чаще опирается на логику, женщина - на свою интуицию, чувства и ощущения.

  • Позитивное и негативное мышление

Негативное мышление оперирует  преимущественно отрицаниями, склонно  к возражениям, выделяет негативные стороны. Позитивное, соответственно, выделяет стороны позитивные.

  • Цивилизованное и дикое мышление

Цивилизованное мышление соблюдает правила мышления и  нацелено как на решение задачи, так и на отношения сотрудничества. Дикое мышление нарушает правила  мышления и нацелено на личную победу участника.

Уровни мышления

 

Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности - произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас - автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И  в глубине - базовые схемы и  когнитивные убеждения, живующие в нас как правило бессознательно.

А.Бек, основоположник когнитивной  психологии, условно разделил весь процесс человеческого мышления на три уровня. Во-первых, он выделил  произвольные мысли: наиболее поверхностные, легко осознаваемые и контролируемые. Во-вторых, автоматические мысли. Как  правило, это стереотипы, навязанные нам в процессе взросления и воспитания. И, в-третьих, базовые схемы и когнитивные убеждения, то есть глубинный уровень мышления, возникающий в области бессознательного, который труднее всего поддается изменению. Всю поступающую информацию человек воспринимает на одном из этих уровней (или на всех сразу), анализирует, делает выводы и выстраивает на их основе свое поведение.

Неконструктивные мысли  Бек называл когнитивными ошибками. К ним относятся, например, искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность, а также преувеличение  или преуменьшение значимости тех  или иных событий, персонализация (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) и сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).

Все эти примеры иррационального  мышления — поле деятельности для  когнитивного психотерапевта. С помощью  различных методик он прививает  клиенту навык воспринимать информацию адекватно, конструктивно и целесообразно. Как правило, это тот или иной вариант позитивного мышления.

Развитие мышления

 

Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно  делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению - одна из главных задач обучения.

Направления развития мышления

  • Скорость мышления

Скорость мышления у всех разная, и не всегда реалистично  достичь того, что вам так хочется, когда вы видите, как быстро и  легко кто-то справляется с задачей, на которую у вас уходит много  времени. Но увеличить скорость своего мышления вполне реально.

  • Осмысленность мышления

Самый распространенный вид  как бы мышления - внутренняя болтовня, относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление. Чтобы  ваше мышление происходило более  осмысленно, рекомендуется свои мысли  записывать и зарисовывать, рассказывать терпеливо слушающим и позитивно  настроенным окружающим, учить себя эффективному мышлению.

  • Глубина и свобода мышления

Пользуются мышлением  все люди, но делают это различной  степенью свободы. Степень свободы  зависит от привычной позиции  восприятия: в шаблонной ее практически нет, а в четвертой позици восприятия (или в позиции ангела) свобода мышления максимальная.

  • Эффективность мышления

Эффективное мышление - это  мышление конкретное, позитивное и  рабочее. Ваша задача переходить от переживаний к конкретике, от негативного к позитивному мышлению, от правильного мышления - к мышлению продуктивному.

Нарушение мышления

 

Нарушения динамики мышления.

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии ("первичное нарушение"), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность  суждений Неустойчивый способ  выполнения задания. Уровень обобщения  не снижен. Анализ, синтез, усвоение  инструкции сохранны. Понимают переносный  смысл пословиц, метафор. Адекватный  характер суждений неустойчив. Чередуют  правильный и неправильный способ  выполнения задания. 81% сосудистые  заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной  степени заболевания такая непоследовательность  суждений поддается исправлению.  Часто бывает достаточно привлечь  внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем  изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость - следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.

Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

 

Нарушения мотивационного компонента мышления

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

2. Резонерство – «склонность  к бесплодному мудрствованию», «словесная  опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует  сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями,  терминами, нередко употребляемыми  без понимания их истинного  значения. Если больной с обстоятельностью  стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии:

Информация о работе Восприятие и умозаключение (мышление)