Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 10:57, курсовая работа
ЦЕЛЬЮ является узнать, рассмотреть и сделать выводы о внимании и сознании человека
ЗАДАЧА – увидеть как сознание помогает человеку делать осмысленные поступки, ценить духовные вещи и быть полезному обществу, а внимание – в повседневной жизни.
Введение                                                                                                           2
           Глава 1 Внимание                                                                                  
1.1.	Явления и определение внимания                                                         4 
1.2.	Функции и виды внимания                                                                    7
1.3.	Психологические теории внимания                                                      9
1.4.	Развитие внимания                                                                                11
Глава 2 Сознание                 
           2.1. Сознание как форма жизнедеятельности человека,
 способ духовной ориентации и преобразование мира,
 инструмент реальности                                                                                            13
         2.2. Материальные предпосылки возникновения
 сознания. Качественное изменение форм отражение
 на различных уровнях развития материи                                                              18
         2.3. Сознание и мозг. Техническое и Физиологическое.
Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике
человека                                                                                                                      21
         2.4. Сознание и язык. Идеальное и материальное.
 Сознание и самосознание.                                                                                       24
        Заключение                                                                                                         29
        Литература                                                                                                         31
8. Все 
известные акты внимания, выполняющие 
функцию контроля как 
1.4. Развитие внимания
Внимание, 
как и все остальные 
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное 
внимание возникает из того, что 
окружающие ребенка люди «начинают 
при помощи ряда стимулов и средств 
направлять внимание ребенка, руководить 
его вниманием, подчинять его 
своей власти и этим самым дают 
в руки ребенка те средства, с 
помощью которых он впоследствии 
и сам овладевает своим вниманием». 
Культурное развитие внимания заключается 
в том, что при помощи взрослого 
ребенок усваивает ряд 
Различия 
в характеристиках 
Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе 
с постепенным овладением активной 
речью ребенок начинает управлять 
и первичным процессом 
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: "Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
Слово, которым 
пользуется взрослый, обращаясь к 
ребенку, появляется первоначально 
в роли указателя, выделяющего для 
ребенка те или иные признаки в 
предмете, обращающего его внимание 
на эти признаки. При обучении слово 
все более и более направляется 
в сторону выделения 
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Попытаемся 
теперь в виде своеобразного «
1. Первые 
недели-месяцы жизни. 
2. Конец 
первого года жизни. 
3. Начало 
второго года жизни. 
4. Второй-третий 
год жизни. Достаточно хорошее 
развитие указанной выше 
5. Четыре 
с половиной - пять лет. Появление 
способности направлять 
6. Пять-шесть 
лет. Возникновение 
7. Школьный 
возраст. Дальнейшее развитие 
и совершенствование 
Вывод:
“Необходимости 
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Гельвеций говорил:
“Чувства составляют источник 
всех наших знаний... Мы располагаем 
тремя главными средствами исследования: 
наблюдением природы, размышлением 
и экспериментом. Наблюдение собирает 
факты; размышление их комбинирует; 
опыт проверяет результат 
...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее реально”1.
Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную связь вещей и явлений.
Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное» (Ubw)”2.
Философия 
ставит в центр своего внимания как 
основной вопрос отношение материи 
и сознания, а тем самым и 
проблему сознания. Значение этой проблемы 
обнаруживается уже в том, что 
вид, к которому принадлежим мы, люди, 
обозначают как человек разумный. 
Исходя из этого, можно с полным правом 
сказать, что философский анализ 
сущности сознания исключительно важен 
для правильного понимания 
При этом 
рассмотрение отдельных аспектов сознания 
как специфически человеческой формы 
регуляции взаимодействия человека 
с действительностью в рамках 
различных дисциплин всегда опирается 
на определенную философско-мировоззренческую 
установку в подходе и 
Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.
Действительно, значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания.
Наконец, 
очень тесно можно сказать, органически 
связаны между собой сознание 
и язык, в силу чего и научный 
анализ такого явления, как язык во 
всей его многосложности, немаловажен 
для осмысления сущности, природы 
сознания. При этом главное, о чем 
следует постоянно помнить, состоит 
в том, что «нельзя отделить мышление 
от материи, которая мыслит». Сознание, 
как и материя, это реальность. 
Но если материя это объективная 
реальность, характеризующаяся