Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа
Цель: исследовать возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследования произвольных движений у пациентов отделения 3/2 РЦПЗ)
Введение………………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Основные принципы и этапы нейропсихологического и диагностического исследования………………………………………………………………………………...7
1.1.Исследование произвольных движений……………………………………………...18
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования……………………………………………………………………………….28
1. Описание методик исследования динамического праксиса……………………….....28
2. Описание методик исследования кинестетического праксиса…..…………………...33
3. Описание методик исследования пространственного праксиса………………….….37
4. Описание методик исследования выполнения с предметами в реальном и в воображаемом……………………………………………………………………………...39
2.2 Результаты первичного исследования и их интерпретация ..……………………....40
2.3 Программа коррекционной работы…………………………………………………..45
2.4 Результаты вторичного исследования и сравнительный анализ данных ….……...52
Заключение…………………………………………………………………………………54
Рекомендации ……………………………………………………………………………..56
Список литература………………………………………………………………………...
Из полученных данных, представленных в таблицах №14 и №15, видно, что 75% испытуемые с патологий не справляются с работой, не усваивают программу действий. Идут персеверации (кулак-кулак и т.п.). Предлагаю помощь (делаю, проговаривая «кулак», разжали «упали»). И только у 25 % после проговаривания выполнения улучшается, это указывает на заинтересованность подкорковых образований. У многих не нарушена регуляция двигательного действия, это указывает на нарушение префронтальных отделов лобной коры. Испытуемые в норме с работой справились на 100 %.
 
Кинестетический праксис в норме
Таблица №15.
| Симптомы | справились | Не справились | 
| Праксис 
  позы (кисти) правой рукой, левой рукой.
   В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами.  | 
  100 % | 0% | 
| Перенос позы по зрительному образцу | 100 % | 0% | 
Кинестетический праксис в патологии
Таблица №16.
| Симптомы | справились | не справились | 
| Праксис 
  позы (кисти) правой рукой, левой рукой.
   В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами.  | 
  15% | 85 % | 
| Перенос позы по зрительному образцу | 15% | 85 % | 
Итак, у всех испытуемых с органическими поражения мозга есть трудности с поиском позы и при использовании ширмы и при зрительном контроле. Все это указывает на нарушение зрительно пространственной организации движения (теменная зона – правое и левое полушария). Нарушение пространственного праксиса.
У испытуемых с нормальным головным мозгом проблем нет, все 100 % справились с заданием.
Пространственный праксис в норме
Таблица №17.
| Симптомы | справились | Не справились | 
| Одноручные 
  пробы
   (рука-подбородок) Двуручные (рука-рука)  | 
  90 % | 10 % | 
| Пробы Хэда: односторонние, перекрестные | 90 % | 10 % | 
 
Пространственный праксис в патологии
Таблица №18.
| Симптомы | Справились | Не справились | 
| Одноручные 
  пробы
   (рука-подбородок) Двуручные (рука-рука)  | 
  15 % | 85 % | 
| Пробы Хэда: односторонние, перекрестные | 15 % | 85 % | 
Отсюда у испытуемых с органическим поражением мозга 85 % не могут справится с заданием.
• Есть замена правой руки на левую, неправильное пространственное расположение рук, путают правую и левую стороны – это ошибки указывают на нарушение зрительно-пространственной организации движения (теменная доля левого и правого полушарий). Это первичные ошибки.
• Не могут найти заданную часть лица или тела, это нарушение схемы тела (правое полушарие, теменная зона).
• Не стремятся к коррекции указанных ошибок (нарушение произвольной регуляции движений – префронтальные отделы – «передний лоб»).
Исследование выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в норме
Таблица №19.
| Симптомы | Справились | Не справились | 
| Предметные действия | 100 % | |
| Застегивание пуговиц | 100 % | |
| Завязывание узла, банта | 100 % | 
Исследование выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в патологии
Таблица №20.
| Симптомы | Справились | Не справились | 
| Предметные действия | 15% | 85 % | 
| Застегивание пуговиц | 15% | 85 % | 
| Завязывание узла, банта | 15% | 85 % | 
Произвольное движение (праксис) является сложнейшей функциональной системой, которая базируется на сохранности ряда факторов и опирается на совместимую работу целого комплекса зон мозговой коры и подкорковых образований, причем каждая из этих зон вносит свой вклад в осуществление движения. Поэтому сложное предметное движение может нарушаться при поражении различных зон коры (или подкорковых образований), однако каждый раз оно будет нарушаться по разному.
Испытуемые с органическими пораженими мозга 85 % и испытуемые с нормальным интеллектом справились на 100 % с предметными действиями.
Исследование формирования двигательных программ по речевой инструкции в норме
Таблица №21.
| Симптомы | Справились | Не справились | 
| Сядь, встань | 100 % | |
| Рисование серий, геометрических фигур | 90 % | 10 % | 
Исследование формирования двигательных программ по речевой инструкции в патологии
Таблица №22.
| Симптомы | Справились | Не справились | 
| Сядь, встань | 35% | 65 % | 
| Рисование серий, геометрических фигур | 30% | 70 % | 
Следует 
отметить, что наиболее отчетливо 
отписываемые нарушения проявляются 
в контралатеральной очагу 
Оценка составления функций движения сбора на непроизвольной и произвольной форме в норме
Таблица №23.
| Симптомы | есть | нет | 
| Характеристика 
  непроизвольного внимания.
   Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций  | 
    100%  | 
    100%  | 
| Характеристика 
  произвольного внимания.
   Результаты пробы на зрительное внимание  | 
  100% | 0% | 
Оценка составления функций движения сбора на непроизвольной и произвольной форме в патологии
Таблица №24.
| Симптомы | есть | нет | 
| Характеристика 
  непроизвольного внимания.
   Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций  | 
    10% 80%  | 
    90 % 20 %  | 
| Характеристика 
  произвольного внимания.
   Результаты пробы на зрительное внимание  | 
  20%
   20%  | 
  80%
   80 %  | 
Анализ 
основных пространственных координат, 
сохранение их как той матрицы, в 
пределах которой выполняются 
Дефекты произвольной регуляции деятельности в сочетании в активностью проявляются и в речевой деятельности испытуемых с органическими нарушениями мозга. Их спонтанная речь обеднена, они утрачивают речевую инициативу, в диалоге преобладают эхолами, речевая продукция изобилует стереотипами и штампами, несодержательными высказываниями.
Так же, как и в других видах деятельности, такие люди не могут построить программу самостоятельного рассказа на заданную тему, а при воспроизведении рассказа, предложенного для запоминания, соскальзывают на побочные ассоциации стереотипно - ситуационного плана. Такие нарушения речи квалифицируются как речевая спонтанность, речевая адинамия или динамическая афазия.
Вопрос о характере данного речевого дефекта не решен до конца: является ли он собственно речевым или идет в синдроме общей инактивности и аспонтанности.
Очевидно, 
однако, что общие радикалы, формирующие 
синдром нарушения 
2.3 Сравнительный анализ данных
Для сравнительного анализа данных нами был использован критерий различия для процентов.
Сравнительный анализ данных первичного и вторичного иследования.
Таблица №25.
| Справились с заданием до коррекции | Справились с заданием после коррекции | Критерий различия для процентов. | ||||
| норма | патология | норма | патология | t | p | |
| Кулак-ребро-ладонь,
   Ребро-ладонь-кулак. 1-2-1-5-1-2-5  | 
  100% | 10% | 100% | 25% | 7.89 | 0.001 | 
| Реципрокная координация | 100% | 10% | 100% | 25% | 7.89 | 0.001 | 
| Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) | 100% | 10% | 100% | 25% | 7.89 | 0.001 | 
| Графическая проба | 90% | 50% | 90% | 50% | 2.93 | 0.005 | 
| Праксис 
  позы (кисти) правой рукой, левой рукой.
   В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами.  | 
  100% | 0% | 100% | 15% | 9.92 | 0.001 | 
| Перенос позы по зрительному образцу | 100% | 0% | 100% | 15% | 9.92 | 0.001 | 
| Одноручные 
  пробы
   (рука-подбородок) Двуручные (рука-рука)  | 
  90% | 5% | 90% | 15 % | 6.47 | 0.001 | 
| Пробы Хэда: односторонние, перекрестные | 90% | 5% | 90% | 15 % | 6.47 | 0.001 | 
| Предметные действия | 100% | 5% | 100% | 15% | 8.50 | 0.001 | 
| Застегивание пуговиц | 100% | 5% | 100% | 15% | 8.50 | 0.001 | 
| Завязывание узла, банта | 100% | 5% | 100% | 15% | 8.50 | 0.001 | 
| Сядь, встань | 100% | 0% | 100% | 35% | 9.92 | 0.001 | 
| Рисование серий, геометрических фигур | 90% | 0% | 90% | 30% | 7.89 | 0.001 | 
| Характеристика непроизвольного внимания. | 100% | 10% | 100% | 10% | 7.89 | 0.001 | 
| Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) | 0% | 90% | 0% | 80% | 7.89 | 0.001 | 
| Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций | 0% | 90% | 0% | 80% | 7.89 | 0.001 | 
| Характеристика произвольного внимания. | 100% | 10% | 100% | 20% | 7.89 | 0.001 | 
| Результаты пробы на зрительное внимание | 100% | 10% | 100% | 20% | 7.89 | 0.001 |