Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа
Цель  – изучить взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.
Объект: родительско-детские отношения.
Предмет: родительско-детские отношения и их взаимосвязь с агрессивностью детей дошкольного возраста.
Гипотеза: родительско-детские отношения связаны с агрессивностью детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….3
1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа.............................................................................................................3
1.2    Содержание понятия агрессивности в психологии.................7
1.3 Взаимосвязь  родительско-детских отношений и  агрессивности детей дошкольного  возраста...................................................................................15
1.4 Выводы.....................................................................................................21 
  
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА  ....................................................22
2.1Организация и методы исследования...............................................22
2.2   Исследование родительско-детских  отношений и агрессивности поведения  у детей .......................................................................................................................25
2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...........................................................33
2.3 Выводы................................................................................................................40
Заключение.................................................................................................................41
Литература .................................................................................................................43
Нередко 
отношение родителя к ребенку обусловливается 
не действительными особенностями ребенка, 
а такими чертами, которые родитель приписывает 
его полу, то есть «вообще мужчинам» или 
«вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения 
женских качеств наблюдается неосознаваемое 
неприятие ребенка мужского пола. В таком 
случае приходится сталкиваться со стереотипными 
суждениями о мужчинах вообще; «Мужчины 
в основном грубы, неопрятны». Они легко 
поддаются животным побуждениям, агрессивны 
и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму[4]. 
Любой же человек, будь то мужчина или 
женщина, должен стремиться к противоположным 
качествам — быть нежным, деликатным, 
опрятным, сдержанным в чувствах». Именно 
такие качества родитель с ПЖК видит в 
женщинах. Примером проявления установки 
ПЖК может служить отец, видящий массу 
недостатков у сына и считающий, что таковы 
же и все его сверстники. В. то же время 
этот отец «без ума» от младшей сестры 
мальчика, так как находит у нее одни достоинства. 
Под влиянием ПЖК в отношении ребенка 
мужского пола в данном случае формируется 
тип воспитания «эмоциональное отвержение. 
В этих условиях по отношению к мальчику 
может сформироваться воспитание по типу 
«потворствующей гиперпротекции». 
2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.
Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении.
По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 27 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии:
вербальная агрессия выявлена у 24 детей, в их рисунках, на изображённых несуществующих животных, изобилуют различной величины открытые рты с зубами и клыками; защитно-ответная выявлена у 8 детей, на рисунках этих ребят ярко выражены различные выступы и рога на голове животного; агрессивная защита от людей, обладающих властью, авторитетом была выявлена у 3 детей, здесь преобладали поднятые вверх шипы и наросты, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, которые имеют над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя; пониженный эмоциональный фон был отмечен у 20 испытуемых, здесь были отмечены очень слабые прорисовки паутинообразных линий.
Таким 
образом, по результатам данной методики 
наиболее преобладает вербальная форма 
агрессии, наименее выражена защитно-ответная. 
Для уточнения и расширения представлений 
об особенностях личностных качеств, сопутствующих 
агрессивному поведению детей был использован 
тест «Руки Вагнера». Результаты исследований 
по тесту «Руки Вагнера» отражены в таблице 
1. 
Таблица 1.
Частота 
встречаемости исследуемых 
| агрессия | указание | страх | коммуникация | эмоциональность | зависимость | демонстративность | активная безличность | пассивная безличность | увечье | 
| 49% | 15% | 4% | 7% | 0% | 28% | 26% | 22% | 0% | 1% | 
Таким 
образом, преобладают ответы по категории 
агрессивности 49%; отсутствуют ответы 
по категориям «Эмоциональность» и 
«Пассивная безличность». Основные тенденции 
активности испытуемых представлены на 
рисунке 1. 
Рисунок 1. Профиль основных тенденций активности исследуемой группы детей (%)
Проведенный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
значительное 
превышение агрессивных ответов 
позволяет предположить наличие 
агрессивных тенденций в 
высокий 
балл по категории «Зависимость» 
свидетельствует о неумении самостоятельно 
разрешить конфликтную 
снижение 
ответов по категории «Коммуникативность» 
позволяет предположить о несформированности 
коммуникативных навыков и 
отсутствие 
ответов по категории «Эмоциональность» 
может свидетельствовать о 
повышение ответов по категории «Демонстративность» может свидетельствовать о потребности в привлечении внимания;
отсутствие ответов по категории «Пассивная безличность» дает основания полагать, что лишь немногие внешние стимулы являются нейтральными, а повышенная чувствительность к внешним стимулам может выражаться в неадекватных агрессивных реакциях.
