Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:32, реферат
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать 
ориентировочную реакцию, которая и позволит после нам «настроить» на 
него свои органы чувств. Природа и сущность внимания вызывает 
серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты 
сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной 
функции, считают его только стороной или моментом других 
психологических процессов.
Введение 
1. Функции и виды внимания 
2.Виды памяти и их особенности  
3. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека  
4. Вывод 
5. Литература
 
1. Двигательная 
– способность запоминать и воспроизводить 
систему двигательных операций (печатать 
на машинке, завязывать 
галстук). 
 
2. Образная память – возможность сохранять 
и в дальнейшем 
использовать данные нашего восприятия. 
В зависимости от того, какой 
анализатор принимал наибольшее участие 
в формировании образа, можно 
говорить о пяти подвидах образной памяти: 
зрительной, слуховой, 
осязательной, обонятельной и вкусовой.
 
3. Эмоциональная память – представляет 
собой запечатление 
пережитых нами чувств, собственных эмоциональных 
состояний и аффектов. 
Человек, которого сильно испугала выскочившая 
из подъезда собака, ещё 
долго будет вздрагивать, проходя мимо 
(память страха, стыда, ярости).
 
4. Вербальная (иногда называемая словеснологической 
или 
семантической) память. С её помощью образуется 
информационная база 
человеческого интеллекта, осуществляется 
большинство мыслительных 
действий (чтение, счёт). Семантическая 
память как продукт культуры 
включает в себя формы мышления и анализа, 
основные грамматические 
правила родного языка. 
 
3. 
Пути, приёмы и 
средства улучшения 
памяти человека.
 
Память 
– одна из самых уязвимых способностей 
человека, её 
многообразные нарушения весьма распространены. 
Существуют также методы 
воздействия на память.
 
1. При прямом воздействии на 
некоторые участки мозга в 
сознании могут 
всплывать сложные цепи воспоминаний, 
то есть человек вспоминает то, 
что давно забыл, и легко продолжает помнить 
«забытое» после операции. 
 
2. Был найден если не центр памяти, 
то, во всяком случае, участок, регулирующий 
перевод 
данных из кратковременной памяти в долговременную, 
без чего 
запоминание вновь поступившей новой 
информации невозможен. Этот центр 
называется «гиппокамп» и расположен 
в височной доле мозга. После 
двустороннего удаления гиппокампа больные 
сохраняли память о том, что 
было до операции, но запоминания новых 
данных не наблюдалось. 
 
3. Установлено, что давным-давно 
известные гормоны гипофиза могут 
служить стимуляторами памяти. «Короткие» 
цепочки из аминокислот 
– пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин 
значительно 
улучшают кратковременную и долговременную 
память.
 
4.Для управления памятью 
подсистемы электрическими, электромагнитными 
факторами. Успеха можно 
добиться путём влияния на мозг различными 
физическими факторами 
– электрическими и акустическими. Память 
можно и нужно 
развивать, тренировать, значительно улучшать, 
повышать её 
продуктивность. Продуктивность памяти 
складывается из параметров: 
объём, быстрота, точность, длительность, 
готовность к запоминанию и 
воспроизведению.
 
5.Для уменьшения забывания 
· Понимание, осмысление информации;  
· Повторение информации (первое повторение 
нужно через 40 минут после 
заучивания, т.к. через час в памяти остаётся 
только 50 % механически 
заученной информации). Нужно помнить, 
что 30 повторений в течении 
месяца эффективнее, чем 100 повторений 
в день.
 
6. Игра «Память». 
Чертиться квадрат, в нём расположены 
символы, даётся несколько секунд 
на запоминание их расположения. Затем 
за минимум времени нужно 
воспроизвести порядок расположения этих 
символов. Эта игра тренирует 
зрительную память, точность и быстроту 
запоминания. 
Вывод: 
 
Как уже упоминалось, 
память одна из самых уязвимых способностей 
человека. Как отмечал Ларогифуко: «все 
жалуются на свою память, но 
никто не жалуется на свой разум». Типичные 
расстройства памяти 
наглядно демонстрируют её зависимость 
от всего комплекса личностных 
особенностей человека, а их анализ позволяет 
лучше понять память 
именно как психологический феномен.  
Нужно развивать память, повышать её продуктивность. 
На продуктивность 
памяти влияют субъективные и объективные 
причины. К субъективным 
причинам относятся: интерес человека 
к информации, выбранный тип 
запоминания, врождённые способности, 
состояние организма, 
предшествующий опыт, установка человека. 
К объективным причинам 
относятся: характер материала, количество 
материала, его осмысленность 
и понятность, его связность и особенности 
обстановки. 
Произвольная направленность и сосредоточенность 
психической 
деятельности на каком-либо объекте восприятия 
называется вниманием. 
Если внимательно сосредоточиться на 
каком-либо предмете, то легче 
будет воспроизвести его в памяти. Важной 
особенностью объема внимания 
является то, что оно мало поддаётся регулированию 
при обучении и 
тренировке. Но все-таки как и память , 
внимание можно развивать с 
помощью психологических упражнений «Наблюдательность». 
Детям предлагается по памяти подробно 
описать школьный двор, путь из дома в 
школу – то, что они видели сотни раз. Такие 
описания делают 
устно, но можно записать, а затем сравнить 
между собой и с реальной 
действительностью. В этой игре выявляются 
связи внимания и зрительной 
памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Библиография: 
 
1. Л.Д.Столяренко «основы психологии». 
Учебное пособие (серия «Высшее 
образование»), 2003 год. 
2.Ж. Годфруа «Что такое психология ?», 1994 
г. 
3.Р.М.Нилов «Психология», 1997 г.