Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:13, реферат
Одним из психических познавательных процессов наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением, является речь. В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.
Общее понятие о речи.
Внутренняя речь.
Этапы становления внутренней речи в онтогенезе.
Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, при возникновении внутренней речи возникает сложное волевое действие как саморегулирующая система, осуществляемая с помощью собственной речи ребенка - сначала развернутой, затем свернутой.[6]
За последние десятилетия эти 
положения Л.С. Выготского были подробно 
прослежены в экспериментах П.Я. Гальперина 
и его сотрудников (1959, 1975), показавших, 
что всякое интеллектуальное действие 
начинается как развернутое материальное 
или материализованное действие, иначе 
говоря как действие, опирающееся на развернутые 
внешние манипуляции с предметами. Затем 
человек начинает использовать собственную 
речь и интеллектуальное действие переходит 
на стадию развернутой речи. Лишь вслед 
за этим внешняя речь сокращается, становится 
внутренней и начинает принимать участие 
в организации тех сложных видов интеллектуальной 
деятельности, которые П.Я. Гальперин называет 
"умственными действиями". Умственные 
действия, являющиеся основой интеллектуальной 
деятельности человека, создаются на основе 
сначала развернутой, а затем сокращенной 
и свернутой речи. 
Эти положения дают возможность подойти 
к решению важнейшего вопроса о внутреннем 
строении и происхождении волевого акта. 
Волевой акт начинает пониматься не как 
первично духовный акт и не как простой 
навык, а как опосредствованное по своему 
строению действие, опирающееся на речевые 
средства, причем под этим имеется в виду 
не только внешняя речь как средство общения, 
но и внутренняя речь как средство регуляции 
поведения. Все сказанное является совершенно 
новым решением одной из сложнейших проблем 
психологии - проблемы волевого акта. Оно 
позволяет нам подойти к волевому (и интеллектуальному) 
акту материалистически, как к процессу 
социальному по своему происхождению, 
опосредствованному по своему строению, 
где роль средства выполняет прежде всего 
внутренняя речь человека. 
Литература.