Таким образом, на основании данных выводов, можно предположить, что дети из данной выборки отличаются плохой приспособляемостью, низкой адекватностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, пониженным эмоциональным фоном.
Сравнительный 
анализ полученных данных по результатам 
«Теста руки Вагнера», «Несуществующего 
животного», позволяет сделать вывод, 
что для данной группы испытуемых 
характерными проявлениями являются следующие 
черты: неадекватное эмоциональное 
реагирование; неуверенность в себе, 
в своих силах; плохая приспособляемость; 
низкая адаптивность; повышенная конфликтность; 
неспособность к 
Полученные данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) приведены в таблице 3.
Таким образом, вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста встречается в семьях с такими нарушениями воспитания детей, как гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование
 потребности 
ребенка, воспитательная 
Защитно-ответная форма агрессии встречается в семьях с такими нарушениями в семейном воспитании, как вынесение конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований, гиперпротекция.
Агрессивная 
защита от людей, обладающих авторитетом, 
властью встречается при 
Таблица 2.
Частота 
встречаемости нарушений в 
| Типы нарушений в семейном воспитании | Название шкалы | Кол-во человек | % соотношение | 
| Гиперпротекция | Г + | 4 | 14,8 | 
| Гипопротекция | Г - | 4 | 14,8 | 
| Потворствование | У + | 3 | 11,1 | 
| Игнорирование потребностей | У - | 3 | 11,1 | 
| Чрезмерность требований, обязанностей | Т + | 5 | 18,5 | 
| Воспитательная неуверенность родителей | ВН | 6 | 22.2 | 
| Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания | ВК | 7 | 25,4 | 
| Чрезмерность санкций | С + | 2 | 7,4 | 
В результате исследования мною были выявлены следующие типы семейного взаимодействия, влияющего на агрессивное поведение дошкольников.
I тип семейного взаимодействия - «деструктивный» (25 % испытуемых). Отношения между родителями отличаются некорректностью, отсутствием такта, чувства меры, зачастую открытой нетерпимостью. Процесс воспитания ребенка - предмет манипулирования в отношениях между супругами.
Детям, в свою очередь, демонстрируются негативные эмоции (злость, раздражение), вслух выражается разочарование, недовольство характером, внешностью, интеллектуальными способностями. Замечания делаются на повышенных тонах, в оскорбительных выражениях. При этом вспышки гнева, бурные выражения антипатии зачастую сменяются столь же бурным раскаянием, задабриванием. Особенностью семейной дисфункции по признаку выражения эмоций являлась их чрезмерность и недостаток. Воспитательная позиция родителей отличается непоследовательностью: отцом и матерью могут отдаваться противоположные распоряжения, устанавливаться запреты, немедленно отменяемые другим родителем. Столь же противоречива реакция родителей на проступки или недостаточные успехи взрослеющего ребенка. Функции нормативного контроля осуществляются родителями с той же склонностью впадать в крайности. Никаких попыток восстановления социального статуса ребенка не предпринимается. Отказ воспринимать факт психической болезни ребенка приводит к несвоевременному обращению за специализированной помощью. Данный тип семейных взаимоотношений свойственен тем семьям, где дети имеют ярко выраженные черты: неадекватное эмоциональное реагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному взаимодействию, что может вызвать агрессивное поведение.
II тип семейного взаимодействия - «конструктивный» (30 % родителей). Родители проявляют уравновешенность, рассудительность, уступчивость, поддерживали в доме благожелательную, доверительную атмосферу. Даже серьезные конфликты не становятся поводом к бурным дискуссиям и конфронтации, в которую вовлекались бы младшие члены семьи. Характерна сдержанность в выражении эмоций и особенно — негативных, поддержка ребенку оказывается в ненавязчивой форме. Родители проявляют заинтересованность, понимание, доверие, отзывчивость, готовность помочь, поощрить при успехе и ободрить при неудаче. Позитивную позицию они занимали и по параметру нормативного контроля.
Эти родители 
считают воспитание ребенка своей 
основной функцией, главным смыслом 
существования. Воспитательная позиция 
по контрасту с таковой, полной противоречий 
в семьях с “деструктивным” типом 
взаимодействия отличалась последовательностью 
и состояла в безусловно положительном 
отношении к ребенку, а оказываемая 
эффективная опека могла 
III тип 
семейного взаимодействия — “
Данный 
тип взаимоотношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника