Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности  отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1.	Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме  взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2.	Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние  на детско-родительские отношения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях 
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1.	Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации 
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2.	Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3.	Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Примечание: 1- уровень протекции; 2 - степень удовлетворения потребностей ребенка; 3 – количество требований; 4 – количество требований-запретов; 5 – строгость санкций; 6 – неустойчивость стиля воспитания; 7 – расширение сферы родительских чувств; 8– предпочтение детских качеств; 9 – воспитательная неуверенность родителя; 10 – фобия утраты ребенка; 11 – неразвитость родительских чувств; 12 – проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; 13 – вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; 14 – предпочтение мужских качеств, 13 - предпочтение женских качеств.
В исследовании приняли участие 28 родителей обследуемых детей.
При интерпретации опросника мы выявили нарушения семейного воспитания у 10 родителей, что составляет 36% от числа обследуемых. Представленность типов неправильного семейного воспитания выглядит следующим образом:
1. Доминирующая гиперпротекция (Г+, 
У+-, Т+-, З+-, С+-). Ребенок также в 
центре внимания родителей, которые 
отдают ему много сил и 
2. Эмоциональное отвержение (Г+-, У-, С+). В крайнем варианте это воспитание по типу “Золушки”. Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера. К этому типу отнесены 3 родителей, что составляет 11% от числа обследуемых.
3. Повышенная моральная 
4. У большинства родителей (18чел./64%) не выявлен какой-либо неправильный стиль семейного воспитания, что может свидетельствовать о благоприятной семейной атмосфере, наличии верной воспитательной стратегии. Родители в таких семьях любят своих детей, понимают их, предпочитают не наказывать, а объяснять, что плохо, что хорошо; не опасаются лишний раз похвалить; требуют осмысленного поведения от детей, стараются помочь им, чутко относятся к их запросам; проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами. Дети в таких семьях любознательны, умеют обосновать свою точку зрения, ответственно относятся к своим обязанностям, в отношениях со сверстниками они более уверены в себе, энергичны, к родителям относятся уважительно, помогают им, опираются на их точку зрения, при этом могут иметь свою собственную.
Графически результаты представлены на рисунке 1 (приложение 4).
2. Далее проведено изучение 
Количественные результаты представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Количественные результаты изучения
типа родительского отношения к учащимся 3а класса
№  | 
  ФИО учащихся  | 
  Тип родительского отношения  | ||||
принятие  | 
  кооперация  | 
  симбиоз  | 
  автор. гиперс.  | 
  мал. неуд.  | ||
1  | 
  Б. Р.  | 
  |||||
2  | 
  Б. Т.  | 
  |||||
3  | 
  В. К.  | 
  |||||
4  | 
  В. Ю.  | 
  |||||
5  | 
  Г. С.  | 
  |||||
6  | 
  Г.А.  | 
  |||||
7  | 
  Г. С.  | 
  |||||
8  | 
  Г. В.  | 
  |||||
9  | 
  Г.Л.  | 
  |||||
10  | 
  Д. В.  | 
  |||||
11  | 
  К. С.  | 
  |||||
12  | 
  К.Т.  | 
  |||||
13  | 
  К. А (м)  | 
  |||||
14  | 
  К. А.(д)  | 
  |||||
15  | 
  Л. Ж.  | 
  |||||
16  | 
  Л. Т.  | 
  |||||
17  | 
  М. К.  | 
  |||||
18  | 
  П. Р.  | 
  |||||
19  | 
  П. М.  | 
  |||||
20  | 
  П. В.  | 
  |||||
21  | 
  С. Ж.  | 
  |||||
22  | 
  С. А.  | 
  |||||
23  | 
  С. К.  | 
  |||||
24  | 
  М.З.  | 
  |||||
25  | 
  Т. А.  | 
  |||||
26  | 
  Ф.К.  | 
  |||||
27  | 
  Ф. В.  | 
  |||||
28  | 
  Х. А.  | 
  |||||
Итого:  | 
  12 человек  | 
  5 человек  | 
  1 человек  | 
  7 человек  | 
  3 человека  | |
По результатам обследования у 12 человек диагностирован тип родительского отношения “принятие”, что составило 43% от числа обследуемых. Этот тип отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Родителю нравится ребенок таким, каким он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
У 5 человек выявлен тип родительского отношения “кооперация”, что составило 17% от числа обследуемых. Данный тип представляет социально-желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
У 1 человека диагностирован тип детско-родительских отношений “симбиоз”, что составляет 4% от числа обследуемых. При таком типе отношений родитель ощущает себя с ребенком единым целом, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, как так по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
«Авторитарная гиперсоциализация», выявленная у 7 человек (25%), – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
У 3 человек диагностирован тип родительского отношения “маленький неудачник”, что составило 11% от числа обследуемых. Данный тип характеризуется отражением особенностей восприятия и понимание ребенка родителя. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградитель ребенка от трудностей жизни строго контролировать его действия.
