Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:22, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. Оно обладает большой объяснительной силой при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний. Тем не менее, широких и систематических исследований, направленных на изучение соотношения различных механизмов психологических защит в норме и патологии, проведено немного. Объясняется это, по-видимому, отсутствием до последнего времени психологических методик, позволяющих комплексно и в одном исследовании оценить выраженность основных механизмов защиты, а также большими разногласиями между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов.
Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы влияния механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия……………………………………..
§1. Исследование механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологии…………………………….
§2. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
 
 
 
 
7
 
7
 
 
29
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы влияния механизмов психологической защиты на копинг-поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия.………..
§1. Особенности влияния механизмов психологической защиты на выбор сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны стратегий копинг-поведения в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
§2. Практические рекомендации офицеру-руководителю по совершенствованию межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях  с учетом результатов исследования……………………………………………..
 
 
 
43
 
 
 
43
 
 
 
 
57
Заключение………………………………………………………………………..
Список источников и литературы…………………
Исходя из полученных данных этой таблицы, мы пришли к выводу, что такие копинг-стратегии как избегание (среднее 50,9, стд. отклонение 7,1, медиана 51,0, мода 44,0) и решение задач (среднее 50,6, стд. отклонение 5,7, медиана 51,0, мода 51,0) чаще всего применяется сотрудниками, а ведущими механизмами психологической защиты являются компенсация (среднее 87,6, стд. отклонение 12,0, медиана 88,0, мода 99,0) и реактивные образования (среднее 78,8, стд. отклонение 20,5, медиана 91,0, мода 91,0). Это лишний раз подтверждает, что существует взаимозависимость механизмов психологической защиты и копинг-стратегий, где механизмы оказывают достаточно сильное влияние на выбираемые в последующем копинг-стратегии.
Таблица 3
Таблица средних значений
Результаты описательной статистики показывают:
1. Ведущие копинг-стратегии у сотрудников – решение задач и избегание.
2. Ведущие механизмы психологической защиты – компенсация и реактивные образования.
При выборе сотрудником 
в меньшей степени 
С целью выявления соответствия выборки закону нормального распределения был использован критерий Колмогорова-Смирнова (См. таблица 4)
Таблица 4
Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова  | ||||||||||||||
Решение задач  | 
  Эмоциональная реакция  | 
  Избегание  | 
  Отвлечение  | 
  Соц. отвлечение  | 
  Отрицание  | 
  Вытеснение  | 
  Регрессия  | 
  Компенсация  | 
  Проекция  | 
  Замещение  | 
  Интеллектуализация  | 
  Реактивные. образования  | ||
N  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | 
  30,0  | |
Нормальные параметрыa,,b  | 
  Среднее  | 
  50,6  | 
  40,1  | 
  50,9  | 
  25,5  | 
  18,6  | 
  51,1  | 
  71,2  | 
  48,2  | 
  87,6  | 
  29,4  | 
  69,8  | 
  59,1  | 
  78,8  | 
Стд. отклонение  | 
  5,7  | 
  8,1  | 
  7,1  | 
  7,8  | 
  2,4  | 
  26,8  | 
  24,1  | 
  22,4  | 
  12,0  | 
  20,7  | 
  30,0  | 
  23,6  | 
  20,5  | |
Разности экстремумов  | 
  Модуль  | 
  0,1  | 
  0,2  | 
  0,1  | 
  0,2  | 
  0,1  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,3  | 
  0,3  | 
  0,3  | 
Положительные  | 
  0,1  | 
  0,1  | 
  0,1  | 
  0,2  | 
  0,1  | 
  0,1  | 
  0,1  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,1  | 
  0,2  | |
Отрицательные  | 
  -0,1  | 
  -0,2  | 
  -0,1  | 
  -0,1  | 
  -0,1  | 
  -0,2  | 
  -0,2  | 
  -0,1  | 
  -0,2  | 
  -0,1  | 
  -0,3  | 
  -0,3  | 
  -0,3  | |
Статистика Z Колмогорова-Смирнова  | 
  0,8  | 
  1,0  | 
  0,5  | 
  1,3  | 
  0,7  | 
  0,8  | 
  1,2  | 
  1,0  | 
  1,4  | 
  1,0  | 
  1,7  | 
  1,6  | 
  1,4  | |
Асимпт. знч. (двухсторонняя)  | 
  0,6  | 
  0,3  | 
  1,0  | 
  0,1  | 
  0,8  | 
  0,5  | 
  0,1  | 
  0,2  | 
  0,0  | 
  0,3  | 
  0,0  | 
  0,0  | 
  0,0  | |
Наиболее выраженные копинги коррелируют с наиболее выраженными механизмами психологической защиты. При менее выраженном копинге социальное отвлечение соответствует низкими показателями механизма отрицание. Социальное отвлечение коррелирует с отрицанием, замещением, реактивном оразовании, у которого наиболее выражены средние значения.
В ходе третьего этапа результаты исследования 30 военнослужащих были обработаны с использованием аппаратно-программного комплекса «Гранит» (АПК «Гранит»), предназначенной для обработки и адаптации тестов-опросников. После чего был проведен корреляционный анализ полученных данных.
Регистрация и обработка результатов: после подсчета суммарных «сырых» баллов по каждой шкале экспериментатор может сравнить их со средненормативными показателями по таблице процентилей перевести «сырые» баллы в процентильные оценки.
В связи с тем, что выборка не соответствует закону нормального распределения, мы приняли решение использовать для проведения корреляционного анализа непараметрический критерий Спирмена. Корреляционная матрица представлена в таблице 5.
Таблица 5
Корреляционная матрица по критерию Спирмена
A  | 
  B  | 
  C  | 
  D  | 
  E  | 
  F  | 
  G  | 
  H  | ||
I  | 
  Коэффициент корреляции  | 
  ,279  | 
  ,048  | 
  -,080  | 
  ,264  | 
  ,164  | 
  ,264  | 
  ,095  | 
  ,310  | 
Знч. (2-сторон)  | 
  ,136  | 
  ,802  | 
  ,675  | 
  ,049  | 
  ,387  | 
  ,158  | 
  ,619  | 
  ,048  | |
N  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | |
II  | 
  Коэффициент корреляции  | 
  -,028  | 
  ,149  | 
  ,006  | 
  ,102  | 
  ,275  | 
  ,088  | 
  -,021  | 
  ,024  | 
Знч. (2-сторон)  | 
  ,885  | 
  ,431  | 
  ,976  | 
  ,592  | 
  ,032  | 
  ,643  | 
  ,911  | 
  ,901  | |
N  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | |
III  | 
  Коэффициент корреляции  | 
  ,206  | 
  ,208  | 
  -,083  | 
  ,021  | 
  -,166  | 
  ,212  | 
  ,066  | 
  ,157  | 
Знч. (2-сторон)  | 
  ,275  | 
  ,271  | 
  ,664  | 
  ,913  | 
  ,380  | 
  ,261  | 
  ,728  | 
  ,408  | |
N  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | |
IV  | 
  Коэффициент корреляции  | 
  ,014  | 
  ,181  | 
  ,027  | 
  ,046  | 
  ,003  | 
  ,093  | 
  ,058  | 
  ,156  | 
Знч. (2-сторон)  | 
  ,941  | 
  ,338  | 
  ,889  | 
  ,809  | 
  ,985  | 
  ,627  | 
  ,760  | 
  ,411  | |
N  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | |
V  | 
  Коэффициент корреляции  | 
  ,250  | 
  ,135  | 
  ,040  | 
  ,229  | 
  ,257  | 
  ,400*  | 
  -,071  | 
  ,528**  | 
| 
   Знч. (2-сторон)  | 
  ,047  | 
  ,476  | 
  ,833  | 
  ,224  | 
  ,170  | 
  ,028  | 
  ,708  | 
  ,003  | |
N  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
  30  | 
При изучении данных корреляционной матрицы было выявлено 6 корреляционных связей:
между механизмом психологической защиты избегание и копингом решение задач (r=0,264, р≤0,05);
между механизмом реактивные образования и копингом решение задач (r=0,310, р≤0,05);
между механизмом проекция и копингом эмоциональная реакция (r=0,275, р≤0,05)
между механизмом отрицание и копингом социальное отвлечение (r=0,250, р≤0,05)
между механизмом замещение и копингом социальное отвлечение (r=0,400, р≤0,05)
между механизмом реактивные образования и копингом социальное отвлечение (r=0,528 р≤0,01).
Это свидетельствует о том, что имея навыки совладающего поведения, сотрудник учится преодолевать неэффективные механизмы психологической защиты, отрицательно влияющие на адекватность восприятия ситуаций межличностного общения
Учитывая тот факт, что в ходе корреляционного анализа было выявлено незначительное количество взаимозависимостей, выборка была проранжирована и сгруппирована по трем уровням на основе степени выраженности полученных показателей:
1) низкий уровень значений
2) средний уровень значений
3) высокий уровень значений
В дальнейшем осуществлено сравнение групп между собой с использованием U-коэффицента Манна-Уитни с целью выявить уровень различий между группами по отношению к каждой из копинг-стратегий.
На основе полученных данных результатов можно сделать выводы:
Очевидно, что неадаптированные индивиды (военнослужащие первого периода) используют некоторые защиты в большей степени, чем адаптированные (военнослужащие второго периода). Это подтверждается результатами исследования, проведенные в в/ч 16660. Поскольку механизмы защиты есть способы искажения когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальности, это отражается в поведении таких индивидов, сообщая ему защитный (девиантный, зависимый, патологический и т.п.) характер. Это приводит к конфликту с реальностью, к коллективному неодобрению и разным формам воздействия со стороны коллектива. В результате реальность может стать для военнослужащего еще более неприемлемой, что грозит внутренним конфликтом и ведет к дальнейшей патологии защитного функционирования.
Приведенные в дипломной работе результаты исследования позволяют, во-первых, прогнозировать вероятностный характер отклонений в поведении сотрудника в зависимости от характера нарушений его ранних взаимодействий с окружением, во-вторых, наметить пути и средства достижения индивидуальной конструктивной психологической защищенности и способности к эффективной социально-психической адаптации в ходе воспитательного и психокоррекционного воздействия.
В качестве примера представлена таблица 6, где мы можем увидеть соотношение между уровнем выраженности механизма психологической защиты отрицание и стратегиями копинг-поведения. Остальные таблицы представлены в приложении 1.
Кроме этого, был определены уровни различий между механизмами психологической защиты и копинг-стратегиями.
В качестве примера соотношения одной из копинг-стратегии (решение задач) с механизмами психологической защиты представлена таблица 7. Остальные таблицы представлены в приложении 2.
Таблица 6
Корреляционная матрица по U – критерию Манна–Уитни
Ранги  | ||||
Отрицание  | 
  N  | 
  Средний ранг  | 
  Сумма рангов  | |
Решение задач  | 
  Высокий уровень  | 
  9  | 
  8,00  | 
  72,00  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  11,00  | 
  99,00  | |
Всего  | 
  18  | 
  |||
Эмоциональная реакция  | 
  Высокий уровень  | 
  9  | 
  9,67  | 
  87,00  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  9,33  | 
  84,00  | |
Всего  | 
  18  | 
  |||
Избегание  | 
  Высокий уровень  | 
  9  | 
  8,56  | 
  77,00  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  10,44  | 
  94,00  | |
Всего  | 
  18  | 
  |||
Отвлечение  | 
  Высокий уровень  | 
  9  | 
  9,61  | 
  86,50  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  9,39  | 
  84,50  | |
Всего  | 
  18  | 
  |||
Соц. Отвлечение  | 
  Высокий уровень  | 
  9  | 
  7,89  | 
  71,00  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  11,11  | 
  100,00  | |
Всего  | 
  18  | 
  |||
Исходя из результатов данной таблицы, мы видим, что такой механизм психологической защиты как отрицание по отношению к копинг-стратегии решение задач имеет низкий уровень, что свидетельствует о нежелании сотрудника признавать наличие у него проблем и, тем более, решать их.
По отношении к копинг-
Говоря о копинге избегание, мы видим, что хоть сотрудники и отрицают наличие проблем, но не избегают их. Люди с доминирующей копинг-стрессовой поведенческой стратегией ориентированной на избегание, стараются различными способами отвлечься от создавшейся проблемы, не думать о ней.
Следует заметить, что существуют две субшкалы – отвлечения и социального отвлечения, относящихся к избеганию. Копинг отвлечение имеет высокий уровень, что сотрудники на людях отрицают наличие у них проблем и стараются избегать их решения. При этом те, кто относится к первой субшкале отвлечения, предпочитают отвлекаться от проблемы посредством хождения по магазинам, покупки вещей. Стараются больше спать, балуют себя любимой едой, смотрят телевизор, уходят в отпуск или в отгул. Те же, кто относится к субшкале социального отвлечения, при возникновении какой-либо проблемы отвлекаются от нее, стараясь быть на людях. Они звонят по телефону либо идут в гости к друзьям, проводят время с дорогим человеком. Разговаривают с тем, чей совет особенно ценен для них.
Таблица 7
Ранги  | ||||
Решение задач  | 
  N  | 
  Средний ранг  | 
  Сумма рангов  | |
Отрицание  | 
  Высокий уровень  | 
  11  | 
  8,05  | 
  88,50  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  13,50  | 
  121,50  | |
Всего  | 
  20  | 
  |||
Вытеснение  | 
  Высокий уровень  | 
  11  | 
  10,27  | 
  113,00  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  10,78  | 
  97,00  | |
Всего  | 
  20  | 
  |||
Регрессия  | 
  Высокий уровень  | 
  11  | 
  10,41  | 
  114,50  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  10,61  | 
  95,50  | |
Всего  | 
  20  | 
  |||
Компенсация  | 
  Высокий уровень  | 
  11  | 
  8,64  | 
  95,00  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  12,78  | 
  115,00  | |
Всего  | 
  20  | 
  |||
Проекция  | 
  Высокий уровень  | 
  11  | 
  8,45  | 
  93,00  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  13,00  | 
  117,00  | |
Всего  | 
  20  | 
  |||
Замещение  | 
  Высокий уровень  | 
  11  | 
  8,00  | 
  88,00  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  13,56  | 
  122,00  | |
Всего  | 
  20  | 
  |||
Интеллектуализация  | 
  Высокий уровень  | 
  11  | 
  9,32  | 
  102,50  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  11,94  | 
  107,50  | |
Всего  | 
  20  | 
  |||
Реактивное образование  | 
  Высокий уровень  | 
  11  | 
  8,86  | 
  97,50  | 
Низкий уровень  | 
  9  | 
  12,50  | 
  112,50  | |