Графически результаты обследования с помощью методики А.Я.Варга, В.В.Столина представлены на рисунке 2 (приложение 5)
Таблица 2.3
Результаты исследования отношений в семье (Методика “Рисунок семьи”)
№ п/п  | 
  Ф.И. учащихся  | 
  Диагностические показатели  | |||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | ||
1  | 
  Б. Р.  | 
  Не соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
2  | 
  Б.Т.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
3  | 
  В. К.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
4  | 
  В. Ю.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
5  | 
  Г. С.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
6  | 
  Г.А.  | 
  Не соотв.  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
7  | 
  Г. С.  | 
  Не соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
8  | 
  Г. В.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
9  | 
  Г.Л.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
10  | 
  Д. В.  | 
  Не соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
11  | 
  К. С.  | 
  Не соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
12  | 
  К.Т.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
13  | 
  К. А (м)  | 
  Соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
14  | 
  К. А.(д)  | 
  Соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
15  | 
  Л.Ж.  | 
  Соотв.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
16  | 
  Л. Т.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
17  | 
  М.К.  | 
  Не соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
18  | 
  П.Р.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
19  | 
  П. М.  | 
  Соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
20  | 
  П. В.  | 
  Не соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
21  | 
  С. Ж.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
22  | 
  С. А.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
23  | 
  С.К.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
24  | 
  М.З.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
25  | 
  Т.А.  | 
  Не соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
26  | 
  Ф.К.  | 
  Соотв.  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
27  | 
  Ф. В.  | 
  Не соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
28  | 
  Х. А.  | 
  Не соотв.  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
Примечание: 1- соответствие/несоответствие реальному количеству членов семьи; 2 – благоприятная семейная обстановка; 3- сверхтесные контакты; 4 – нарушения эмоциональных отношений; 5 – конфликтная ситуация в семье; 6 – агрессия в семейных отношениях.
Таким образом, результаты методики “Рисунок семьи” показали, что 17 (61%) учащихся 3 класса А воспринимают семейную обстановку как благоприятную. На рисунках этих детей члены семьи расположены близко друг к другу, повернуты лицом к зрителю или друг к другу. На большинстве рисунков у изображенных прорисованы кисти рук, что тоже является признаком благоприятной семейной обстановки. Иерархические отношения на рисунках адекватны и не слишком сильно выражены.
У 3 человек (11%) диагностирован такой признак отклонений в построении семейных взаимоотношений как сверхтесный контакт между членами семьи. На рисунках это изображается следующим образом: члены семьи располагаются вплотную друг к другу, у В.Ю. члены семьи даже обведены рамкой. Этот признак особенно неблагоприятен для учащихся, скоро заканчивающих начальную школу, т.к. в настоящее время для ребенка должно большое значение приобрести общение со сверстниками, а тесная связь в семье не позволяет выйти за ее рамки.
У 14 человек (50%) анализ рисунков позволяет говорить о наличии такого негативного признака как нарушения эмоциональных контактов. Показателями данной характеристики служат такие особенности рисунков, как подчеркнуто небрежное изображение всех членов семьи или некоторых из них; взаимная удаленность, разделение членов семьи перегородками, изображение со спины либо отвернутыми друг от друга. Б.Р. сначала даже отказывался вообще работать, в процессе рисования часто пользовался стирательной резинкой. К.С. нарисовала себя отдельно от всех на оборотной стороне листа, объяснив, что она в этот момент гуляет.
На рисунках 9 чел. (31%) присутствуют признаки конфликтных отношений в семье. Таковыми являются резкое уменьшение собственных размеров, сильная штриховка фигур или отдельных их частей, на отдельных рисунках имеются выраженные признаки агрессии (оскаленные зубы, кулаки).
У 5 чел. (18%) диагностируются признаки агрессивных отношений в семье. Это агрессивные позы отдельных членов семьи, чаще родителей, зубы, кулаки. Хотя при обсуждении рисунков 4 ребят не дают описание агрессии, что, тем не менее, не позволяет нам говорить об отсутствии агрессивных проявлений в семье.
Сравнительный анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.
Анализ стилей семейного воспитания с помощью опросника “АСВ” и характеристика отношения родителя к ребенку представлена в таблице 2.4, в целом сравнительные результаты даны в таблице 2.5.
Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения